Оглавление:
О чувстве гнева и ненависти, праведном и греховном. О практическом применении их
О ревности не по разуму, равнодушии и справедливости. О толерантности
О равнодушии и смирении
Кто добрый человек?
О чувстве гнева и ненависти, праведном и греховном. О практическом применении их
Аноним: Батюшка объясните пожалуйста, как отличить праведный гнев от разгула страсти? тут очень тонкая грань между ними, трудно различима и как правило, осознание различий приходит позже, после совершившегося.
о.Серафим: Праведный гнев — это естественное чувство гнева, свободное от духа самости и соединенное с чувством смиренным.
Праведный гнев проявляется тогда, когда на это есть воля Божия, в конкретный момент времени. И он должен иметь меру.
Если естественное чувство гнева к месту и к времени, но отсутствует его мера, тогда оно переходит в страстное.
Когда человек проявляет чувство гнева, как ему кажется праведное, но ум его омрачается при проявлении этого чувства, то это явно страсть.
Когда человек проявляет чувство гнева, а ум его не омрачается, и он в любое мгновение может его остановить и изменить на кроткое, добродушное чувство, — тогда это и есть праведный гнев.
Воспитание праведного гнева начинается с того, когда человек борется с проявлениями греховного, страстного чувства гнева и раздражения, — чтобы чувство гнева не проявлялось в моменты уязвленного самолюбия и гордыни, в моменты неудовлетворенности какой-либо страсти. Надо достичь того, чтобы в эти моменты не было движения чувства гнева или раздражения, а был кроткий и добродушный дух. Вначале надо научиться этому.
Затем надо научиться давать меру чувству гнева, в те моменты, когда он проявляется к месту и к времени. Для этого необходимо внимать себе в эти моменты времени, стремясь к тому, чтобы ум не омрачался, а оставался ясным, трезвым. — Такое делание у Св.Отцов называется трезвением. Так как страсть омрачает, опьяняет ум, а свобода от нее сохраняет ум ясным, трезвым.
Все это постигается опытным, практическим путем, при правильном прохождении этого делания.
Аноним: Если вместе с человеком несущим очевидное зло вызов нравственности и морали, ненависть проявляется как к этому проявлению зла так и к этому человеку.. ?? Это уже является примесью первородного греха?? И в таком случае что более уместно в этот момент времени заменить чувство неприязни на противоположное или для пресечения зла продолжать проявлять неприязень и гнев, а сострадательную любовь молитву за этого человечка возгреть после, когда этот человек уже открыто не может проявлять зла ??
о.Серафим: То, что ненависть к тому злу, которое он несет, — это нормально, так и должно быть. Ибо Господь ненавидит зло, и мы должны ему в этом подражать.
А ненависть и к самому человеку — это примесь первородного греха, которую и надо заменять на чувство сострадательной любви, в молитве об этой душе и преданием ее в руки воли Божией. Молиться об этой ожесточившейся душе, можно примерно так: «Бедная, окаянная и несчастная душа, гореть ей за ее деяния в аду. Господи, да будет на все святая воля Твоя». — Так можно молиться, когда состояние окончательного ожесточения души этого человека явно и очевидно (такие как Путин, патр.Кирилл и т.п.). Если же это не явно, то можно добавлять: «Господи, вразуми и приведи ее к истинному покаянию, какими Сам знаешь путями и судьбами».
Надо проявляя чувство ненависти к злу, которое несет этот человек, ограничивать его чувством сострадательной любви к душе этого человека. Так как всякая душа есть образ Божий, по своей природе. Поэтому греховную, злую окраску надо ненавидеть, а образ Божий, природу души, любить.
***
Если же вы пытаетесь остановить зло, применяя силу, то в этот момент может быть гнев или ненависть. Но как только вы его остановили, то нужно обязательно провеять чувством сокрушения о примеси духа самости, и возгреть чувство сострадательной любви, в молитве за душу этого человека. Так бывает у новоначального, когда чувство ненависти или гнева еще не очищено от примеси первородного греха.
Ну а если чувства ненависти, гнева очищены от этой примеси греха, в той или иной степени, то они могут, в зависимости от этого, проявляться бесстрастно. То есть при проявлении этих чувств — нет омрачения ума. Ум остается ясный и светлый. И в любое мгновение человек может изменить эти чувства на чувство благодушия и спокойствия.
О ревности не по разуму, равнодушии и справедливости. О толерантности
Аноним: Что вы скажете по отношению к мигрантам в Европе?
о.Серафим: Две крайности, которые омрачают ум — это ревность не по разуму и равнодушие. На этих страстях дьявол и его слуги играют, посевая несправедливость.
Ревность не по разуму, — это когда по причине совершенных кем-то преступлений ненавидят всю нацию, тех же мигрантов. Ненависть по национальному признаку — это и есть нацизм. — Нельзя ненавидеть всю нацию, так как среди любой национальности есть люди хорошие и плохие, преступники и добродетельные.
Равнодушие — это когда относятся равнодушно к преступлениям, совершаемым, к примеру, теми же мигрантами. Отсюда немилосердие к пострадавшим и несправедливость в обществе. — Преступники должны быть наказуемы, невзирая на лица, национальность и религиозность.
Добродетель справедливости и любви к людям посредине — между силой ревности и равнодушием.
Виновата власть, которая не наказывает мигрантов, совершающих преступления. Если бы власть наказывала за преступления и нарушения законов, то и не было бы всего того беспредела, что творят мигранты. Всему этому способствует закон о толерантности.
Толерантность – это значит терпимость. Но терпимость тогда является добродетелью, когда она проявляется к месту и к времени, и имеет свою меру. Но если терпимость проявлять не к месту, не к времени, без меры, то получается грех, а отсюда образуются страсти, — ложное смирение и равнодушие.
Именно из-за чрезмерной толерантности к мигрантам возрастает преступность, насаждается беспредел, ведущий постепенно к хаосу. Из-за чрезмерной толерантности страдает в общем народ, а преступность и бандитизм распространяются в обществе. Эта диверсия исходит от властей, которые и насаждают толерантность без меры, где надо и не надо. Таким образом они приучают общественность к ложному смирению и равнодушию. Поэтому проблема не в мигрантах, а во власти, которая насаждает чрезмерную толерантность, приучая народ к тому, чтобы он не сопротивлялся творимому беззаконию. Если так будет продолжаться, то постепенно беспредел и хаос захватят все общество.
Аноним: Скажите, что значит ревность не по разуму? Царь Давид выйдя на Голиафа разве поступал по разуму?
О.Серафим: В каждом конкретном случае необходимо постигать волю Божию, — какова она. А это зависит от обстоятельств, каждого конкретного случая или дела.
Исходя из всех обстоятельств случая Давида с Голиафом, Давид постиг волю Божию и поступил в соответствии с ней. Поэтому здесь была только лишь ревность по Богу.
Критерием добра является воля Божия, а не воля человеческая. Поэтому-то «Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божьему о них определению» (свт.Иоанн Златоуст, т.1, «Против иудеев», Слово 4).
О равнодушии и смирении
Аноним: Как различить безразличие и смирение к конечному результату ???
О.Серафим: Безразличие или равнодушие является естественным чувством. И проявление его к месту, к времени и в меру согласно с природой нашего естества и не является грехом. Грехом любое естественное чувство становится тогда, когда оно проявляется не к месту, не к времени или без меры.
Ко всем естественным чувствам примешана примесь первородного греха, дух самости. И они все нуждаются в очищении от этой примеси, — чтобы эту примесь духа самости заменить чувством смирения перед Богом, привлекающим Божественную благодать.
Чувство смирения перед Богом воспитывается в борьбе со страстями. В этой борьбе и полагается основание духовной жизни — чувство смирения перед Богом. А без этого в основании духовной жизни будет лежать дух самоутверждения. Когда человек познаёт свою немощь в процессе борьбы со страстями, то он обращается к Богу за помощью, чтобы при помощи Бога победить в себе страсть. Это и есть чувство смирения и сокрушения перед Богом, привлекающее благодать. — Так заменяется примесь первородного греха, дух самости, который примешан ко всем нашим естественным чувствам, на чувство смирения перед Богом и Божественную благодать.
Поэтому, когда чувство безразличия или равнодушия не соединено с чувством смирения перед Богом, то оно соединено с первородным грехом, духом самоутверждения. А потому и греховно.
Смирение к конечному результату совершается перед Богом и при помощи Бога. А просто чувство равнодушия или безразличия к конечному результату сидит на ощущении своей правильности и праведности или на духе самоутверждения. И когда оно проявляется не к месту, не к времени или без меры, то через посредство этого чувства и ищется дух самоутверждения. В этом и состоит главное отличие. То есть само чувство равнодушия или безразличия нужно очистить от примеси духа самоутверждения и соединить с чувством смирения перед Богом.
Кто добрый человек?
Аноним: Мне тут сказали. Что кто-то из святых писал, что злой человек от доброго отличается тем что у доброго человека -добрые мысли-это правда?
о.Серафим: 1). Все дело в чувствах. Добрые мысли могут быть и без добрых чувств. И тогда получается — не добрый человек 🙂
2). Ну и добрые мысли тогда добрые, — когда они к месту и к времени.
3). А так же, добро может быть по естеству, а оно всегда осквернено примесью греха, зла. И потому нуждается в очищении.
Поэтому правильнее звучало бы так: Добрый человек отличается от злого тем, что у него всегда добрые чувства. — Это было бы ближе к истине.
А еще ближе к истине так: Добрый человек отличается от злого тем, что у него всегда добрые чувства, которые он проявляет к месту, к времени и дает им меру.
А еще правильнее так: Добродетельным является только тот, кто научился проявлять свои чувства к месту и к времени, и давать им меру.