1. /
  2. Нравственность и аскетика
  3. /
  4. О вИдении страстей, новоначальным

О вИдении страстей, новоначальным

Оглавление:
 О вИдении страстей.
  О Благодати в новоначальных и замене страсти.

О вИдении страстей

Аноним: Батюшка   как научится определять, что  Греховная  страсть, в человеке,  проявляется не к месту, не к времени или без меры?

О.Серафим:  Это определяется опытом, при наличии правильно-проходимой борьбы со страстями. — С одной стороны правильный духовный опыт христианина, а с другой благодать Божия, подающая вИдение действия страсти.

Есть вИдение по естеству, естественное всем людям. Оно зависит от того, насколько человек старается по естеству не поступать против совести.

А есть вИдение, которое рождается от действия Благодати. Оно зависит от того, насколько христианин правильно проходит свою внутреннюю духовную жизнь, в борьбе со своими страстями.

Ну и соответственно, кто неправильно проходит свою внутреннюю духовную жизнь или борьбу со страстями, тот заходит в духовную прелесть и попирает свою естественную совесть. Отсюда его душевное вИдение становится омраченным. — Он смотрит через призму своих страстей и демонского омрачения его ума.

О Благодати в новоначальных и замене страсти

Аноним: Батюшка подскажите   ……Когда человек отвергается страсти, не идет на поводу у нее, то от этого возникает скорбь… Но что если чувства скорби не ощущается.. Или не во всех случаях? Понимаю что надо примириться и разорвать привязоность по настрою своего духа с этой скорбью, так как через нее разрывается сочувствие, привязанность к страсти, самостно-гордостному духу.

О.Серафим:  Если нет сильной привязанности к страсти, то и скорбь не так будет ощущаться.

А также бывает, что когда кто-то отвергнется своего самомнения и точно встанет на путь истины, то ему Благодать дается авансом и поначалу все получается легко, — так совершается вхождение в Церковь, в мистическое Тело Христово. Но так как хорошие навыки, добродетели еще не воспитаны, то это состояние Благодати новоначальный не может удержать. И она покидает его. И тогда приходит время труда и скорби. Обычно со всеми новоначальными бывает так, по причине беспечности и отсутствия навыка в добродетели.

Поэтому, чтобы содействовать хотя бы в какой-то степени удержанию этого первоначального дара Благодати, надо все внимание обратить на воспитание добродетельных душевных чувств, — сокрушения и смирения перед Богом, любви к правде и истине, незлобия, милосердия и сострадательной любви, душевной простоты и добродушия во искушениях с ближними. Надо не впадать в беспечность и понуждать себя к исполнению заповедей Божьих. И учится не вменять себе этого начального действия Благодати, а отдавать это милости Божией, содержа и ощущая себя грешником недостойным, надеющимся только на милость Божию.

А также такое может быть, когда кто-то заменяет одну страсть на другую. Особенно когда вменяет эту борьбу со страстью себе, приходя в ощущение своей правильности и праведности, в духе самоутверждаясь. То есть, когда в этой борьбе нет правильного основания, — чувства сокрушенного и смиренного перед Богом, растворенного чувством упования только на милость Божию.

Аноним: Батюшка не будет лишнем, пока нет навыков читать Псалтирь Ефрема Сирина? Во время чтения Псалтирь Ефрема Сирина слезы наворачиваются. Но мыслей во время чтения нет.

О.Серафим:  Это нормально. Главное, — внимать себе, не увлекаться приятным ощущением, возгревать те чувства о которых я перед этим написал. Читать Псалтирь Ефрема Сирина можно; но без воспитания добродетельных душевных чувств, в правильно-проходимой борьбе со страстями, сама по себе она ничего не даст.

При чтении псалмов и любой молитвы надо все внимание обращать на возгревание добродетельных душевных чувств и решимости на борьбу и делание. И с этой решимостью, вниманием внутрь себя и понуждением себя к возгреванию добродетельных душевных чувств, идти в грядущий день.

Но если не будет ежедневного правильного делания в борьбе со страстями и воспитания добродетельных чувств, истинных добродетелей, то все это постепенно переходит в духовную прелесть. А если будет, — тогда все будет нормальным, как и должно быть.

Оставьте комментарий