«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор. 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «будьте вместе» (1 Кор. 7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «чтобы не искушал», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1 Кор. 7:9).
В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства» (свт.Иоанн Златоуст, «Книга о девстве»).
————————————
Аноним: Сладострастие и блуд – это одно и то же или нет? Расскажите о сладострастии?
О.Серафим: Сладострастие и блуд – это не одно и тоже. Сладострастие телесное вмещает в себя различные проявления. Блудная страсть это одно из его проявлений. Чревоугодие или гортанобесие и блуд – это не одно и тоже. А это различные проявления телесного сладострастия. Сладострастие – это общее слово для всех проявлений в различных частях тела или чувствах души. Оно разделяется – на сладострастие душевное и телесное. Телесное сладострастие разделяется на чревоугодие, гортанобесие, блудную страсть, искание телесного покоя и т.п. И назвать блудною страстью, к примеру, чревоугодие – это совсем неверно, ибо это не одно и то же. Сладострастие может переливаться из одной страсти в другую, но страсти, по их проявлениям, при этом различествуют.
Сладострастием мы называем приятность и усладительность, которая примешивается к нашим чувствам, становясь самоцелью.
Но здесь необходимо различать: приятность по естеству и сладострастие.
1). Приятность по естеству – она не греховна, ибо вложена Богом в человека, при сотворении человека. Она есть во всех душевных симпатических чувствах. А так же присутствует и в телесных чувствах. К примеру, когда человек замерзает, то от этого неприятность, которая является от раздражения плоти. Но разве грех в том, что человек согреется в тепле, чтобы ему не замерзнуть? Разве грех в том, что младенца одевают, чтобы он не замерз, когда холодно?
Так ревность не по разуму, когда увидит, что существует сладострастие, и что оно греховно, то, не различая, – где сладострастие, а где естественная приятность, – всякую приятность, в том числе и естественную, называет сладострастием. Отсюда иной может по отношению к другим поступать жестоко, немилосердно, но при этом говорит, что таким образом искореняется, мол, сладострастие. Но на самом деле – это самомнение и дух самоуверенности, которые закрывают духовные очи, и начинается ревность не по разуму, – не к месту, не к времени.
2).Сладострастие – это та же самая естественная приятность, но проявляющаяся не к месту, не к времени, переходящая меру. То есть, естественная приятность становится сладострастием, а отсюда и грехом, только тогда, когда она не к месту, не к времени или без меры.
«Удовольствия бывают душевные и телесные. Душевные удовольствия – те, которые принадлежат только душе самой по себе; таковы, например, удовольствия, доставляемые знанием и созерцанием. Телесные удовольствия те, в которых участвуют и душа, и тело и которые отсюда получают свое название; таковы, например, удовольствия, доставляемые пищею, плотским совокуплением и т. п. Удовольствий же, свойственных одному телу, нельзя указать.
С другой стороны, одни удовольствия – истинные, другие – ложные. Те удовольствия, которые принадлежат одному разуму, проистекают от познания и созерцания; те же удовольствия, в которых участвует тело, имеют свой источник в чувстве. При этом, из удовольствий, в которых участвует тело, одни естественные и в то же время необходимые, без которых невозможно жить, каковы: пища и необходимая одежда; другие – естественные, но лишенные свойства необходимости, каковы: половые сношения, естественные или законные, ибо хотя половые сношения и способствуют продолжению человеческого рода в целом, однако можно жить и без них – в девстве; третьи удовольствия – ни необходимые, ни естественные, каковы: пьянство, сладострастие, пресыщение. Эти удовольствия не содействуют ни сохранению нашей жизни, ни преемству рода и даже наоборот – вредят. Поэтому тот, кто живет в согласии с волей Божией, должен искать удовольствий необходимых и, вместе, естественных; а на втором месте полагать удовольствия естественные, но не необходимые, допуская их в приличное время, приличным образом и в приличной мере. Прочих же удовольствий следует всячески избегать.
Добрыми удовольствиями надлежит признавать те, которые не связаны с неудовольствием, не оставляют по себе повода к раскаянию, не производят какого-либо другого вреда, не выходят из границ умеренности, не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе» (преп.Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», кн.2, гл.XIII (27), «Об удовольствиях»).
Под удовольствиями истинными здесь преп.Иоанн Дамаскин имеет ввиду приятность по естеству, а под удовольствиями ложными сладострастие или сластолюбие. К естественной приятности он относит и «половые сношения, естественные или законные», то есть в супружестве. И что их необходимо допускать, в семейной жизни, «в приличное время, приличным образом и в приличной мере».
Грех есть все то, что неестественно человеку, что не в согласии с его естеством, каким сотворил его Бог. Грех неестественен человеку, поэтому естество страдает и мучается от греха и не имеет покоя. Страсти – грех, перешедший в навык, в привычку. Они являются адским состоянием в душе человека. Они будут мучить человека в вечности, ибо он сам развил их в себе, а они ему противоестественны. И человеческое естество никогда не примирится со страстями, а потому и будет вечно мучиться и страдать. То есть, через развитие в себе страстей, человек сам воспитывает в своей душе адское состояние, которое и будет мучить его в вечности.
Итак, сладострастие или сластолюбие – это когда у человека чувство приятности становится самоцелью, и он ищет его через посредство всех тех чувств, в которых есть оттенок приятности. Но здесь, как я уже сказал, необходимо различать – естественную приятность, которая не греховна, от сластолюбия или сладострастия, которое есть та же самая естественная приятность, проявляемая не к месту, не к времени или без меры. – Это самость примешанная к нашим симпатическим чувствам, через грехопадение. Познание этого приобретается опытным путем.
Ибо теоретическое понятие отстоит от понятия, рождающегося опытным путем, как небо от земли. Путем рассудочным, умовым, дойти до понятия, рождающегося опытным путем, невозможно. – Кто пытается умовым, рассудочным путем постичь понятия, рождающиеся только из опыта правильно-проходимой борьбы со страстями, тот впадает в ересь гностицизма, основателем которой считается Симон-волхв, упоминаемый в Деяниях Апостольских.
Кто не научится, в чувстве, различать естественную приятность от неестественной, тот неизбежно заходит в ложный аскетизм. Все эти понятия рождаются опытным путем из правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями. Другого пути к приобретению этих понятий – нет.
Кто смотрит с похотным желанием, уже прелюбодействовал.
Аноним: Здравствуйте. я замужем. в мыслях очень часто изменяю мужу. я стараюсь с этим бороться. как называется этот грех? нечистыми мыслями или же все таки прелюбодеяние?
________________________________________
О.Серафим: «Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
С вожделением — это значит похотно желает ее. Исходя из этого это будет звучать так: «Кто смотрит на женщину с похотным желанием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). То есть, только тот, кто смотрит с похотным желанием, тот и считается прелюбодействующим в сердце своем.
То же самое относится и к тому, когда женщина смотрит на мужчину с таким похотным желанием.
Бог смотрит на сердце, на наши душевные чувства, и по ним нас судит. И если вы в чувствах и мыслях изменяете мужу, то перед Богом вы согрешаете грехом прелюбодеяния.
И другое дело, когда вы будете бороться с этим желанием, а оно будет появляться в вас, по старому навыку. Тогда вы находитесь в чине сопротивляющихся этой страсти, греху.