Аноним: Хотелось бы услышать от вас о 1 Ап. Правиле: «Епископа да поставляют два или три епископа». То есть, об единоличной хиротонии.
О.Серафим: Здесь вопрос встает о Таинстве, которое совершается Богом.
Не менее двух епископов – это как внешнее священнодействие, которое сопровождает Таинство. Не менее двух епископов – это общее положение, ибо в правиле идет речь о хиротонии, а не об избрании. То есть, в правиле идет речь о внешнем священнодействии, при совершении Таинства.
И одно дело – это поставление епископа на такую-то кафедру, а другое дело – хиротония.
Очень часто в церковно-исторической литературе встречается, что такой-то поставил на такую-то кафедру такого-то. То здесь может быть два момента, почему это так написано. Из чего совсем необязательно заключать, что в данном случае идет речь о единоличной хиротонии.
Первый – это когда уже рукоположенного епископа поставили на такую-то кафедру. То есть, он уже был епископом, а его к примеру, свт.Афанасий, или еще кто-нибудь поставил на такую-то кафедру. И церковная история это упоминает как бы мимоходом, совсем не имея в виду хиротонию или единоличную хиротонию, а всего лишь только назначение на такую-то кафедру уже готового епископа.
И второй момент – это когда церковно-историческое событие, приводя факт хиротонии кого-то во епископа, упоминает только главного, всем известного епископа, который участвовал в хиротонии. Такое очень часто встречается в церковной истории. Ибо у церковного историка, при написании этого исторического момента, была цель не та, чтобы показать единоличность или не единоличность хиротонии, а та, чтобы просто упомянуть этот исторический момент, совсем не вдаваясь в его детализацию, т.к. не было в этом нужды. – Всем было и так понятно, что хиротония, по общему правилу, совершается не менее как двумя епископами. Поэтому у церковного историка даже и мысли не возникало, что его упоминание вскользь, такого-то исторического момента, будут толковать как единоличность хиротонии.
То есть, у них не было нужды доказывать законность единоличной хиротонии во епископа, т.к. ни у кого на тот момент времени, не возникало даже этого вопроса, т.к. всем было и так понятно, что хиротония во епископа совершается не менее как двумя епископами.
А из этих исторических упоминаний вскользь, современные сторонники единоличной хиротонии, по причине того, что у них стала нужда, стали делать совсем неверные выводы. Чего историк при написании не имел ввиду, т.к. он только лишь вскользь упоминал данное событие, – то, они ему приписали, и из этого сделали совсем не те выводы.
А когда совершались единоличные хиротонии, то это как раз привлекало внимание, и об этом говорилось в истории, как о незаконном деле.
«Когда антиохийскую кафедру занял уже Евагрий – несмотря на то, что последний получил это место вопреки церковному законоположению, так как его поставил один Павлин, нарушив тем многие правила, которые не позволяют умирающему рукополагать кого-либо вместо себя, а повеле вают собирать всех епископов той епархии, и возбраняют совершать хиротонию епископскую менее чем двум епископам. Не захотев, однако ж, знать ничего такого, (западные епископы) Евагрия охотно приняли в общение, а на Флавиана наговаривали царю. Наскучив частыми их наговорами, царь вызвал его в Kонстантинополь и приказал ему отправиться в Рим. Но Флавиан отвечал, что теперь зима, и, обещав исполнить приказание с наступлением весны, возвратился в отечество. Когда римские епископы, не только дивный Дамас, но и после него Сириций, и преемник Сириция Анастасий, сильно затронули благочестивого царя, сказав, что своих-то тиранов он уничтожает, а тех, которые дерзают самовластвовать относительно Христовых законов, оставляет в покое. Тогда царь опять вызвал его и заставлял отправиться в Рим. Но при этом случае мудрый Флавиан с похвальным дерзновением отвечал: «Если укоряют меня за веру, Государь, так, как бы она была неправая, или почитают недостойною священства мою жизнь, то я готов отдать свое дело на суд самих обвинителей и принять, какой произнесут они приговор. А когда спор идет о кафедре и предстоятельстве, не стану ни судиться, ни противоборствовать желающим взять это, – уступлю и откажусь от предстоятельства. Итак, отдай, Государь, кому хочешь, антиохийскую кафедру». Подивившись такой твердости и мудрости Флавиана, царь приказал ему возвратиться в отечество и пасти врученную церковь. По прошествии долгого времени, прибыв опять в Рим, царь снова должен был слушать от епископов те же укоризны, – зачем он не уничтожил тирании Флавиана, но тут он приказал себе изъяснить, какого рода эта тирания, и сказал, что сам он – Флавиан и что будет его адвокатом. Когда же они отвечали, что с царем судиться не могут, то он стал убедительно располагать их к соединению церквей узами единомыслия, к уничтожению вражды и погашению бесполезного спора, ибо Павлин давно уже умер, а Евагрий поставлен незаконно, восточные же церкви стоят за предстоятельство Флавиана. Да и кроме Востока, Флавиан состоит в общении и союзе со всею азиатскою, понтийскою и даже фригийскою церковью. Даже вся иллирийская страна признает его главным между епископами восточными. Уступив таким убеждениям, епископы Запада обещались уничтожить вражду и принять послов, которые будут отправлены к ним» (блаж.Феодорит Кирский, Церковная история, кн.5, гл.23).
В других же случаях, этот же историк, упоминая подобные события, говорит о них вскользь, потому что там не было никакого нарушения, т.к. там не было единоличной хиротонии. Но современные из этого упоминания вскользь, делают совсем не те выводы.
Здесь необходимо различать то, что говорится, историком или святым, мимоходом, от того, что говорится с определенной целью, где скрупулезно разбирается какой-то вопрос.
Есть мнение, говорит свт.Феофан Затворник, которое выражается мимоходом. Оно совершенно отличается от того, где рассуждается веско, т.е. конкретно разбирается данное учение или вопрос.
Другое дело – это то, что, ради мира, такие вопросы могли разрешать снисходительно. Имея целью – церковный мир. Через всеобщее признание епископом того, кто был этого достоин, хотя у него была и единоличная хиротония. Ибо хиротония, – как сказал свт.Тарасий, на Седьмом Вселенском соборе, при снисходительном чиноприеме иконоборцев, – от Бога.
Но из этого не нужно делать вывод, что раз совершился факт признания, значит и признается единоличная хиротония, и можно теперь без проблем совершать единоличные хиротонии. Ибо это произошло не по причине того, что признали законность единоличных хиротоний, а то, что поступили по икономии, снисходительно, ради мира церковного, ибо Таинство священства от Бога, а не от правильно совершенной внешней формы, при священнодействии.
Аноним: А может ли Бог совершить Таинство хиротонии во епископа, когда его, по причине нужды, совершит один епископ?
О.Серафим: Бог может совершить Таинство, и при одном епископе, при определенных сложившихся жизненных обстоятельствах. Так как, само непосредственно Таинство – это не внешняя форма, а дар Благодати Божией. И совершается оно не епископами, а Богом. Епископы, при этом, только лишь внешне священнодействуют.
Но для того, чтобы Бог совершил это Таинство, для этого надо, в первую очередь, определенные сложившиеся жизненные обстоятельства и тот, кого будут рукополагать, чтобы он был достойным принятия этого дара благодати Божией. А самое главное, при таком случае, – это необходимость постижения того, что на данный момент времени, на это есть воля Божия. То есть, кому-то это должно быть открыто в духе, Богом, через посредство внутреннего откровения.
Но если это только лишь самомнение, а воли Божией на это нет, по причине обстоятельств; то тогда епископ совершит священнодействие, а Бог Таинство не совершит. И люди останутся со своей иллюзией, в области мечтательности. Это у Св.Отцов называется прелестью мнения.
Мне известен один случай, происшедший в центральной части России, в период гонений, примерно в 1960-е годы. Когда одна больная и слепая старушка попросила своего сына-пьяницу, чтобы он привел ей священника для Причастия. Этот сын вместе со своим другом-собутыльником решил сыграть над ней злую шутку. Он привел ей своего друга-собутыльника, который представился священником, принял от нее исповедь, и налив в чайную ложечку водки стал ее причащать. И когда он стал подносить к ее устам эту ложечку с водкой, то в воздухе раздалось ангельское пение «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». И когда он ее причастил, то тут же упал и умер.
Вот исключительные обстоятельства, при которых Сам Бог совершил Свое Таинство, при неправильной внешней форме, по той причине, что эта старушка была достойна к восприятию этого Таинства.
Что касается таковых исключительных случаев, то «образ действия Промысла Божия, вполне отличается от общего человеческого порядка» (св.Исаак Сирин, Слово 1).
То есть, Господь, по Своему Божественному Промыслу, может такое совершать, но для этого необходимо постигать волю Божию, в каждом конкретном случае, при определенных сложившихся жизненных обстоятельствах.