Оглавление:
О молитве, ее основании и молитвенном правиле. Молитвы и службы для участия в страданиях Христа
О чистой молитве
О молитве, ее основании и молитвенном правиле. Молитвы и службы для участия в страданиях Христа.
Аноним: Странный вопрос наверно, но если вот все равно нужно в любое время претерпевать искушения, а зачем тогда утром и вечером Богу молиться? Бог же все равно сделает так, что страсти наши наружу вылезут и избавлять без нашего труда по простой молитве он же не будет нас от страстей, коли мы все равно должны сами терпеть.
О.Серафим: Утром и вечером надо только возгревать чувство сокрушения о своих грехах и страстях, и доводить себя до чувства решимости на борьбу с ними, с обращением к Богу за помощью. В этом должен заключаться смысл утреннего или вечернего правила, у кого оно есть. А у кого его нет, то все равно должно быть внимание к себе, с целью борьбы со страстями, в течении каждого дня.
Не имеет значения, — есть у человека молитвенное правило, утром и вечером, или его нет. Главное — это должна быть правильно проходимая борьба со страстями, в течении каждого дня, так как от этого зависит искоренение страстей и воспитание вместо них добродетельных душевных чувств, истинных добродетелей. Именно только от этого зависит спасение души человека.
Основание молитвы — истинная христианская нравственность, созидаемая через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями за чистоту своих чувств; отсюда исполнение заповедей Божиих. Без этого делание молитвы, исполнение молитвенных правил (утром и вечером), богослужение, вращение иисусовой или другой молитвы в уме, только заведет в духовную прелесть и самообольщение.
Об этом так же есть здесь.
Аноним: Чтобы хоть как-то принимать участие в Великих событиях страданий Христа читала Утреню, Часы с изобразительными и пр. А вот в какое время что читается, там не сказано. Только с Утреней понятно. Сегодня Утреню с первым Часом прочитала, а дальше?
О.Серафим: Смотря на какой стороне, кто принимает участие в событиях страданий Христовых. Если кто-то в течении недели летит по тем или иным своим страстям, то в зависимости от этих страстей, — он может принимать участие в событиях со стороны воинов избивавших Христа, или со стороны фарисеев и священников иудейских, или со стороны иудейского народа, или со стороны Иуды, или со стороны разбойника роптавшего на свою участь…
А кто-то принимает участие со стороны учеников Христовых, или со стороны благоразумного разбойника, покаявшегося на кресте…
Все зависит от того в каких чувствах пребывает человек, как он переносит ежедневные искушения, в каких чувствах их проходит. Отсюда и определяется, — кто, с какой стороны принимает участие в страданиях Христовых.
Это определяется не тем, что человек читает об этих событиях, или служит службы, или размышляет об этом. А определяется только тем, кто в каких чувствах проходит ежедневные искушения, искореняет ли он свои страсти и воспитывает вместо них верные душевные чувства или летит по своим страстям.
Смысл любого чтения, богослужения или размышления только в одном — изменить свои страстные чувства на добродетельные, спасительные для души. Если этого нет, то тогда воспитывается фарисей.
Молитвы, псалмы, богослужение здесь.
Единственно не советую заниматься просто тупым вычитыванием. Так как от этого омрачается ум и ожесточается сердце.
Надо иметь всегда ввиду одно — возгреть чувства к Богу, так как молитва — это чувство к Богу обращаемое. И зависит она от чистоты чувств. А чистота чувств — от ежедневной правильно-проходимой внутренней борьбы со своими страстями.
Аноним: А по времени, когда что читать?
О.Серафим: Не имеет значения. Главное чувство к Богу возгреть. Уставов в церкви существовало великое множество и все это делалось по разному. Вы как хотите, по какому уставу?
Могу только совет дать: Если читаете и чувствуете, что пошла просто вычитка, то останавливайтесь и постарайтесь возгреть чувство. И только для возгревания чувства и читать. А если не так, то останавливаться и искать чувство сокрушенное.
Искать чувство к Богу (что и есть молитва) можно по разному. И совсем необязательно только через богослужение.
Аноним: Батюшка Серафим! Иисусову молитву сам Иисус оставил нам или святы отцы так решили?
О.Серафим: Без разницы какая будет словесная молитва, если у человека дух не тот. Все зависит от правильности духа. А он зависит от воспитания добродетельных душевных чувств.
На основании вкорененных и воспитанных добродетельных душевных чувств и основывается любая словесная молитва. Если этого нет, то и моление любой словесной молитвой заведет только в самообольщение, в духовную прелесть.
О чистой молитве
Аноним: О.Серафим хочу ещё спросить, постоянно одолевают мысли при молитве, чистой молитвы не получается. Как мне это побороть это? Как справится?
О.Серафим: При вашем положении так и должно быть. Плохо было бы, если бы у вас была чистая молитва. Это говорило бы о том, что вы далеко зашли в состояние духовной прелести.
Путь к чистой молитве лежит через правильно-проходимую борьбу со своими страстями, приводящую к исполнению заповедей Божьих. На эту борьбу и нужно обращать все внимание каждый день.
Но если кто-то имеет чистую молитву не пройдя или не проходя правильно этого пути, то это и является свидетельством его незаконного подвизания. Он попал в духовную прелесть.
Основание молитвы — истинная христианская нравственность (свт.Игнатий Брянчанинов). Поэтому только тот, кто каждый день заботится о воспитании добродетельных душевных чувств в борьбе со своими страстями, — тот и заботится об исполнении заповедей Божьих. Так созидается истинная христианская нравственность, а отсюда и образуется непрелестная чистая молитва.
Но кто хочет иметь чистую молитву сразу, сходу, не проходя этого пути, — тот встал на путь самообольщения, погружается в духовную прелесть.
Истинная молитва должна рождаться в ежедневной борьбе со своими страстями за чистоту своих чувств. — Это законный и правильный путь. Вот на эту борьбу и надо обратить все внимание, стремясь к тому, чтобы ее правильно проходить каждый день.