Каждого из нас при конце жизни ожидает смерть. И когда придет конец жизни, – душа оставит тело, разлучится с ним, перед ней откроется иная, новая жизнь. И раба Божия N, точно так же, оставила тело и перешла в иную, другую жизнь. Сейчас, ее душа здесь, она не умерла, она живая. Только лишь разлучилась душа с телом, которое лежит теперь в земле. Тело было создано из земли, — в землю и обратится, в землю и отошло, в землю вернулось.
Когда душа разлучается с телом, при переходе в загробную жизнь, то встает перед ней вопрос: в чем смысл и цель ее жизни, к чему она пришла, и что нужно ей за гробом? Еда ей не нужна, питье ей тоже не нужно. Ей нужна только от нас только молитва. – Молитва это то, что мы ей принесем, по чувству милосердия и сострадательной любви к нашему ближнему. В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он простил согрешения ее, вольные и невольные.
А что необходимо самому человеку? — Ему, там, за гробом, понадобятся истинные настоящие добродетели, – истинные плоды духа. Приобретение их, воспитание верных душевных чувств и спасительного настроя души, – в этом смысл и цель нашей жизни. Там, за гробом, человеку понадобится истинное смирение, понадобится незлобие к людям, которое он приобрел в этой жизни. Понадобится смиренное и благодушное терпение в страданиях и в скорбях, если он приобрел его в этой жизни. Понадобится сострадательная любовь к ближним, если ее приобрел человек. Понадобятся и другие добродетели: вера, кротость, доброжелательность и благодушие к ближним, которые человек старался изливать к ним в своей душе, в то время, когда находило на него раздражение, гнев, злоба, недовольство. Понадобится любовь к правде и истине, если он их имел. – Вот, что понадобится!
Понадобится беспристрастие в этом мире ко всему вещественному: чтобы ни за что в этом мире не держаться страстно. Ибо если душа имеет пристрастие к чему-то в этом мире, то при разлучении ее с телом — ей очень трудно, она мучается, ей очень тяжело расставаться с телом. Но если душа разорвала всякое пристрастие ко всему вещественному в этом мире – она легко расстается с телом, она переходит туда, как бы в свою стихию.
Мы имеем тело, оно живет, дышит, — дыхание есть в ноздрях, сердце бьется в груди. Но через смерть душа покидает тело, жизненная сила покидает его, – и жизнь человека в этом вещественном мире прекращается. Тело наше есть ни что иное, как наша внешняя оболочка, орудие, посредством которого душа наша проявляет себя в этой жизни, земной. И как душа будет проявлять себя через посредство тела в этой земной жизни, так все и отразится в душе, отпечатлеется в ее чувствах, в настрое душевном. И вот тот душевный настрой, который она приобретет, останется с ней навечно. Поэтому, когда человек переходит за гроб, ему необходимы плоды духа истинные, настоящие добродетели, если он приобрел их в своей жизни. А от ближних необходима молитва, — чувство сострадательной любви, обращенное к Богу, изливаемое в молитве за умершего. Вот все, что понадобится; и больше – ничего!
Пришли мы в этот мир, – ничего с собой не принесли. И когда уйдем, – ничего с собой не заберем. Из вещественного, – с собой, — не заберем ничего. Родственники останутся. Даже тело свое, — и то оставим.
Рано или поздно, я все равно оставлю свое тело, и мое временное проявление в этой жизни прекратится, т. е. временное странничество в этой земной жизни закончится – могилой. Поэтому, возлюбленные, мы с вами и должны озаботиться о приобретении настоящей добродетели, о стяжании истинных плодов духа, о воспитании верных душевных чувств и приобретении спасительного настроя души. Об истинных плодах духа ап. Павел говорит так: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, (благодушие, которое ты должен воспитать в трудностях, скорбях), милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5, 22-23).
Кротость, как говорит преп. Иоанн Лествичник, это такое состояние духа, — когда ты не обижаешься, если тебя обижают; ты не оскорбляешься, если тебя оскорбляют; не раздражаешься, когда тебя раздражают, – остаешься благодушным, радушным. А также кротость – это когда тебя хвалят, превозносят и льстят тебе, а ты не услаждаешься этим, не возносишься и остаешься так, как будто бы это относится не к тебе, отдаешь это все милости Божией. Вот, что понадобится там, – за гробом!
А также понадобится – вера. В чем? — В том, что меня постигали скорби, страдания в жизни, а я: в малодушие не впадал, не отдавался ропоту, не отдавался духу уныния, но с благодарностью Богу, – все переносил. Вот она! — вера в Промысел Божий, покорность духа перед Промыслом Божественным и чувство преданности Богу. Понадобится правое чувство веры, которое ты должен был приобретать, через устремление к свободе от духа самости, первородного греха, в ежедневных искушениях, в личной жизни. Таким образом, естественное чувство веры должно очищаться от примеси духа самости и соединяться с истинным смирением. Понадобится также – незлобие и душевная простота, которые ты воспитал в своей личной жизни и научился прощать ближним, не помнить всего того зла, которое они тебе сотворили.
Понадобится то, чтобы ты научился не осуждать ближних и через это не гордиться и не превозноситься над тем, кто грешник. Необходимо, чтобы ты научился быть снисходительным к грешникам, иметь сострадательную любовь к ним. Еще понадобится сострадательная любовь, которую мы должны питать друг к другу и воспитывать ее, прогоняя этим чувство неприязни, злопамятства, чувство обиды по отношению к ближнему, чувство надменности или гордости над ближним. Если душа перейдет в настрое духа, в котором не будет устремления к приобретению этих плодов духа – то горе ей. Видите, в чем смысл и цель жизни человеческой? — Об этом заботьтесь, этого ищите, к этому все направляйте!
А основное и главное – это умереть в истинном покаянии. Да, человек согрешает, – мы все согрешаем, каждый день. Но важно! чтобы человек, перед смертью, пришел в истинно-покаянный настрой духа. Во время всей нашей жизни, – мы постоянно падаем. Но, при этом, мы не должны оставлять это просто так, а каждый раз приносить раскаяние, говоря: “Господи, прости, согрешил”. – Но, надо не просто повторять эти слова или иметь такую мысль, а надо доводить себя до чувства сокрушения, сожаления о грехе, до чувства решимости и воодушевления на новую борьбу с этой страстью, грехом, т.е. снова встану, снова начну, снова пойду, буду стремиться приобретать верное чувство, правильное желание и расположение души. При этом, человек должен сознавать и ощущать свою немощь, самому одолеть страсть, и потому возгревать чувство упования на милость Божию, обращая его к Господу. Если при жизни человек приобрел такой навык, а перед самой смертью согрешил в чем-то, – Бог все равно, перед смертью, даст ему возможность принести покаяние. То есть, перед смертью необходимо глубокое чувство сокрушения и смирения перед Богом.
Особенно, когда смерть приближается, болезнь одолевает, – ее трудно, тяжело переносить, нападает ропот, уныние или малодушие – все может быть; но когда вы придете в сознание, то раскаивайтесь, сокрушайтесь. Смиряйте свой дух с теми скорбями, которые придут к вам от болезни, благодарите Бога за них, несите их как заслуженное за ваши грехи. Вот такое покаяние, – с такими оттенками чувств душевных, – необходимо перед самой смертью. Если умрешь в таком покаянии, то благо тебе – есть надежда на спасение.
Умерший с этой надеждой закладывает как бы росток или семя, которое надо нам теперь с вами помочь ему раскрыть. Эта помощь будет заключаться в нашей молитве, в чувстве сострадательной любви, которое мы будем возгревать и изливать ко Господу, в нашей молитве за умершую. Вот это и будет собственно молитва о том, чтобы Господь простил ее грехи, вольные и невольные. Кто есть из человеков, который поживет и не согрешит? Все! – поживши, согрешили! И все! – нуждаются в прощении! Все! – нуждаются в покаянии!
Наша с вами молитва это то, что мы можем теперь усопшей дать и принести. Но молитва наша поможет не в том, что чем больше псалтирей мы вычитаем, – тем больше Царства Небесного Бог подаст душе. Молитва наша – это чувства наши к Богу обращенные. И чувства эти должны быть чистыми. Насколько чувства очищены от примеси греховной скверны, первородного греха, настолько и молитва является обращенной к Богу. Вот какой молитвы требуют от нас умершие. Душа сейчас просит именно той молитвы, которая исходила бы из духа сокрушенного и чистого чувства сострадательной любви к ней. Вот такая молитва нужна умершему; такая молитва и всем нам понадобится, когда мы уйдем из этой жизни, – когда мы умрем.
Помните! что нужно молиться за умершего, – возгревая чувство, и чувство – чистое. Поэтому, старайтесь очищать ваши чувства, через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями; и по мере их очищения, ваша молитва все более и более будет обращена к Богу. Ради возгревания вот всех таковых чувств и служатся панихиды, отпевания, литии и читается псалтирь. А если нет очищения чувств, в правильно проходимой борьбе со страстями, если не возгреваются они в нашей молитве к Богу, то никакие панихиды, отпевания, вычитывания псалтирей не принесут никакой пользы – ни нам, ни умершему. Вот! в какой молитве к Богу! — нуждаемся мы и умершие.
Возлюбленные! Старайтесь приобретать чистоту ваших чувств – в искушениях, постигающих вас в этой жизни. Ищите, – истинные плоды духа. Только лишь это одно! – понадобится вам, там!– за гробом! — в вечности!
О. Серафим Медведев.
12. 05. 2005г.