1. /
  2. Скорби Душевная тяжесть
  3. /
  4. О скорби в искушении

О скорби в искушении

Аноним:  Не бывает, наверное, Бог так близко к тебе, как тогда, когда у тебя скорбь и искушение?

О.Серафим: Это потому, что в момент скорби ощущается немощь, необходим помощник, который бы помог перенести эту скорбь. Этим помощником и является Господь наш Иисус Христос. Скорбь чаще всего ощущается от того, что человек не хочет в движениях духа – смирить его перед промыслом Божьим. То есть, человек может даже этого не осознавать, но так как дух заражен примесью первородного греха, то эта примесь проявляется самостно-гордостным настроем в движениях духа, не смиряющегося перед Богом, и потому не могущего войти в примирение с Ним. А так как человек сохраняет в своем свободном произволении сочувствие, привязанность к этому самостно-гордостному духу, то когда этот дух не получает себе удовлетворения, — ощущается скорбь. Но если человек начнет разрывать это сочувствие, через воспитание смирения со скорбью, — то скорбь мало-помалу начнет проходить, и в конечном итоге перестанет вообще ощущаться. Для этого надо не бояться этой скорби, проходить через нее, понуждая себя к чувству смирения, прося у Бога помощи. Ибо только таким путем можно смирить свой самостно-гордостный дух.

Поэтому, когда найдет искушение, противное страсти, — то от него явится скорбь. Это и есть движение духа восстающего против воли Бога, в ощущении. В этот момент и надо благодарить Бога за скорбь, за страдание, считая, что это верно и правильно, и что за мои грехи еще и не то полагается. То есть, по настрою своего духа начать соглашаться с этою скорбью и страданием, признавая ее как справедливое наказание за грехи. — За какие грехи? Да вот за этот самостно-гордостный дух, проявления которого человек не видит в себе, не осознает, но ощущает как скорбь, по причине сочувствия и привязанности к этому духу. — Это же самое делали и три отрока, брошенные в печь вавилонскую, а так же и благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, — благодарили Бога за скорби и страдания, которые их постигли, смиряя, таким образом, свой дух перед промыслом Божьим. Об этом как раз и говорится в Св.Писании, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). То есть, через воспитание добродетельных чувств, правильного настроя духа в скорбях.

И так можно каждый день не пропускать никаких искушений и стараться искать в настрое духа примирения с Богом, в чувстве и ощущении, разрывая сочувствие к проявлениям духа самости и гордыни, и понуждая себя к добродетельным чувствам. – Это и будет одно из мощных средств – в борьбе за чистоту чувств и удовлетворение совести.

Оставьте комментарий