Душевная сила ревности естественна человеку и сама по себе не есть зло. Зло есть неправильное ее применение – не к месту и не ко времени, или без меры.
Как в человеке есть правая и левая рука, так у него есть и две силы души: Раздражительная и усладительная или вожделевательная.
Кратко об этом: Усладительная сила души: она же – похотная, вожделевательная, желательная и т.д. Преподобный Григорий Синаит говорит: «Сластолюбивые бесы разжигают вожделевательную (похотную) силу души… Причина похотного жжения… главным образом лежит в страстной сласти» (Доброт. т. 5, гл. 72). Похотною эта сила души называется по той причине, что через ее посредство ищется удовлетворение чувств, которым характерна – приятность и усладительность. Сластолюбивые бесы приносят приятные, усладительные и сладострастные ощущения; главная же причина этого похотного жжения – в страстной сласти, т.е. в услаждении. И чтобы для современного человека было понятнее: к чему направляется эта сила души, и что ищется через ее проявления, по этой причине, мы и называем эту силу души – усладительной, как ее именовали некоторые из Отцов.
Так, например, раздражительную силу души Св. Отцы в разные времена называли по разному: силою гнева, ярости, ненависти, мужества, решительности, ревности, раздражительною. Наименование ее зависело от того, какими характерными действиями и оттенками была проявляема сила души, и чтобы это было понятнее для людей, того или иного времени, той или иной местности, а главное, для удобнейшего спасения душ человеческих. В зависимости от всего этого и называлась сила души, так или иначе. Но суть и смысл оставались те же, и этим обозначалась та же самая сила души.
Вопрос состоит в том, чтобы исцелить силу ревности от примеси первородного греха, от духа самости, который примешан к ней. Изречения Св.Отцов и Св.Писания очень часто и говорят, как раз о действии силы ревности исцеленной и очищенной от примеси греха.
В Священном Писании есть учение, как о любви, так и о ненависти. Надо воспитывать чувства любви и ненависти, свободные от примеси первородного греха, духа самости.
Святой пророк Давид в Псалтири говорит: «совершенною ненавистью возненавидел я,… ненавидящих Тебя, Господи» (пс.138: 22, 21).
Совершенная ненависть – это ненависть ко греху и нечестию, соединенная с чувством сострадательной любви к человеку, к его душе, которая не простирается к нечестию и освящена Благодатию.
То есть, необходимо любить душу, по ее природе, образ Божий, а окраску души, если она греховная и нечестивая, должно ненавидеть. Такая любовь дается по дару Благодати, ибо она, в ощущении, разделяет душу человека, его природу, от греховной окраски. И поэтому человека, по его природе, она не перестает любить.
Такая ненависть приобретается через борьбу с первородным грехом, через борьбу со страстями, через искоренение духа самости и гордыни, самоугодия. Чувство ненависти, у нас, направляется обычно на личных обидчиков, – когда нас унижают, оскорбляют, обижают словом или делом, т.е. в чем-либо не удовлетворяют наши личные страсти, попирают наш дух самости. В таких случаях, у нас и проявляется чувство ненависти; поэтому-то оно не к месту, не ко времени. Но, в этих случаях надо наоборот, – тут же возгреть чувство смирения, сострадательной любви и благодушия к ближнему. А отсюда явится душевная простота и незлобие.
А так же, когда мы защищаем Истину, но не умеем владеть силою ревности, и она увлекает нас, омрачая сознание, и тогда с таким человеком становится невозможно говорить. – Он ничего не слышит, так как сознание его, в этот момент, омрачено действием этой силы, и он влечется на поводу у нее, а через нее на поводу и у демонов. Так, в таком душевном состоянии, очень часто совершаются обиды, укоризны, оскорбления, а порой доходит до драк и убийств. – Это называется одержимостью, т.е. когда человек, в момент действия этой силы ревности, не владеет собой, – влечется ею, и ничего не может поделать с собой. Причина этому есть одержимость духом самости и гордыни, первородным грехом. Когда сила ревности влечет человека, то по причине тонкого услаждения духом самости, – не по моему, не так как я хочу, – и по причине нежелания разрывать сочувствие к этому духу, он и влечется на поводу у нее. – В этом и заключается причина этой одержимости. То же самое совершается и при одержимости чувством ненависти, мести, злобы.
Даже когда человек действительно защищает Истину, то это не оправдывает его страстные чувства, которые примешиваются во время этой защиты, – сила ревности не должна омрачать его сознания.
Да и что такое Истина? – Христос сказал: «Я есть Истина» (Ин.14:6). Истина – это не просто отвлеченная какая-то правильная идея, внешне выражаемая, – к примеру, правое исповедание веры, на текущий момент времени жизни Церкви на земле. Истина – это Христос! Вы слышите, Он сказал: «Я есть Истина»! «Истина есть ощущение по Богу, какое только вкушает в себе человек ощущением чувств духовного ума» (преп.Исаак Сирин, «Слова подвижнические», сл.43). – Это значит, что Истина должна быть внутри нас, в ощущении, в настрое нашего духа. Вот, что такое Истина! Значит, надо защищать Христа, которого мы должны носить в сердцах наших, надо защищать правый настрой духа, который должен быть внтури нас.
А не так, что в уме содержишь какую-то правильную мысль, понятие, и ее защищаешь, в страстном настрое духа, в состоянии одержимости этим духом. Ибо таким путем, ты будешь защищать только лишь мысль, идею, но не саму Истину, как правый настрой твоего духа. А через посредство такой защиты, ты будешь в духе само-утверждаться, и входить в состояние иллюзии обладания Истинною.
А Христос сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Матф.11:29). И если мы носим в себе Истину-Христа, то мы должны защищать Ее в том духе, в котором Он был Сам – «Я кроток и смирен сердцем». Это говорит о том, что наша сила ревности должна быть растворена духом кротости и смирения. – То есть, мы должны ею владеть, по дару Благодати, и во время защиты Истины она не должна омрачать нашего сознания. А если этого не будет, то надо опасаться того, чтобы не попасть в число тех о которых Христос сказал: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Или в число латинских инквизиторов, которые сжигали еретиков на кострах. Я предвижу, как в свое оправдание многие начнут ссылаться на примеры Св.Писания, где Христос изгнал торжников из храма, или Святых Отцов, свт.Иоанна Златоуста, где он говорит, что ударь нечестивца, хулящаго Царя Небесного, и ты этим освятишь свою руку; или того же преп.Иосифа Волоцкого, из его книги «Просветитель». Но о том-то и речь, что Святые Отцы имели дар духовного рассуждения и применяли силу ревности к месту и ко времени, в согласии с волею Божией: в определенную эпоху, учитывая времена, обстоятельства жизни и дела. – То есть, такова была воля Бога, и Святые, на тот момент времени, ее постигали.
Некоторые же, прочитавши примеры проявления силы ревности у Святых, – но не имея при этом силы ревности очищенной от примеси духа самоуверенности и самонадеянности, от примеси духа самости и гордыни, не имея дара рассуждения, как они были у тех святых, – начинают действовать и поступать так, как действовали и поступали Святые. В итоге, они поступают и действуют, исходя из духа самоуверенности, из духа самости и самомнения, которые закрывают их духовные очи, и по этой причине они не постигают воли Божией, – какова Она, в данный момент, при конкретных жизненных обстоятельствах. И тогда получается, – слепое подражательство, актерство, иллюзия, самообман, духовная прелесть. Поэтому-то, исходя из духа самоуверенности и самости, они не учитывают и не берут во внимание, эпоху, времена и обстоятельства жизни, свои и те, которые были у тех Святых. Из всего из этого и выходит ревность не по разуму.
Подобное приключилось и с учениками Христовыми: «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лук.9:54-56). – Это и есть, проявление силы ревности в противность воле Божией, не к месту, не ко времени.
А если люди, – имея силу ревности не очищенную от примеси духа самоуверенности и самонадеянности, от духа самости и гордыни, а потому и не имеющие дара духовного рассуждения, – начнут изгонять и преследовать еретиков или противящихся церкви, то тогда получится латинская инквизиция или «убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). Здесь всегда может быть печальный исход. Конечно, необязательно это может доходить до убийств, ибо здесь уже, – у кого какие средства и возможности. Но можно сказать и так, что изгоняющий «вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан.16:2). И когда начинаешь действовать совместно с такими заодно, изгоняя и преследуя несогласных, то знай, что если завтра ты в чем-то, слегка, будешь несогласен, то тогда, как еретик или противящийся Богу и церкви, подпадешь под эти же изгнания и гонения, под инквизицию. – Это уже заранее, – дело обреченное на провал. Вопрос только чисто во времени, – с одним это раньше, а с тобою чуть позже.
Итак, для овладения силою ревности, по дару Благодати, необходимо избавиться от духа самости и гордыни, от духа самоуверенности и самонадеянности, от самомнения. Необходимо опытным путем прийти к ощущению и познанию своей немощи, приобрести истинное смирение, сокрушить в себе дух самости. И это все должно приобретаться, в повседневной жизни, во искушениях с нами приключающихся.