1. /
  2. Страшный суд
  3. /
  4. О прощении греха, приговоре...

О прощении греха, приговоре на Страшном суде и мытарствах

Прощение греха понимается, как связывание Благодатью первородного греха. Через постоянное противодействие первородному греху, духу самости и гордыни, через борьбу со страстями, воспитывается смиренный и сокрушенный настрой духа, жажда милости Божией, устремление духа к Богу. И по мере ощущения и познания своей немощи, в борьбе с самостно-гордостным духом, первородным грехом, дух сокрушается и смиряется. И тогда чувство упования и надежды отвращается от духа самоуверенности и самонадеянности, и обращается только на одну милость Божию. И только такому настрою духа и подается дар Божественной благодати, которая связывает первородный грех, дух самости и гордыни, содействует воспитанию истинных добродетелей, и приносит дар спасения.

Божественная благодать помогает и содействует человеку, с самого начала, на всем пути борьбы со своими страстями и воспитания истинных добродетелей. Степень подаяния даров Божественной благодати зависит от степени решимости в борьбе со страстями и воспитания добродетельных чувств, от степени воспитания духа сокрушенного и смиренного перед Богом, в процессе этой борьбы.

Вот так Господь спасает! Таков духовный закон, – другого пути нет. Оправдаться на Страшном Суде можно только милостью Божией, которая изливается на дух сокрушенный и смиренный перед Богом, растворенный чувством упования и надежды только на милость Божию, а не на свою веру или добрые дела, как учат протестанты и католики.

Поставит Господь одних по правую сторону, а других по левую, и скажет тем, которые по левую сторону: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… . А они Ему возразят: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим… и не послужили Тебе?» Этим самым ответом проявится их настрой духа, – проявится то: что делали они всё это не ради Христа, а себе всё вменяли, – для удовлетворения своего духа самости и гордыни, первородного греха. А тем, которые по правую сторону, Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня». А они скажут в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?» (Матф.25:34-44). – Этим обнаружится их смиренный настрой духа, – невменение себе никакого своего доброделания: ни в мыслях, ни в желании, ни в чувствах. Хотя они и стремились, и старались делать все от них зависящее, но не вменяли себе своих добродетелей, которые они воспитали в себе, в процессе борьбы со своими страстями. Этот настрой не только в мыслях, но и в духе, в чувствах ощущение такое, – это постоянное расположение духа, всегдашний душевный настрой. Это и есть дух сокрушенный и смиренный перед Богом, ощущающий себя грешником недостойным, растворенный чувством упования и надежды только на милость Божию. И на основании этого духа — истинные добродетели.

На Страшном Суде Сам Бог искушает человеков, и они сами себе произносят приговор – своим настроем духа. И этот настрой духа, который ты воспитал и с которым перешел за гроб, – останется с тобой навечно. Страшный Суд, прохождение по мытарствам, это не так, что все вопросы заранее выучил, подготовился, и знаешь как на них отвечать и как выкрутиться. Нет, совсем не так, а будут смотреть на душевное расположение. Придешь, например, к мытарству гордости: наведут на тебя искушение и ты, приобретя на земле навык к к всему что тому, что подогревает чувство гордости (самомнение, самоцен, вменение себе, надменность), и там, по привычке, по навыку, то же самое будешь делать. И так все мытарства.

А мытарства – это и есть страсти, которыми бесы искушают нас, когда мы здесь на земле, чтобы уловить нас и погубить. И когда мы после смерти идем на частный суд к Богу, то бесы, становясь у нас на пути, стараются уловить нас, искушая теми страстями, которые мы воспитывали в процессе жизни. Вот почему важна борьба со своими страстями, чтобы еще здесь на земле преодолеть эти бесовские мытарства, через посредство искушений, которые происходят от наших страстей и демонов. Чтобы через эту борьбу воспитать дух сокрушенный и смиренный перед Богом, истинные добродетели, и выйти из под власти бесов, чтобы они и после смерти не имели над нами власти, через наши страсти. Так как бесы имеют власть над людьми только через посредство страстей.

А вот как шел по мытарствам преп. Макарий Великий. Когда Макарий проходил мытарство, то бесы все кричали ему во след: «О, Макарий! ты и наше мытарство прошел». А он им постоянно отвечал: нет – я грешный. И так все мытарства прошел. Поставил Макарий одну ногу в раю. А бесы ему: «О, Макарий! ты уже в Царствии небесном!». А Макарий им в ответ: «Милостью Господа моего». Это были не просто слова. Слова выражали тот дух, который он в себе воспитал и имел, – его настрой в глубине своего духа, глубокое чувство своей греховности и недостоинства, с чувством упования только на милость Божию. Если бы это не был настрой его духа, а только, как выученные слова и отрепетированная манера поведения, то он всё равно, на каком-либо мытарстве и попался бы, – вылез бы его дух, какой он есть в действительности, вылез бы дух самости и гордыни, и обнаружилось бы лицемерие.

О мытарствах так же есть здесь.

Оставьте комментарий