1. /
  2. Человек
  3. /
  4. О подобии и природе...

О подобии и природе души. О проявлениях воли

Оглавление:
  Подобие в чувствах и природа души
  О проявлениях воли разумного существа, человека
  О своей воле и ее отсечении


Подобие в чувствах и природа души

Аноним: По слову преподобного Симеона Нового Богослова Господь не будет на Суде Своём искать в нас добрых дел, на которые все мы в последнее время нацелены. Но Господь Иисус Христос будет искать в нас подобия Себе, потому что: кому человек подобен при жизни, с тем окажется и в вечности.

О.Серафим: Подобие вот в этом состоит: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5).

Желания (свобода воли), мысли (способность мыслить), чувства (способность чувствовать, ощущать), – это все относится к природе души. А окраска воли, мысли, чувства, их движение или направленность, – это уже относится к подобию, которое может быть Божьим или бесовским.

То есть, все чувства, в их изначальности, относятся к природе души. А движение этих чувств, – это уже относится к подобию, которое в зависимости от окраски, может быть Божьим или бесовским.

Так же и чувство приятности относится к природе души, так как оно естественно человеку по природе и присутствует в природных движениях души. Ибо все что в согласии с природой, то приносит ей естественное удовлетворение, приятность. В конечном итоге это чувство должно соединиться, по замыслу Творца, с действием Божественной благодати, принося ощущение вечного блаженства, через посредство естественного чувства приятности.

А все, что не в согласии с природой, то приносит ей неудовлетворенность, страдание и муку. Таковыми являются действия первородного греха, духа самости и гордыни, страстей.

Мы можем чувствовать и ощущать только теми чувствами, которые заложены в нашу природу Богом, в их изначальности. Если бы не было этих чувств, в их изначальности, то мы бы и не могли различать чувства, одно от другого. Если бы не было органа (то есть самих чувств), посредством которого можно было бы различать, то и невозможно было бы отличать различие чувств.

То есть, к примеру, чувства гнева и ненависти естественны человеку, по природе. Но можно их направить против страстей и бесов, и тогда это будет подобие Божие. А можно их направить против того, что не удовлетворяет духу моей самости, первородному греху, и тогда это будет подобие бесовское.

Далее, к примеру, чувство любви, в котором присутствует оттенок приятности, естественно человеку, по природе. И можно его направлять в согласии с волей Бога, в каждом конкретном случае, и тогда это будет подобие Божие. А можно его направлять в угоду духа своей самости, первородного греха, и тогда это будет подобие бесовское.

Еще. – Чувство смирения, уступчивости, естественно человеку по природе. И если человек будет смиряться, идя на поводу у нечестия, греха, то отсюда воспитается ложное смирение, подобие бесовское. А если человек будет смиряться только с тем, что в согласии с волей Божией, в конкретный момент времени, то отсюда будет образовываться подобие Божие.

О проявлениях воли разумного существа, человека

Аноним: У человека нет свободы своей воли. Он действует или по воле бесовской или по воле Бога.

О.Серафим: Воля, свобода ее в ее проявлениях, — это естественное проявление нашей разумной души. Если бы человек не имел свободной воли, а вместо его воли (хочет он того или нет) действовал бы Бог или дьявол, то это получился бы уже робот, зомби, но не разумное существо.

Человек может идти на поводу у дьявола, но все равно выбор делает сам человек, считая, что так лучше для него, но не различая этого по своей духовной слепоте. Но причина этой слепоты опять же в том, что человек в своей душе не хочет разорвать своей привязанности к самостно-гордостному духу. Он хочет его удовлетворять через те или иные страсти, похоти, находя всему этому благовидные предлоги для самооправдания. И этим обманывая самого себя.

Характерная черта разумного существа, — это разумно-свободная самостоятельность. И над этою его свободою не имеет власти ни Бог и ни дьявол. Это самый бОльший дар во вселенной от Бога — свобода воли. И это может быть только у разумного существа. Поэтому разумное существо, человек, ангел, несет за это ответственность, — как и куда он проявил движение своей воли. Потому и будет суд Божий над всеми людьми. Так как судить можно только того, кто имел свободу в проявлениях движений своей воли, — проявляя ее в согласии с совестью, с природою естества, каким его сотворил Бог, или в противность этому.

У разумного существа, человека, ангела, есть естественная воля вложенная Богом, при сотворении разумных существ, как характерная особенность сознания и разума разумных существ.

У разумного существа, человека, есть два проявления в движениях его свободной воли, — это согласное с природой нашего естества или в противность природе естества. Но эти движения воли человек может проявлять сам, без всяких внушений со стороны Бога или дьявола, а может по внушению Божию или бесовскому. Внушение Божие сподвигает действовать в согласии с природой нашего естества, в согласии с совестью, а внушение бесовское — наоборот.

При этом, внушение Божие или внушение бесовское не действует помимо воли разумного существа, человека, а только пытается склонить его к тому или иному проявлению воли в ее движении, — в согласии с природой естества или в противность ему. Человек же имеет свободу согласиться с этим или нет. И, соответственно, действовать в согласии с этим внушением Божьим или бесовским.

Природа нашего естества, какой ее сотворил Бог, наша совесть, всегда влечет к тому, что в согласии с волей Бога. И потому человек может сам и без внушений Божьих действовать в согласии с совестью и таким образом исполнять волю Бога.

Первородный грех всегда влечет к тому, что противно природе нашего естества, противно совести. И по причине привязанности к нему нашей воли человек может идти у него на поводу и без всяких внушений бесовских. Иным людям и бесы не нужны для внушения, так как они действуют сами не хуже бесов. Проблема как раз в том и состоит, что человек в нравственном отношении чаще всего действует в угоду первородному греху, ища удовлетворения самостно-гордостного духа.

Естественные проявления нашей воли, в согласии с природой нашего естества, могут быть безразличными и небезразличными.

Небезразличные — это в нравственном отношении, когда можно поступать только так и не иначе, так как это идет вразрез с нашей совестью.

Безразличные — это можно поступать так или иначе, так как это не относится к нравственным вопросам. К примеру, поставить стул там или здесь, — это безразличное проявление естественной нашей воли.

Всего этого люди могут не различать или не видеть по причине своей духовной слепоты, происходящей от одержимости самомнением, духом самоуверенности, самостно-гордостным духом. Этот дух и ослепляет душевные очи человека. Но причина этой духовной слепоты опять же в произволении человека, — в его нежелании разрывать привязанность к этим страстям, к первородному греху, самостно-гордостному духу.

Когда человек, по причине своей духовной слепоты, проявления движений своей воли в противность природе нашего естества, в противность совести, воспринимает за действия воли Бога; — да еще если это происходит по внушению бесовскому, а он думает, что это Бог так действует в нем; — тогда он волю бесовскую начинает воспринимать за волю Божию, а демона за Бога. На духовном языке это называется самообольщением или духовной прелестью.

Когда это становится патологией, тогда происходит сильное омрачение ума, и он превращается в проводника воли бесовской. Но он этого не замечает, по причине одержимости самомнением и духом самоуверенности, по причине стремления к удовлетворению самостно-гордостного духа, через посредство своей деятельности.

Когда в таком состоянии человек будет читать Св.Писание, Евангелие, Апостолов или Св.Отцов, то он будет провозглашать бесовские учения, в которых тьма будет перемешана со светом, ложь с истиною. Так происходит всегда, когда человек одержим самомнением и духом самоуверенности, когда у него нет правильно-проходимой внутренней духовной жизни, правильной борьбы со страстями.

О своей воле и ее отсечении

Аноним: Батюшка что значит … волю свою исполнил или отсек ее?

О.Серафим: Когда через проявления воли ищется удовлетворение первородного греха, самостно-гордостного духа, тогда эти проявления воли и называются в нравственно-аскетической литературе — своей волей. Отсечение своей воли и обозначает — отсечение движений воли в угоду духа самости, по страстям, и направление ее в согласии с волей Божией, в согласии с природой нашего естества.

Движение воли естественно человеку по природе. И потому его невозможно отсечь. Возможно только изменение движения воли. Поэтому когда движение воли изменяется с греховно-страстного на угодное Богу или на согласное с природой нашего естества, тогда это и называется отсечением своей воли, в нравственно-аскетических творениях Св.Отцов.

Оставьте комментарий