Аноним: Отец Серафим, интересно Ваше мнение по одному вопросу, что вы думаете об аудио записях Псалтыри, можно ли их слушать? Меня смущает, то что слушая псалмы в записи в памяти остается голос и интонация читающего.
Недавно наткнулся в интернете на аудио записи молитв, и прослушав одну испытал чувство отвращения. Человек который записал их, занимается продажей аудио записей неких «настроев», для лечения разных болезней. Вообщем дело ясное, что дело темное, но возникает вопрос, а можно ли слушать «официальные» записи псалмов или молитв, мало ли кто их записывал?
Вот эти настрои и молитвы, называются настрои Сытина .
Спасибо.
О.Серафим: В принципе, если просто слушать записанную кем-то Псалтирь, то можно, если человек подходит к этому не магически. А просто осмысливает слова молитв, и сам доводит их до нужного чувства. Но, если у человека смущение от этого, то лучше ничего этого не слушать. И если там заранее пытаются настроить через выражение каких-то чувств и эмоций на определенный неправильный настрой духа, то тогда конечно такое слушать не нужно.
Молитва – это не слушание и не вычитывание каких-либо Божьих слов, а чувство к Богу обращаемое. Слова даются только для того, чтобы осмысливать их на уровне умовом, рассудочном, и доводить до соответственного чувства. Слова молитв не действуют сами по себе на дух человека, если человек не направляет свое свободное произволение к Богу, через посредство борьбы за чистоту чувств и удовлетворение совести.
Иногда Божьи слова могут подействовать на человека, но не сами по себе, а по причине призывающего действия Божественной благодати, которая призывает человека к пути спасения, через посредство слова Божия, молитвы и т. п…
А общее положение таково, что надо самому себя понуждать к борьбе со своими страстями, за чистоту своих чувств, и тогда слова молитв приобретают смысл для души человека.
Но если нет правильно-проходимой борьбы со страстями, то тогда неизбежно будет магия. Так как человек будет надеяться на слова молитв, на обрядовые действия, на свою внешнюю принадлежность к правильным, на внешнее приступание к Таинствам, на свои добрые дела или подвижничество.
В связи со всеми этими исцелениями, настроем, мне вспомнился один случай. Это было в МП, в начале 1990-х годов, незадолго перед моим уходом из МП. Один немолодой священник, видя мои некоторые болезни, стал давать мне совет, как он занимается лечением. Он творил Иисусову молитву, и когда если у него что-то заболевало, то он направлял эту молитву в то место, на тот орган, где у него заболевало. И болезнь у него проходила. Он говорил, что этому его научил старец, Наум или Кирилл, из Троице-Сергиевой лавры. Я ему стал говорить, что это неправильно, что это духовная прелесть, что это может плохо закончиться. Но это было бесполезно. Кто я был для него такой, на тот момент времени, если его этому научили известные старцы. Спустя какое-то время, я узнал о том, что этот священник изнасиловал малолетнюю девочку, и скрылся в неизвестном направлении. Вот так для него закончилось магическое отношение к словам молитв и к молитве иисусовой. То есть, он использовал эту молитву, как средство для само-утверждения, для возгревания духа самости и гордыни, духа самоуверенности. В итоге возгрел в себе душевно-телесное сладострастие, которое он воспринимал за Божью благодать. И зашел в ужасную духовную прелесть. А скольких он этому еще научил, которые тоже, следом за ним, зашли в самообольщение и прелесть.
Центр жизни христианской – это правильно-проходимая борьба со страстями, направленная на приобретение чистоты чувств и удовлетворение совести. Так как это привлекает в душу Божию благодать и соединяет с Господом нашим Иисусом Христом. Если этого нет, то все остальное содействует воспитанию фарисея, внешнего праведника, сидящего на духе самости и гордыни.
Лечение молитвами, и всеми этими настроями, – это та же самая магия, но только под другим соусом. Магия может прикрываться чем угодно. В ее основании стоит дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. От человека требуется вера, соединенная с духом самости, – поверь, и все тебе будет. То есть, в магии отсутствует нравственное делание, основанное на духе сокрушенном и смиренном перед Богом. В ней нет собственного познания своей немощи; там наборот, надо не сомневаться в самом себе и быть самоуверенным, и тогда все будет получаться. Воспитание духа самоуверенности и самонадеянности, духа самоутверждения, привлекает падших духов, демонов, и соединяет с ними. Ибо и они такого же духа. И тогда бесы начинают соделывать чудеса и прочие сверхъестественности. Такой настрой духа – это и есть, в принципе, молитва к дьяволу.
Если в основание духовной жизни не заложен дух сокрушенный и смиренный перед Богом, опытное познание своей немощи, в борьбе со своими страстями, невменение себе, по настрою своего духа, то тогда неизбежно будет дух самоутверждения, приводящий к духовной прелести и самообольщению. – Это духовный закон.
Если человек будет читать молитву «Отче наш…», «Да воскреснет Бог…», Иисусову молитву, псалмы, богослужебные молитвы, но при этом у него не будет верного основания в его настрое духа, то все эти молитвы будут служить только внешним прикрытием духа самоутверждения, духа самости и гордыни, для подогрева телесного или душевного сладострастия. И по настрою своего духа этот человек будет служить дьяволу, а внешне выглядеть Божьим человеком, молитвенником и т. д… – Это и есть дух антихристов, антихристова религия, которая является ловушкой для обрядоверов, фарисеев-законников, для всех тех, которые используют религию, веру, как средство для духа самоутверждения.
Аноним: Отец Серафим, прокомментируйте, пожалуйста, новую молитву приведенную на сайте: http://freelance123.narod.ru/am.html
Молитва Архангелу Михаилу.
Эта благодатная молитва Архангелу Михаилу была мне дана батюшкой храма Архангела Михаила на Южном Урале семь лет тому назад. С тех пор я этой молитвой спасаюсь и нужды не знаю, чего и Вам желаю.
Эту молитву совершать в точном соответствии с нижеприведенным указанием.
Указание как совершать эту молитву: — произнести нижеуказанную молитву вслух, громко, три раза подряд, находясь в уединении.
Потом молиться так каждый месяц или чаще того.
О.Серафим: Свт.Феофан Затворник, в одном из своих писем, называл таковых «легкоспасенцами».
Здесь явно чисто механическо-магическое отношение к молитве. Человеку предлагается творить вот эту молитву, и тогда мол будет тебе все хорошо, и нужды знать не будешь. Это типа как вера в волшебные слова, которые произносишь, и тогда происходит сверхъестественное действие. То есть, здесь явно видно отношение к молитве как к магическому заклинанию, – произношение слов молитвы приводит в действие Божию силу. Это все проповедует и любая магия. И точно так же предлагает свои молитвы для действия магической силы.
Называть это можно любыми словами, и делать все это можно при помощи любых молитв. Ибо тут изначально, в основание, поставляется неправая вера.
Главный принцип магии здесь заключается в том, что Бог обязан сохранять и спасать человека не за борьбу с его греховными навыками и страстями, не за нравственное делание, а за то, что человек читает вот такую-то молитву, исполняет вот такие-то внешние обрядовые действия.
Но молитва есть чувство к Богу, обращаемое. И Бог никого не спасает, если человек не стремится к борьбе со своими страстями, за чистоту своих чувств, в ежедневных искушениях в своей личной жизни. Если человек не стремится к приобретению истинных добродетелей, то вообще ему никакие молитвы не помогут. А наоборот, через все таковые вычитывания молитв из него будет получаться фарисей, пребывающий в ощущении своей правильности и праведности, довольства собой.
В основание веры в сильные молитвы заложено неправильное понятие о спасении. Исходя из этого ложного понятия о спасении, человек спасается, если он читает вот такие-то молитвы, делает вот такие-то внешние действия. И тогда, мол, от таких-то слов молитвы, внешних обрядовых действий, сверхестественная сила, Бог, приводится в действие, и спасает человека. Такое понятие о спасении, в наше время, проповедуется в великом множестве современных фильмов, в которых показываются различные сверхъестественные действия. Поэтому, человек получивши такое понятие о спасении из СМИ, легко проецирует это на религию, и делает то же самое, но только уже при помощи молитв, обрядовых церковных действий и т. п.
Но правильное понятие о спасении состоит в том, что человек спасается не вычиткой молитвословий, не исполнением внешних обрядовых законоположений, а изменением настроя своего духа, с греховного на богоугодный. И это совершается через законную борьбу со страстями, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями. И совершается это не механически, а путем нравственного перерождения настроя души, в процессе борьбы со страстями. Через постоянное противоречие греховным страстным движениям, в чувствах и желаниях, посредством внимания, обращенного к себе, и трезвения над собою. Это необходимо для того, чтобы не идти на поводу восстающих страстей, первородного греха, а вступать с их проявлениями в борьбу, стараясь возгревать противоположные им добродетельные чувства, призывая при этом Бога на помощь, в чувстве упования и надежды на Него.
А вера во спасение, через посредство вычитывания каких-либо молитв, создает иллюзию спасения, вводит человека в состояние обмана и самообольщения. Так как через посредство такой веры возгревается дух самоуверенный и самонадеянный. Отсюда и образуется ложная, неправая вера, которая основывается на духе самоуверенности, через посредство которой ищется дух само-утверждения, невидимый и непонимаемый для человека, ослепленного этим духом самости и гордыни. А через этот настрой духа человек подцепляется к демонам, ибо и они такого же духа, и при помощи силы бесовской начинаются всякие сверхестественные действия и способности.
В итоге, такою верою человек ставит себя выше Божества, заставляя Его действовать не по причине нравственного изменения настроя души человека, а по причине того, что он произнес вот такие-то молитвы, исполнил вот такие-то обрядовые внешние действия. Это тот же самый дух самости и гордыни, дух самоуверенности и самонадеянности, который возгревается через посредство такой веры. В возгревании такого настроя духа и заключается весь этот обман, который приводит человека к вечной погибели.
На такой вере основываются все суеверия. Поэтому, такая вера называется суеверием, т. е. суетною, пустою, глупою верою, которая вводит человека в состояние самообмана и самообольщения.
Аноним: А сам текст молитвы не содержит ли каких либо неправильных формулировок? Например, может ли Архангел освободить от грехов?
«Пресвятой Архангел Михаил! — Я прошу Тебя освободить меня от моих грехов, грехов ведомых мне и не ведомых мне, — и даровать мне духовное освобождение. Я обязуюсь безропотно и с благодарностью переносить все духовные испытания, которые могут иметь место при этом. Аминь!»
О.Серафим: Сам Архангел Михаил конечно никого не может, сам по себе, освободить от грехов. Ибо это принадлежит только Богу, Божественной благодати. Но любой святой может содействовать человеку в избавлении от тех или иных грехов, при помощи Божией благодати, и молитвою к Богу за этого человека. Поэтому, если прошение говорится в том смысле, чтобы он помог, посодействовал в избавлении от грехов, то тут ничего нет. А если прошение говорится в том смысле, чтобы сам святой очистил меня от грехов, то это уже ересь.
В данном тексте нет ясности, поэтому сам текст молитвы, можно сказать, неправильный.
А так же, ко всем святым обращаются: «Святой» такой-то. Но обращение «Пресвятая», произносится только по отношению к Матери Божией, Деве Марии. Так как она приобрела такую добродетель, за которую Господь вознес Ее превыше всех Ангелов и Святых. Поэтому и обращаются к Ней: «Пресвятая Богородица»; подразумевая то, что Она по своей святости превосходит все, сотворенные Богом, разумные существа. Но Матерь Божия является точно так же сотворенным разумным существом, человеком. Просто Господь возвысил Ее за добродетель смирения, перед Богом, по причине которой и избрал Ее для Боговоплощения.
А правильнее эта молитва была бы так: «Святой Архангел Михаил! — Я прошу Тебя, помочь мне освободиться от моих грехов, ведомых мне и неведомых, — чтобы Господь даровал мне духовное освобождение…».