1. /
  2. Смерть
  3. /
  4. О смерти и воле...

О смерти и воле Божией, и истории Иова

Аноним: А в чем виноваты дети Иова? Почему бог отдал их судьбу в руки сатаны?

О.Серафим: Бог не отдавал их судьбу в руки сатаны. Он всего лишь попустил ему навести на них внешнее бедствие. Дьявол может навести на человека болезнь или какое-то внешнее бедствие, по Божьему попущению. Но если человек в правильном настрое души преодолеет их, то он получит от этого душевную пользу, ко спасению души. Так и дети Иова пришли к спасению их душ.

Так сатана, через фарисеев, и на Христа навел внешнее бедствие, по попущению Божию, подстроивши Ему крестную смерть. Но Христос правильно прошел эту скорбь и страдание. И в итоге, совершил искупление, принес спасение всем, последующим Ему.

Аноним: Интересно а в каком настрое нужно проходить через собственную смерть? Принять это дело с радостью? Вы, бы приняли? Приняли с радостью, во всякий момент, в который будет угодно. Угодно, даже не богу, угодно сатане? Сам бог, этого делать не стал. Или вы хотите сказать что сатана действует так, как угодно богу? Что бог управляет сатаной? И что на все есть божественная воля? И на великое добро, и на великое зло?

О.Серафим: Бог попускает сатане делать то, что он хочет, ибо он имеет свободную волю, будучи разумным существом. И сатана может делать зло только в той степени, в какой ему это попускает Бог. Общий принцип таков, что попущение Божие зависит от степени одержимости людей страстями. Бесы имеют власть над людьми через страсти. Насколько кто, в какой степени, одержим той или иной страстью, настолько демон и имеет над ним власть. Бог не препятствует разумному существу, человеку или демону, делать то что он хочет. Но только в той степени, насколько это допускает или попускает Бог.

***

Господь может вести на покаяние человека и из зла извлекать добро. Господь содействует человеку, если он борется со страстями, и зло которое его посещает воспринимает верно. Господь устраивает так, что зло, имея намерение злое, содействует во благое. К примеру, мучитель мучает мученика со злым намерением, чтобы он отрекся от веры в Бога или во Христа и погубил свою душу. Но мученик, правильно воспринимая это зло, извлекает для себя добро, — мучитель его убивает, но он получает от Бога венец мученический, спасение души. Но это не значит, что мучитель делает доброе дело, — спасает душу мученика. Нет. У зла – намерение не благое. Бог же судит – по намерению, по сердцу. У Иуды было злое намерение, в таком духе он остался и ушел в ад. Но Господь из иудиного предательства, его злого поступка, извлек добро. Искупил нас Господь не потому, что Иуда его предал. А потому, что Господь правильно воспринял это предательство, на душевном уровне, по своему человеческому естеству. Так и у мучителя злое намерение было, но мученику послужило это к добру, потому что мученик правильно воспринял это зло, — преодолел его в правом настрое души, в верных душевных чувствах.

Верное душевное расположение – не оттого, что у зла была благая цель, а оттого, что человек правильно к нему отнесся. В том, что я прихожу в страстное состояние, виновато не зло, а мое восприятие, — мое неверное отношение к нему, греховное, страстное. Зло имело злое намерение, но я отнесся к нему правильно, возгрел в себе верные душевные чувства — благодушия, радости и благодарения Господу, что Он меня не забывает, по грехам моим посылает скорби, страдания; вот и приобрел я добро, – смиряющийся дух пред Господом.

Злое, намерением не благим, – содействует благому. Всё зависит от внутреннего произволения человека, на которого изливается зло. – Как он захочет воспринять зло, то так и извлечет из него для себя, — зло или добро, пользу или вред для своей души.

Вот как об этом говорит преп.Макарий Великий: «Князь века сего есть жезл вразумления и бич, наносящий раны младенчествующим по духу; и им… уготовляет великую славу и большую честь этими скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание. Ибо вообще через него строится некое весьма великое домостроительство, и как негде сказано, лукавое недобрым своим произволением содействует благому; потому что для душ добрых и имеющих доброе произволение и мнимо-скорбное обращается наконец во благо, каковое значение имеет и сказанное Апостолом: «Любящим Бога, все содействует ко благу» (Рим.8:28)». (Слово 4, гл. 6).

***

Душевный настрой составляют наши чувства. Каковы они будут, — таков и будет душевный настрой.

О верных душевных чувствах, которые необходимы перед смертью, говорится в заповедях Божьих. Это чувства: смирения перед Богом, сокрушения о своих грехах, милосердия и сострадательной любви, незлобия и великодушия, любви и добродушия, кротости и душевной простоты, любви к правде и истине. — Это те душевные чувства к которым призывают заповеди Божьи, и которые необходимы для спасения души.

Удовлетворение совести, искоренение греховных, страстных чувств, и воспитание вместо них этих верных душевных чувств, — это и есть подготовка к смерти. Чтобы когда придет смерть, совершится разлучение души с телом, — перейти за гроб, в вечность, в верных душевных чувствах, в спасительном настрое души. И остаться в нем навечно в общении с Богом, по благодати.

А внешние причины, по которым может произойти смерть могут быть различными. Главное, чтобы встретить смерть в правом настрое души, в верных душевных чувствах, спасительных. Тогда и в вечности душа соединится с Богом по благодати, и будет вечно блаженствовать.

Аноним: Смерть для вас это благо?

О.Серафим: Физическую, телесную смерть установил Бог, и никто не живет вечно на земле. Все рано или поздно умирают. – Явление смерти, хотим мы этого или нет, — неизбежно на земле. Пока есть земля, всегда будет телесная смерть.

Причиною смерти является разлучение души с телом. А внешние обстоятельства смерти могут быть различными. Смерть бывает по попущению Божию или непосредственно от Бога. Попущение Божие смерти может совершаться естественным путем или бесы могут наводить смерть.

Аноним: В чем виноваты дети Иова? Почему бог дал сатане власть над их мирской жизнью?

О.Серафим: Явление смерти — это конец жизни здесь на земле, разлучение души с телом, переход души в вечность.

Конец жизни человека — в руках Бога. Кому, когда Бог пошлет или попустит смерть, тогда это и произойдет.

Причины смерти, почему Бог попустил или послал смерть, могут быть различными.

Смерть может приходить по попущению Божию. В каких-то случаях Бог попускает дьяволу навести внешние обстоятельства, которые приводят к смерти. Но если в этих обстоятельствах Бог душу не заберет, то и смерти не будет. А если Бог попустит душе покинуть тело в этих обстоятельствах, наведенных дьяволом, тогда и получится смерть. Смерти без воли Божией не бывает. Но воля Божия проявляется двояко.

1). Бог Сам непосредственно посылает смерть, через какие-то внешние обстоятельства.

2). Бог попускает смерть; и тогда она приходит естественным путем через внешние обстоятельства. Или дьявол наводит какие-то внешние обстоятельства, приводящие к смерти. И может забрать душу после смерти, если она одержима страстями, ожесточилась в них. А может быть и так, что дьявол навел смерть, а душу забрал Бог для вечного блаженства. Как это происходило с мучениками.

Дьявол может иметь власть только лишь над внешними обстоятельствами смерти праведников, в данном случае детей Иова. И то, только в той степени, насколько попускает ему Бог. Но над их душами он власти не имеет. Их души как были, так и остаются в руке Божией. И после смерти переходят в вечное блаженство, в общение с Богом.

Дети Иова ни в чем не виноваты. Просто пришел конец их земной жизни, определенной им Богом на земле. Вот и все. И Бог знает лучше, когда и в какой момент времени послать смерть праведнику и душу его забрать.

Аноним: Если дети Иова не в чем не виноваты. Значит виноват бог, в том что дал сатане власть над их судьбой на земле.  

О.Серафим: Ну да, с точки зрения атеистов и дьявола, — это так и есть. Ведь в Раю Бог дал жить человеку вечно. А затем, когда изгнал его из Рая, то Бог установил само явление смерти. Ведь вначале, по определению Божию, люди жили на земле 500 — 900 лет. А потом, после Всемирного потопа, Бог взял да уменьшил их срок жизни до 120 лет, то есть установил, чтобы смерть стала приходить раньше. А потом еще меньше — 80 лет (Пс.89). А также определяет то, — кому, сколько жить на земле, — кому, когда послать смерть. А не оставляет людей жить здесь на земле вечно, или столько сколько они захотят, хотя бы 120 или 500 лет, как раньше.

Атеисты и дьявол все время пытаются обвинить Бога и хулить Его. Но легче им от этого не становится.

Все дело в том, что жизнь на земле, — это временное явление. А за гробом, когда душа разлучается с телом, то для души наступает жизнь вечная. И очень важно для души человека, чтобы эта вечная жизнь была в благодатном общении с Богом, приносящем блаженство, а не со своими страстями, которые являются мучителями и адом для души. Бог и судит всякую душу, кому сколько жить на земле, исходя из участи души в вечности. И если есть надежда на более лучшее состояние души на земле, то Бог и старается забрать душу, послать ей смерть, в наиболее благоприятный для нее момент.

Аноним: Если внешние обстоятельства ни чего не значат. То за что судят людей которые являются убийцами? К чему эта заповедь не убий? Ведь убийца на душу повлиять ни как не может.

О.Серафим: Абсурд. Убийцу судят за его грех убийства, а не за то, что он повлиял на душу другого человека, изменил ее состояние. Внешние обстоятельства смерти, сами по себе, ничего не значат для вечной участи души умершего человека. Так как состояние души убитого человека, ее настрой, зависят от самого убитого, а не от убийцы. Убийца не меняет расположение души убитого человека помимо его воли. — Кто какой приобрел настрой души в процессе жизни на земле, какие чувства были в нем преобладающими, то с тем душевным настроем он и переходит за гроб, в вечность. Отсюда – его вечная участь.

Заповедь «Не убий» дана для того, чтобы человек не совершал грех, так как смерть в руках Бога, а не человека. За совершение этого греха его и судят, — когда он совершает убийство, по причине той или иной своей страсти.

Нельзя убивать другого человека, таким образом пытаясь принести ему смерть, разлучить его душу с телом, исходя из своей страсти, — так как смерть любого из людей только во власти Бога. – Общий принцип таков, — когда Богу угодно будет послать смерть человеку, тогда она и произойдет. Об этом и говорит заповедь Божия «Не убий». За нарушение этого закона и судят убийцу.

Аноним: И в чем ответственность человека перед богом. Если все обстоятельства жизни определяет бог?

О.Серафим: Ответственность человек несет только за свой нравственный выбор. Ибо человек имеет свободу воли в нравственном отношении. Совесть, данная Богом при сотворении человека, свидетельствует об этом, когда человек поступает против нее.

Бог не определяет все обстоятельства жизни человека. Только в каких-то случаях; и то, что не находится во власти человека. К примеру, Бог устроил природу человека так как Он посчитал нужным, а не так как этого хочет человек. Бог вложил в человека совесть, нравственный закон, но не спросил об этом человека.

А так человек сам определяет как поступать ему в жизни. Но судится человек совестью и Богом только за выбор своей воли в нравственном отношении.

Аноним: В чем ответственность сатаны пред богом? Если сатана действует по воли бога? Не кажется ли вам что за все должен отвечать только тот кто обладает этой волей?

О.Серафим: Каждый в нравственном отношении поступает по своей свободной воле. За это и несет ответственность.

Сатана имеет свободу воли, как и человек, в нравственном отношении. И если сатана по своей свободной воле выбирает зло, и поступает исходя из него, то вот за это он и судится Богом. Но во внешней своей деятельности он может делать не все, что он хочет. А только в той степени, насколько это ему попускает Бог.

Сатана не может, к примеру, уничтожить все человечество и послать его в ад, хотя он этого хочет. Но он не может этого сделать внешне, так как Бог ограничивает его внешне в этом, не дает ему внешней возможности этого совершить. Но внутри, в намерении и расположении его духа, это остается.

Если человек по своей свободной воле, в нравственном отношении, выбирает поступать по страсти, по греху, то он уподобляется в этом демону, и за это судится, — своей совестью и Богом.

Аноним: И чем по вашему точка зрения нормального человека отличается от точки зрения атеиста?

О.Серафим: Нормальный человек будет прислушиваться к голосу своей совести, и будет пытаться удовлетворить ее. А она в конечном итоге приведет его к Богу, к осознанию своей греховности перед Богом, к сокрушению о своих грехах и страстях, так как они лишают его внутреннего душевного мира и покоя, разлучают его с Богом. Она приведет его к благодарности своему Творцу и Создателю, к осознанию Его мудрости и справедливости, а не к хуле на Него, исходящей из гордого духа.

Аноним: Меня тут интересует ваше отношение к морали. Представь, для примера, на минуту себя отцом. У которого есть чудесный сын. И вот однажды, к тебе приходит злой человек. Вы начинаете  хвалить при нем своего сына, говоря: «Смотри какой пригожий и послушный у меня сын». А тот злой человек тебе в ответ: «Так он с тобой, как за каменной стеной. Все чего пожелает он, ты даёшь ему. Отними у него все его личные вещи. Убей его детей. Лиши его благословения. Нашли на него порчу. И тогда он откажется от тебя». А вы в ответ: «Нет, я не буду этого делать. Но, вот вся моя власть над ним. Бери ее, и делай с ним то что тебе заблагорассудится». Вот мой вопрос к вам, ответьте положа руку на сердце. Вы смогли ли так поступить со своим сыном? Считаете ли вы такой поступок хорошим? Хорош ли этот поступок по отношению к детям вашего сына? Считали бы вы себя добрым отцом если бы поступили так? Я бы послал такого человека как можно дальше, да ещё всех собак на него спустил. Мне договариваться с таким СОВЕСТЬ не даёт.

О.Серафим: Ваш случай совершенно не лепится к истории с Иовом. Вы судите с точки зрения земной, но не с точки зрения вечности. Ваш случай относится только к жизни земной, и исходит из понятия жизни человека только на земле, в нем нет речи о жизни вечной человека, продолжающейся после смерти. Поэтому земной отец естественно не может никогда согласиться на это, так как он судит исходя из тех обстоятельств, о которых вы говорите. И это верно.

Но ваша аналогия никак не лепится к истории Иова, к Богу, который видит прошедшее, будущее и настоящее, и судит с точки зрения вечности, — с точки зрения блага для души в вечности. В приведенном вами примере, обстоятельства совершенно иные, нежели у Бога по отношению к людям, к случаю с тем же Иовом и его детьми.

Бог знает, что является лучшим для вечной участи души человека, стремящегося к удовлетворению совести и жизни по заповедям. Поэтому и посылает или попускает ему смерть, в наиболее благоприятный для него момент времени жизни на земле. Исходя из ваших понятий, Бог не имеет права делать это в наиболее благоприятный момент для души человека, для ее блаженной участи в вечности.

Но когда-то же Бог должен послать смерть? Когда? — В наиболее благоприятный момент для участи души в вечности. Вот исходя из этого Бог и посылает или попускает душе смерть.

В случае истории с Иовом подходит иной пример. Представьте, что отец когда-то жил на земле, но перешел с земли в жизнь вечную. И теперь живет вечной жизнью, блаженствуя, но на земле у него остался сын. И отец хочет, чтобы сын, когда перейдет от кратковременной жизни на земле в жизнь вечную, унаследовал жизнь блаженную с отцом. А для этого надо, чтобы когда сын умрет на земле и перейдет в жизнь вечную, чтобы он перешел в нее в правом настрое духа, спасительном для души. И однажды приходит злодей к отцу и говорит, что разреши навести зло на твоего сына, и он откажется от тебя. Отец зная расположение души сына, и что он поимеет спасительный настрой души для вечности, говорит злодею, что если он хочет, то может навести свое зло на сына. Злодей убивает сына, в надежде, что сын погибнет и душа его пойдет на вечные мучения. Но сын встречает свою смерть от рук злодея в правом настрое духа. И после кратковременной жизни на земле и смерти переходит к отцу в вечность. И теперь сын будет вместе со своим отцом блаженствовать вечно. То есть, хотя он и прожил короткую жизнь на земле, но достойно встретил смерть, в правом настрое духа, и перейдя в жизнь вечную, теперь будет вечно блаженствовать. – Вот такой счастливый конец у этой истории, что и случилось с Иовом и его детьми. Вот такова мораль этой истории, приносящая удовлетворение совести, примиряющая с Богом и подающая вечное блаженство.

Оставьте комментарий