Аноним: Батюшка, что вы скажете обо всем этом ; https://3rm.info/religion/33334-podlinnyy-apokalipsis-tiho-proishodit-v-nashih-serdcah-svyaschennik-dimitriy-shishkin.html Здесь как бы все правильно или нет?
О.Серафим: Чисто внешне, не вникая в понятия добродетелей, – все верно.
Но. Если начать вникать в понятия, которые стоят за наименованием добродетелей, – а это можно сделать только читая другие статьи этого священника или зная о ложных нравственных понятиях, которые господствуют в Московской Патриархии и ей подобных. Только таким путем можно понять, что он имеет ввиду, когда говорит о покаянии, смирении, любви и т.п. Тогда выяснится, что у него ложные понятия, – добро перемешано со злом, тьма со светом, добродетель с лжедобродетелью.
Он говорит о том, что дух Христов уходит, но в реальности Его нет, за малым исключением. А вместо этого есть добро по естеству человеческому, которое тоже начинает исчезать в людях. И вот это-то добро он, в основном, и называет духом Христовым. И видя его уменьшение в людях, он и говорит о том, что дух Христов уходит. То есть, он не может отличить добра по естеству человеческому от духа Христова. И это происходит у него по причине его духовной слепоты.
Поэтому, эту статью и многие другие о добре и добродетелях у деятелей МП и ей подобных (типа Антония Сурожского и др. лжестарцев), – можно понимать как угодно, так как у них утеряны понятия об истинных добродетелях. А отсюда и об истинном добре. За наименованием добродетелей, которые они предлагают, стоят ложные понятия. Наименованиями истинных добродетелей они называют добро естества человеческого перемешанное с примесью первородного греха. В этом и состоит их обман самих себя, по причине их духовной слепоты, и других таких же, которые имеют свои духовные очи закрытыми.
Если взять изречения Антония (Блюма), Сурожского, которые очень много приводятся в интернете, и все это сопоставить, то отсюда становится понятным, что он имел ввиду совсем иное, нежели то, о чем говорится у Св.Отцов. Этот человек сидел на душевном сладострастии и все его изречения о любви, – это он говорит о своем опыте ощущения душевного сладострастия, которое он воспринимал за евангельскую любовь. Так эти изречения и надо понимать. Это и есть яд сладострастия смешанный с естественным чувством любви, который он обольстившись воспринял за истинную евангельскую любовь.
«В падшем естестве человеческом добро смешано со злом. Прившедшее в человека зло так смешалось и слилось с природным добром человека, что природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтоб не действовало вместе и зло. Человек, вкушением греха, то есть опытным познанием зла, отравлен. Отрава проникла во все члены тела, во все силы и свойства души: поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум… Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свое сердце добрым: оно было добрым до падения; по падении добро его смешалось со злом, и для спасения должно быть отвергнуто, как оскверненное. Сердцеведец Бог всех человеков назвал злыми (Лк. 11, 13). От греховной заразы все в человеке пришло в расстройство; все действует неправильно; все действует под влиянием лжи и самообольщения. Так действует его воля; так действуют все его сердечные чувствования; так действуют все его помышления. Тщетно и всуе именует их падшее и слепотствующее человечество добрыми, изящными, возвышенными! Глубоко наше падение: весьма немногие человеки сознают себя существами падшими, нуждающимися в Спасителе; большинство смотрит на свое состояние падения, как на состояние полного торжества, — употребляет все усилия, чтоб упрочить, развить свое состояние падения…
С самого рождения своего человек не имеет ни одного дела, ни одного слова, ни одного помышления, ни одного чувствования ни на кратчайшую минуту, в которых бы добро было без большей или меньшей примеси зла. Это засвидетельствовано Священным Писанием, которое говорит о падших человеках, что между ними нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Рим. 3, 10-12). Указывая на свое падшее естество, святой Апостол Павел говорит: не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе (Рим. 7, 18). Здесь под именем плоти апостол разумеет не собственно тело человеческое, но плотское состояние всего человека: его ума, сердца и тела». (свт.Игнатий Брянчанинов, т.2, гл.21, п.4).
Любовь, которую они проповедуют, на самом деле является душевным сладострастием или сладким злом, которое человек не может различить по причине своей духовной слепоты, происходящей от услаждения чувством приятности, которое проявляется не к месту, не к времени или без меры. Поэтому, в такой душевно-сладострастной любви отсутствует рассудительность, трезвенность, ясное вИдение реальности. Так как душевное сладострастие, которое человек в себе развивает, воспринимая его за духовную любовь, обволакивая его душу, омрачает его сознание и ум. И тогда человек увлекается различными иллюзиями, воспринимая их за реальность. От этого он еще более питает в себе самостно-гордостный дух, через посредство ощущения своей правильности и праведности.
Это обольщение сладким злом является духом антихристовым. А из этого духа уже и исходят все их рассуждения на духовные темы по Библии и по Святым Отцам.
Это состояние духовной прелести и самообольщения является следствием отсутствия правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со страстями, и свидетельством типичного состояния людей, находящихся в Московской Патриархии.