Аноним: Получается, если человек огорчается, что ему не удаётся бороться с какой-либо страстью, то это уже говорит о том, что он надеялся на свои силы… ?
О.Серафим: Есть естественное огорчение, по естеству, и само по себе оно не греховно. Но ко всем чувствам в человеке, по причине грехопадения, примешана примесь первородного греха. И потому он огорчается вместе с этою примесью первородного греха.
Человек может в какой-то степени огорчиться, ибо это естественно человеку, но к этому примешивается дух самости и гордыни, уязвленное самолюбие, и тогда это огорчение переходит меру и, продолжая действовать, уже ищет удовлетворение этому духу и самолюбию. Человеку же необходимо растворить это чувство – чувством упования на милость Божию, решимостью и воодушевлением на новое делание, на продолжение борьбы. Но при этом, человек ощущает свою беспомощность, и потому обращает всю свою надежду, в избавлении от страсти, греха, на Бога. Отсюда, дух его обращается к Богу, и это обращение духа и жаждание избавления полностью останавливается только на Господе, на Его милости. – Это и есть молитва.
То есть, необходимо научиться вопринимать свои падения со смирением, но это не значит, что надо примириться с этими падениями. – Смириться в падениях с тем, что я действительно грешник и ничего доброго не имею в сердце своем. И не отдаваясь духу огорчения, уныния, отчаяния, вновь вставать и воодушевляясь, устремляться на борьбу со страстями, с упованием на милость Божию.
А для духа самости и гордыни падения тяжки, – ибо он хочет видеть себя, чего-то уже достигшим. Но видя, что ничего не получается, и что я грешник, неимеющий истинного добра, — дух самости, по этой причине, ввергает в дух уныния и отчаяния, в депрессивные состояния. Это и обнаруживает то, что для такого человека – не полезно избавление от страсти, так как он не познал своей немощи и не смирился в духе своем. Ибо избавление, от той или иной страсти, – еще более возгреет в нем самомнение, дух самости и гордыни. Это будет незаконное избавление, – погибельное для души.
«Опасно преждевременное бесстрастие! опасно преждевременное получение наслаждения Божественною благодатию. Дары сверхъестественные могут погубить подвижника, не наученного немощи своей падениями, неопытного в жизни, неискусного в борьбе с греховными помыслами, не ознакомленного подробно с лукавством и злобою демонов, с удобоизменяемостию человеческого естества. Человек свободен в избрании добра и зла; хотя бы этот человек и был сосудом Божественной благодати, он может злоупотребить самою благодатию Божиею. По причине ее он может превознестись над ближними; по причине ее он может подвергнуться самонадеянности.
Святые отцы не искали другого совершенства, кроме совершенства в смирении; они не искали обрести надежду спасения в чем-либо своем, искали обрести ее во Христе. Где нет смирения, там нет христианских добродетелей, а где истинное смирение, там все добродетели во всей полноте их; там – Христос» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).