Оглавление:
Скорби и душевное ожесточение.
Причины смерти ожесточившихся. Жестокие тираны и народ.
Скорби и душевное ожесточение
Аноним: Батюшка, а если всем людям, сильно ожесточившимся в сердце своём, Бог пошлёт сильные скорби, может быть есть шанс на спасение ?
О.Серафим: Восприятие скорбей зависит от свободного произволения человека. А сами по себе скорби не меняют человека в лучшую сторону, помимо его воли.
Если кто правильно проходит скорби, в верных душевных чувствах, добродетельных, — тот выносит из них пользу для души. А если кто неправильно проходит их, в неверных душевных чувствах, — тот выносит из них вред для души.
Вынести пользу или вред для души из скорбей, — зависит от душевного восприятия человеком скорбей, от его свободного произволения.
Душевное ожесточение бывает разных степеней. Оно может быть окончательным; а может быть неокончательным, то есть в той или иной степени.
Из неокончательного душевного ожесточения душа может выйти. Но это зависит от ее свободного произволения, захочет она этого или нет.
Из окончательного душевного ожесточения душа не может выйти по той причине, что окончательно утвердилась в этом ожесточении и не хочет из него выходить.
Так падшие ангелы, бесы, находятся в окончательном душевном ожесточении и не могут выйти из него. Не потому, что нет возможности. Возможность есть, Бог всегда готов принять духа или душу кающуюся. Но они зациклились на своих страстях и не хотят смирить свой дух, чтобы выйти из них. А потому и не могут прийти к покаянию и смирению перед Богом.
Скорби в основном у нас не от Бога, а от наших страстей и неудовлетворенной совести. Причина наших скорбей — это привязанность в нашем свободном произволении к страстным чувствам, желаниям. Чем больше привязанность к страсти, тем сильнее скорбь, при неудовлетворении ее. Но если начать разрывать эту привязанность, то будет скорбь от неудовлетворяемой страсти. И если не убегать от этой скорби, а брать ее и нести, смиряясь с ней, при прохождении через нее, прося у Бога помощи, то таким путем скорби начинают уменьшаться и исчезать. – И чем более разрывается привязанность к страсти, тем меньше становится скорбь, пока не исчезнет совсем.
Причины смерти ожесточившихся. Жестокие тираны и народ
Аноним: Батюшка, но если эти люди, такие как Путин, патр. Кирилл тп. ожесточились настолько сильно в сердце своём, что им уже нет надежды на спасение, почему Бог не забирает их души?
О.Серафим: Причины смерти и жизни закостенелых грешников бывают разные. В христианстве нет такого положения, что окончательно ожесточившийся грешник должен тут же умереть. Если к примеру половина населения ожесточилась в своей нераскаянности, то это не значит, что по этой причине они все должны тут же умереть.
Кто-то может быть нераскаянным и ожесточившимся грешником, а кто-то из его потомков, в будущем, спасся или стал святым. Такое может происходить и с большинством того или иного народа, в том или ином веке, и его потомками в будущем.
А также жестокие тираны-правители, наказывающие народ, продолжали править для наказания ослепленного народа, чтобы он уврачевался методом от противного. В противном случае, народ остается слепым и сам себе находит опять таких же правителей.
А бывает так, что жестокие тираны-правители правят и уничтожают народ за его ожесточение и нераскаянность. В таких случаях основная масса народа погибает в своей нераскаянности, а какая-то часть прозревает и приходит к спасению.
Если общество погрязает в страстях ложного смирения, равнодушия, душевного сладострастия и животного страха, то по духовному закону, — закону жизни, — у власти в таком обществе оказываются самые худшие, которые ради собственной выгоды готовы уничтожать всех.