Оглавление:
Одержимость страстью, вера магическая и вера правая.
Об отношении к одержимым и бесноватым. Как изгоняются бесы.
Одержимость страстью, вера магическая и вера правая.
О.Серафим: Одержимость страстью – это когда человек не находится в состоянии борьбы со своей страстью, ходит во след ее. Одержим сочувствием к страсти, и не разрывает его. А когда человек идет на поводу у страсти, удовлетворяет ее, то в итоге она приходит в крайнее ее развитие, и человек через это соединяется с падшим духом, с демоном. То есть, крайнее развитие страсти граничит с беснованием, подсоединяет человека к демону и отдает ему во власть – это беснование душевное, состояние одержимости страстью. Такое состояние души погибельное. От такого беснования, когда человек идет на поводу страсти, никто не вычитает и не вылечит.
Неправая вера в том и состоит, что ты, делая вот такое-то механическое действие, – читая вот такие-то молитвы, столько-то раз, – веришь, что Благодать должна подействовать. – Это отношение к молитвам, как к магическим заклинаниям. Разве действие Благодати зависит от какого-то механического действия, от говорения каких-то слов? Разве действие Благодати зависит от того, что я говорю какие-то слова, столько-то раз? – Получается, что я говорю какие-то особенные, волшебные слова, и Благодать через это, хочет или не хочет, привлекается и действует. Но это уже – магия, бесовщина.
Принцип магии в том и состоит, что внешнее действие или произнесенные слова привлекают действие сверхестественное. В основе всего этого стоит вера, растворенная самостью – самоуверенность, самомнение, дух гордыни. Но «Бог гордым противится», и только лишь «смиренным дает благодать» (Иак.4:6). То есть там, где есть дух истинного смирения, там и подается Божественная благодать. Ибо спасительную Благодать привлекают не внешние действия и говорение молитвенных слов, а правый настрой души, правая вера. То есть, не вера растворенная самостью, – что есть дух самоуверенности, – а вера свободная от самости. – Вера растворенная истинным смирением и привлекает действие Божественной благодати.
Если человек изгонит из себя страсть – он изгонит самого страшного ужасного, коварного беса, которого не сможет изгнать никакой чудотворец! А к этому призван каждый, это сможет делать каждый, если захочет и станет вести законную борьбу со страстями.
Об отношении к одержимым и бесноватым. Как изгоняются бесы
Аноним: Как относиться к одержимым и бесноватым, когда сталкиваешься с ними. И как правильно вести себя?
О.Серафим: Когда человек сталкивается с этим, то у него сразу возникают определенные чувства, настрой души. Это для него как искушение, которое может вытаскивать в нем страстные чувства: страха, внутреннего напряжения, боязнь того, как бы эта зараза к нему не пристала; у кого-то может вызывать пренебрежительное отношение, надменности, или того, что я не такой. То есть, человек встречает это искушение в духе самости, пытаясь самоуверенно его пройти и преодолеть. А вот в этом неправильном душевном настрое и заключается бесовская ловушка для человека. Ибо бесы – начальники страстей.
Это искушение, и его надо точно так же преодолевать, возгревая верные чувства и правильный душевный настрой. Какие чувства необходимы для преодоления этого искушения? Это – смиренный настрой души и чувство сострадательной любви в молитве за этого человека. Смиренный и сокрушенный настрой духа может помышлять: «Этот человек телесно беснуется, а я душевно. Он рычит или внутри-утробные звуки издает, а я раздражаюсь, гневаюсь, отдаюсь духу недовольства и злопамятства. Не несу должным образом, в правильном настрое духа, свои скорби, которые постигают меня по жизни. Грешник я окаянный, ничего истинно-доброго, не имеющий в душе своей. Господи, помилуй меня грешника окаянного». – Посредством этих и подобных помышлений, возгревать в себе смиренные и сокрушенные чувства.
А по отношению к бесноватому, возгревать чувство сострадательной любви, в молитве за него: «Господи, помоги ему бедному, несчастному. Ему тяжко, его бесы мучают, он от этого страдает. Это для него скорбь и страдание, которые ему надо переносить в верном настрое духа. Помоги ему Господи, какими Сам знаешь путями и судьбами. Да будет на всё Твоя святая воля». Этими и подобными помышлениями возгревать в себе чувство сострадательной любви к человеку, в молитве за него.
«Некогда авва Макарий, идя с горы в келию свою, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно есть, чем ты меня побеждаешь. Авва Макарий говорит ему: что же это такое? Диавол ответил: смирение. И посему я не силен против тебя» (Древний патерик, гл15, п.38).
«Человек, одержимый демоном и испускающий пену, ударил по щеке некоего старца, монаха-пустынника. Старец вместо ее подставил ему и другую щеку. Демон же, не вынося жжения смирения, тотчас отступил от него» (Древний патерик, гл15, п.68). Здесь речь не просто о внешнем поступке подвижника. Речь не о внешнем смирении, а о том, что он воспитал в себе такой вот настрой духа, смиренный и сокрушенный перед Богом. — Чувство истинного смирения перед Богом стало расположением его души. А внешнее действие, в данном, конкретном случае, только лишь проявило его. (Может этому подражать внешнее смирение, но оно является лишь только бесовской уловкой).
Бесы прогоняются и изгоняются не тем, что против них читают молитвы «Живый в помощи вышняго» или «Да воскресенет Бог» и т. п., а Божией благодатью. А благодать привлекается спасительными и добродетельными душевными чувствами, которые воспитываются в процессе правильно-проходимой борьбы со страстями, благодать привлекается смиренным и сокрушенным духом, который должен воспитываться перед Богом. Этот дух и привлекает дар спасительной Благодати, а она прогоняет демонов.
А вера и надежда на эти молитвы, — это как вера в противомагические заклинания, прогоняющие бесов, которая основывается на неправом чувстве вере, т.е. на духе самоуверенности и самонадеянности, на духе самоутверждения. Этот дух противоположен духу сокрушенному и смиренному и привлекает не Божию благодать, а бесов.
Так на магию является православная противомагия, которая есть та же самая магия, прикрытая одеждами и молитвами православными. Это то же самое, что против черной магии есть белая магия. Разницы никакой нет. Вся разница только лишь во внешнем. А суть и дух – одни и те же. Бесы – любители маскарадов и могут наряжаться в какие угодно одежды, оставляя при этом один и тот же дух, – самоуверенности и самонадеянности, дух утверждения в самости и гордыни, первородном грехе.
«Авва Моисей сказал: имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается демонами» (Древний патерик, гл15, п.42). Всякий не воспитавший в себе духа сокрушенного и смиренного перед Богом, — в борьбе со своими страстями и самостно-гордостным духом, — надеющийся на молитвословия, сильные молитвы и вычитки, на внешние знаки и символы, и т. п. что-либо внешнее, — «осмеивается демонами», попадает в беовские иллюзии и обольщения, становится одержимым и бесноватым.