Аноним: А как быть, когда бывает иногда такое состояние, что нет решимости – апатия и равнодушие. По жизни уже так смотрю, с таким настроением – забираешься всё дальше, давая волю раздражению, нервам и т.д. пока не дойдёшь до какого-нибудь предела, когда душа уже не выдерживает и не опамятствует, видя в каком состоянии она пребывает, или может приходит помощь Божия и появляется решимость всё исправить, покаяться, стараться жить по другому. Т.е. пока не «вываляешься» как следует – нет ревности к богоугодническому житию.
Но, беда, когда ревность эта появляется и всё опять легко и хорошо и правильно становится – то неизбежно начинаешь чувствовать этакое довольство собой, самоуважение что ли, – то есть, как я понимаю – вменять всё себе.
О.Серафим: Чувство ревности и решимости осквернено в нас, через грехопадение, примесью первородного греха. То есть, к нему примешан дух самости. Отсюда, к примеру, бывает ревность не по разуму. По этой причине, когда сила ревности задействуется в нас, то вместе с ней действует и эта примесь самости. Эта примесь духа самости, все время, старается сделать так, чтобы все действовало и совершалось ради нее. – Пытается все извратить и поставить не на спасение, а на погибель. Поэтому, обыкновенно когда у нас присутствует кровяное разгорячение (особенно у новоначальных), то вместе с ним действует и сила ревности, к которой примешан дух самости. И ради этой самости мы готовы подвизаться с радостью, но когда нет удовлетворения этому духу, то пропадает ревность и решимость. Это каждый может пронаблюдать за собой и увидеть.
Или просто, подвизающийся имеет ревность и решимость к богоугодническому житию. Но к этому ко всему примешан дух самости, которого он не замечает и не видит, по своей духовной слепоте. И чтобы он подвизался, проявляя силу ревности и решимости, не ради самости, то по этой причине ему попускается скорбь. То есть, от своего подвизания за добродетель он не получает удовлетворения своему духу самости. – Отсюда и является скорбь. И если он оставляет все делание, то выясняется, что он подвизался не ради истинной добродетели, а ради этого духа самости. То есть, дом своих добродетелей он пытался построить на песке самости и гордыни, вменения себе своего делания, по настрою духа. А когда скорбью от силы ревности и решимости отсеклась самость, то он не захотел подвизаться. Отсюда и выясняется, что все его делание основывается на духе самости и гордыни, и для спасения непригодно. Ибо от такого делания воспитается самодовольный фарисей. По этой причине в Писании и говорится, что всякое доброе дело должно быть искушенным. Ибо таким образом оно и должно очищаться от примеси духа самости.
Так когда все получается, то к этому начинает примешиваться самость, которая может проявляться в духе самодовольства, проще говоря, в каком-либо вменении себе этого делания. По этой-то причине и попускаются падения, чтобы очистить от этого духа самости. Ибо неполезно такому, чтобы у него все получалось. Так как если его оставить в таком положении, что у него будет все получаться, – но он еще опытно не познал своей немощи, а потому и не приобрел истинного смирения в духе, – то он разовьет в себе самомнение, самоцен, неизбежно будет вменять это делание себе, по настрою духа, и по этой причине возгреет в себе дух самости и гордыни, зайдет в состояние духовной прелести и погибнет.
Вот потому-то, чтобы он не погиб, Господь смиряет его дух самости и гордыни, через падения. Ибо в падениях сокрушается его гордый дух, искореняется самость, и он видит и ощущает себя грешником, ничего еще не начинавшим.
Это говорит, о том, что Богу неугодно все делание, решимость и ревность, без опытного познания своей немощи, без истинного смирения. То есть, наша сила ревности и решимости должна очиститься от примеси духа самости и соединиться с духом сокрушения и смирения. Это необходимо для того, чтобы Господь, по благодати, снизошел на дух нашего смирения, и подал силу нашей ревности и решимости, и таким образом бы мы, при помощи Его, стали совершать добродетель. – С одной стороны: наше произволение, проявляющее себя через посредство силы ревности и решимости, соединенной со смиренным и сокрушенным духом; а с другой стороны: Господь, видя таковой настрой духа в нашем произволении, дающий силу благодатную нашему произволению на совершение добродетели. Это и есть добродетель, совершаемая ради Христа, которая только и является спасительной для человека, как сказал преп.Серафим Саровский. – Добродетель ради Христа есть та, которая совершается в верном настрое духа, на основании истинного смирения, приобретаемого через опытное познание нашей немощи в борьбе со страстями, за совершение добродетели. Это настрой духа, противоположный духу самости, духу вменения себе: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Пс.50:19), т.е. не презрит и не отвергнет такой дух, а примет и помилует.