Аноним: Такое впечатление (из наблюдений за людьми и жизнью), что у хороших, добрых людей жизнь часто тяжелая и трудная. А очень многим эгоистам и с детьми, и с достатком, и с мужьями/женами «везет» очень часто и без особых усилий с их стороны. Как-то не все и всегда справедливо складывается у людей на планете Земля. Все время думаю и не пойму, почему нет очевидной, ясной всем справедливости?
О.Серафим: Вы говорите о тотальной несправедливости в окружающем нас мире. Но откуда эта несправедливость исходит? – от людей, которые сами по своей свободной воле творят по отношению друг к другу беззакония, попирая свою совесть.
Бог и дал людям совесть, чтобы они не попирали ее по отношению друг к другу. И если бы люди удовлетворяли свою совесть и не попирали ее, тогда бы больше и больше становилось в мире справедливости.
Но так как людям, в основной своей массе, плевать на свою совесть, на Божии нравственные заповеди и на нравственные требования природы нашего естества, заложенные в нас Богом, – то потому кругом, чем дальше, тем больше воцаряется несправедливость. А явной справедливости становится все меньше.
Разумному существу, человеку, дана свободная воля, свобода выбора в нравственном отношении. Но так как он сам выбирает путь зла, топтания и сжигания своей совести, то потому и воцаряется на земле несправедливость. – Попрание Божиих нравственных законов ведет к самоуничтожению все общество.
Аноним: Почему зло не наказывается при жизни?
О.Серафим: Зло наказывается и при жизни людей на земле, через посредство внутренних душевных скорбей и внешних искушений. Но только люди, в основной своей массе, упорствуют во зле. И получая наказание, все равно продолжают идти по пути зла.
Страсти в душе человека, которые он сам в себе разжигает, уже являются наказанием для него. Так как приносят душевную муку и страдание. Именно по причине одержимости своими страстями, человек не может найти внутреннего душевного мира и покоя, мучается и страдает. При этом постоянно пытается убежать от этой душевной муки и страдания через удовлетворение своих страстей. Но это иллюзия, самообман. Ибо чем больше удовлетворяешь свои страсти, попираешь свою совесть, тем больше возрастает душевная мука и страдание.
Страдания от угрызений совести человек пытается погасить топтанием и сжиганием свой совести. Но и это тоже иллюзия. Так как совесть невозможно окончательно убрать, ибо она относится к природе нашей души.
Но окончательное наказание зла происходит в день смерти и будет в день Страшного суда. Это гораздо большее наказание, так как оно относится к жизни вечной, к вечному существованию души за гробом.