1. /
  2. Нравственность и аскетика
  3. /
  4. Сочувствие, привязанность к страсти

Сочувствие, привязанность к страсти

Аноним:  Легче, когда понимаешь, что иные мысли, чувства, ощущения тебе могут быть навязаны и вкладываемы, тогда больше сил и желания противится и не принимать это. Трудно, когда все свои ощущения, эмоции принимаешь за исходящие от себя, от своей личности. К примеру: «Этот человек меня всегда раздражает», «я всегда боюсь, что случится что-то плохое». То есть свои ощущения возводятся в абсолют, человек полностью доверяется им, захватывается ими, и вместо того, чтобы побороться с одолевающими мыслями, полностью отдаётся им.

О.Серафим: Это и есть самомнение, т.е. мнение, ищущее удовлетворения своей самости, первородного греха. Человек не противится этим помыслам потому, что в духе живет сочувствие (привязанность) к первородному греху, к самости. То есть, его свободное произволение ищет по навыку, по привычке, этого сочувствия. Поэтому у Св.Отцов главное внимание в борьбе со страстями и обращается на разрывание со-чувствия. Так как, если будет разорвано сочувствие (привязанность) к первородному греху, к самости, то все эти помыслы не будут иметь силы, в своей навязчивости, и легко могут быть отвергаемы человеком.

«Когда делается что воле противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь. Если не допустите породиться тем чувствам, всему конец: ибо всё от чувств» (свт. Феофан Затворник, «Мудрые советы…», гл. Скорби, страдания).

То есть, всякое душевное движение и помысел имеют свою силу только тогда, когда к этому есть со-чувствие, – сродное чувство. А если это сродное чувство отсекается, заменяясь на другое, то сочувствие (привязанность) к страстному помыслу разрывается. Тогда страстный помысел или душевное движение теряют свою силу. А отсюда и исчезает – та навязчивость и зацикленность.

Иногда мы пытаемся это делать, но Господь оставляет нас потомиться в этой брани для того, чтобы мы пришли к опытному познанию своей немощи, беспомощности. Чтобы, таким образом, избавление от страсти, разрывание сочувствия (привязанности), совершилось на законном основании, при помощи благодати Божией.

Оставьте комментарий