Аноним: Что значит: Крещение в смерть Иисуса Христа (Рим 6:4), крещение Духом Святым (Деян 1:5, Деян 19:1-6), крещение огнем (Мф 3:11, Лк 3:16) ?
«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
«Крестясь, мы крестились в смерть Христову, что означает: умерли для греха. Прямой вывод отсюда был бы такой: итак, мы спогреблись в смерть Христову, чтобы быть мертвыми греху. И это прямо соответствовало бы самоответному вопросу: как же нам жить в нем? А он говорит: погреблись, чтобы жить новою жизнью. — Зачем он так сказал? Затем, что это есть другое выражение одной и той же мысли; ибо жить новою жизнью — значит: жить жизнью, противоположною прежней; и если прежняя была греховная, такая, в которой мы жили греху, — то эта новая должна быть жизнью такою, в которой не следует нам жить для греха, или следует быть мертвыми ему. Или затем, — чтобы указать вторую половину действия святого крещения; ибо в нем мы не умираем только, но и оживаем, или воскресаем. Умираем для греха, а воскресаем для правды и святости. И по существу нравственно духовной смерти так должно быть. Когда душа умирает чему, то не сама умирает: ибо есть вечноживуща, а только отвращается от того, чему умирает, и смертельною возненавидевает то ненавистью. Но ненависть и отвращение всегда так строятся в душе, что, отвращаясь от одного, она не в пустоту обращается, а к чему-либо противоположному тому, чего отвращается. По сему закону, возненавидевши грех и отвращаясь от него, она (душа) в то же время обращается к правде и святости и возлюбляет их. Это возлюбление правды и святости и есть новая жизнь. — Совершается это обновление жизни в том же святом крещении, в котором умирает и грех. Совершается же не механически, а по внутренним произвольным изменениям или решениям; совершается так в крещении потому, что наперед крещаемый возлюбляет так жить. Поэтому перед погружением в купель мы, отрекшись от сатаны и дел его, сочетаемся Христу Господу, чтобы Ему посвящать всю жизнь. Это расположение в купели благодатию Божиею запечатлевается и силу принимает быть действенным. Выходя с ним из купели, крещенный является таким образом совсем новым, обновленным в нравственно-духовной своей жизни, — воскресает. Подобно тому, как Христос Господь умер и воскрес, и крещенный, погружаясь в купель, умирает, а выходя из купели, воскресает: умирает греху и воскресает для правды, для новой и обновленной жизни. Вот об этом таинственном и вместе свободно-охотном изменении и говорит в настоящем месте святой Павел: погреблись… чтобы ходить в обновленной жизни…
Обновление жизни совершено во святом крещении, — благодатно-таинственно и свободно-охотно. Вышедшему из купели что предлежит? Начать с сей минуты ходить в этой обновленной жизни. Жизнь есть обнаружение в видимых делах того, что создалось внутри. Там создались в момент крещения умирание греху и оживление правде и святости. Если умирание греху есть смертельная к нему ненависть, то оживление правде есть положительное возлюбление ее. Ходить, следовательно, в обновленной жизни будет — ходить, при ненависти к греху, в любви к правде и святости. И это есть цель всей жизни принявшего святое крещение христианина» (свт.Феофан Затворник, Толкование на Рим.6:4).
В словах «будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5), – речь идет о Божественной благодати, которая низошла на Апостолов в день пятидесятницы. Что и явилось днем рождения Церкви. Этот дар Божественной спасительной благодати подается в Таинстве крещения.
***
В третьем случае, – «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11; Лк.3:16), – речь идет о том огне, который будет идти перед престолом Божиим, в день Страшного суда. Чтобы обличить грехи и явить добродетели. Это говорится для того, чтобы не думали, будто достаточно покреститься, и ты спасен. Так как, после крещения еще нужна добродетельная жизнь, нужны истинные плоды духа, чтобы не явиться грешником в огне, который будет идти перед престолом Божиим, в день Страшного суда.
А так же, здесь можно разуметь и действие Благодати Божией при крещении, которая, как огонь, попаляет наши грехи.
«Итак, сказав: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”, и обещав здесь множество благ, Иоанн тотчас, чтобы ты от этого не сделался беспечным, оставив все прежнее, указывает на лопату, означая этим будущий суд. Не думайте, говорит он, что достаточно одного крещения, хотя бы вы после жили нечестиво. Нет, нам нужно еще много добродетели и любомудрия. Таким образом, от секиры он ведет их к благодати и воде крещения, а вслед за этим угрожает лопатою и огнем неугасающим» (свт.Иоанн Златоуст, Толкование на Матф.3:11).
«Говоря: Он будет крестить вас Духом Святым, он показал превосходство Крещения Господнего. Мое, говорит, крещение производит удержание от грехов, а Его – доставляет причастие Святого Духа. Марк и Иоанн сказали: Духом Святым (Мк.1:8; Ин.1:33), а Лука: Духом Святым и огнем (Лк.3:16), откуда опять очевидно, что Креститель говорил и то и другое, но в различные времена. Главным образом, эта речь указывает на сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков: тогда они были крещены Духом Святым и огнем, – а затем и на установленное Христом Крещение. И на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, не только освящая его, но как бы невидимым огнем уничтожая нечистоту души его. Недостоин; так написал Иоанн (1:27). Он будет крестить. Креститель изображает метафорически изобилие благодати, а повторением слова: огонь показывается сила и непостижимость благодати» (Евфимий Зигабен, Толкование на Лук.3:16).