О.Серафим: Знание Бога исходит не из Его определения, а из его предвидения. А предвидение зависит – от свободы выбора нашей воли. Свобода нашей воли не запрограммирована, а вполне свободна в нравственном выборе. Поэтому человек и несет ответственность за свой выбор на суде Божием.
Суд над нами еще не произошел в реальности, но в разуме Божественном уже есть знание о том, каков он будет в будущем. Свобода выбора нашей воли, в нравственном отношении, не находится в зависимости от знания Бога о нашей участи. Это Божественное знание не имеет влияния на нашу свободу воли, ее выбор. Наоборот, наш выбор имеет влияние на это знание Бога о нас, – каков выбор мы сделаем, в нравственном отношении, таково и было знание Бога о нас.
Это Божественное знание, предвидение, остается для нас непостижимым, по причине ограниченности вИдения нашего ума.