Аноним: У меня возник вопрос связанный с выбором спутницы жизни и дальнейшей жизни в браке. Дело в том, что я не знаю, как выбрать или найти, или хоть как-то определить, – подхожу ли я для этого человека или нет и т.п. Должно ли возникнуть какое-то чувство, например, любви, или какое-то еще, подобное? Как узнать волю Божию в этом вопросе? Может ли быть такое, что Господь пошлет такую жену, у которой будут другие взгляды и характер и др. Т.е. вроде я помню, что Вы говорили об этом в видео-беседах, что, одним словом, в браке будут скорби и разные трудности. Но как правильно, более-менее, вступить в брак, ведь хотелось бы, чтобы жена была бы верующей, и чтобы она еще хотела и стремилась бы жить по Евангелию? Мне бы очень хотелось, чтобы она, была бы, скромной, тихой, может пока еще и не пришедшей к вере и т.д. Но не будет ли это, с моей стороны, в таком случае, проявлением высокоумия и самомнения? Ну, если буду искать и желать именно такую жену, будет ли это правильно? Как мне лучше думать?
О.Серафим: Это твой выбор, который ты должен сделать сам. Бог не насилует свободного произволения человека, и не заставляет его. Человек сам должен выбрать, в своей жизни, свой семейный крест и нести его. А если желать поступит так, как хочет Бог, то я не думаю, что всякий человек согласится нести то, что ему определил бы Бог. Ведь мы не знаем волю Божию. Но каждый уверен в том, что Бог ему должен послать только то, что он нарисовал в своем воображении. Это и есть самомнение и самоуверенность. Думать так: что если Бог благословит, то он благословит только нормальную жену, какую я и хочу, – от которой не будет искушений, и которая ни в чем не будет идти поперек моей воли, моей самости, – это есть дух самомнения, самоценна, дух самоуверенности и самонадеянности. Ведь воля Божия может оказаться такой, чтобы муж выбрал себе жену, которая была бы сварливая, нервная и ревнивая, злопамятная и т.п.. Согласится ли всякий с тем, что ему выберет Бог? – Я думаю, что нет. Вот и предоставлено это дело свободному произволению человека. Чтобы он сам выбирал себе и нес этот крест, в последующей своей жизни.
Желать и искать такую жену, какую именно хочешь ты, по характеру, — это нормально. Но только, какую выберешь, – и когда начнет выясняться, в процессе жизни, что ты не этого хотел, – то надо нести тот крест, который ты выбрал сам, и не отказываться от него. В такие моменты, тяжести креста, не на кого будет сваливать свою вину, в том числе и на Бога, так как выбрал-то себе сам, такой крест. Человек в такие моменты говорит: «А я не знал, что так будет; если бы я знал, то я бы поступил по-другому». Вот она! – самоуверенность и самомнение! Откуда он знает, что по-другому не было бы еще тяжелее и хуже!? То есть, он рисует в своей голове очередную иллюзию, и так всю жизнь начинает тратить на то, чтобы разочаровываться в своих иллюзиях.
Но от него требуется, – смиряться с тем, что у него есть. Ибо истинная любовь воспитывается в трудностях и скорбях. Истинная любовь – она бескорыстна, она не ищет удовлетворения своей самости, духа самоугодия. Ибо в браке должно искать не удовлетворения своих прихотей, самолюбия и гордыни, а воспитывать христианские качества, во искушениях приключающихся каждый день, дух самопожертвования. Ибо главная цель брака и состоит в воспитании спасительного настроя души, пригодного к Царству Небесному.
Так что то, что ты желаешь, – такую жену себе ищи и выбирай; о такой, проси у Бога.
Ибо в любом человеке живет начало и корень всех грехов – это самость, первородный грех. А истинная добродетель приобретается только в борьбе с этим духом самости. Поэтому, чтобы приобрести истинную добродетель, везде понадобится понуждение себя к смирению, незлобию, сострадательной любви, благодушию, терпению и душевной простоте, к самопожертвованию. И эти качества – все равно надо воспитывать в себе, в процессе жизни, во искушениях, каждый день.
Поэтому, какой бы ни был человек, но добродетели, которые в нем будут, – это будет лишь только добро по естеству, оскверненное примесью первородного греха. А истинная добродетель есть дар Благодати, и приобретается она только при помощи Божией, сознательным и добровольным понуждением себя к ней.
Так что, как бы человек ни жил, но все равно от него требуется самопожертвование и переступание через свое самолюбие. Но так как в наше время, по причине всеобщей одержимости духом самости и гордыни, люди этого не хотят, то по этой причине и распадаются браки, разрушаются родственные узы, теряются дружеские отношения.
Поэтому, целью нужно поставить себе не просто брак, а спасение души, через воспитание христианских качеств и спасительного душевного настроя, в браке, в семье, каждый день, во искушениях.