Аноним: Что вы скажете о молитве на иных языках (1 Кор 14:2, 14:6, 14:14)?
О.Серафим: В первые века христианства творились чудеса, и они имели свой смысл. В то время было говорение на разных языках. То есть, человек мог преподносить Истину другому человеку на его родном языке, наречии. Господь давал такие дары, ибо тогда была в этом необходимость. Апостол Павел причисляет эти дары к внешним, говоря: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1); т.е. если я не имею истинной любви, во всех ее оттенках и проявлениях, истинных плодов духа, то я пустой барабан.
Два первых века обильно творились чудеса. Тогда люди были простые, очень много было безграмотных. Для таких было достаточно одного чуда, чтобы они обращались и шли к Богу всей душой. Потому-то, необходимы были и чудеса. Потом эти чудеса стали уменьшаться, и уже в 3-4 веке такого обилия чудес не стало. Позже чудеса были, в какой-то степени, но их творили, в основном, святые. И дьявол творил чудеса, но не было тогда таких чудес от дьявола и такого их обилия, как сейчас.
Все дары, какими бы они не казались нам великими и удивительными, не имеют никакого смысла, если люди не ищут пути стяжания истинной добродетели, чистой истинной любви, свободной от духа самости.
Вот как превозносит этот превосходнейший, наилучший, открытый для всех путь ап. Павел: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1).
«Любовь – внутренняя сила жизни… Это самораспятая жизнь, неистощимый источник всякого добра. Говорение на языках совсем внешнее дело; и в естественном порядке им занята разве только память, а в благодатном и того нет: ибо и ослица могла говорить, когда то нужно было, и камни возопиют, говорит Господь, когда некому будет изречь волю Божию. Говорящий без присутствия внутренней жизни точно есть медь звенящая, или кимвал звучащий. Первым выражается однотонный звук, как удар по куску меди, или по медной вещи, а вторым и перемены тонов, но без значения. По-гречески – лалачит, а ничего определенного не сказывает.
“Апостол, делая сравнение дарований, первым из всех поставил дарование языков, потому что оно, по мнению Коринфян, было важнее других. Важнейшим же почитали оное, потому что прежде всех других дано Апостолам в день Пятидесятницы при сошествии Всесвятого Духа. Он говорит: если узнаю все человеческие языки, сверх того и языки невидимых Сил, но любви к ближнему иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий” (блаж.Феодорит). “И смотри, с чего начинает он: прежде всего с того, что они почитали удивительным и великим, т. е., с дара языков, и, говоря об этом даре, представляет его не таким, какой они имели, но гораздо большим. Не сказал: если я говорю языками, но: если я говорю языками человеческими. Что значит человеческими? Языками всех народов вселенной. Не довольствуясь и этим увеличением, прибавляет еще другое, гораздо большее: и ангельскими, говорит. Видишь ли, как он возвысил этот дар и как после низвел и уничижил его? Не просто сказал: тогда я ничто, но: медь звенящая, нечто бесчувственное и бездушное, издающее звук попусту, без цели и без всякой пользы, и не только пользы никому не приносящее, но для многих кажущееся беспокойным, тягостным и несносным (так же означает и трещетку)” (св. Златоуст).
Что за ангельский язык? Блаж. Феодорит пишет о нем: “Под ангельскими языками разумеет не чувственные, но некие мысленные, на которых песнословят Ангелы Бога всяческих и беседуют между собою. Ибо Исаия слышал поющих, а Иезекииль, также Даниил, Захария и Михей слышали их беседующих. Выразил же это божественный Апостол преувеличенно, в намерении показать превосходство любви”. Св. Златоуст говорит: “Говоря о языке ангельском, Апостол не приписывает Ангелам тела, но выражает следующее: хотя я буду говорить так, как обыкновенно беседуют Ангелы между собою, без любви я ничто и даже тягостен и несносен. Подобным образом и в другом месте, когда говорит: ‟поклонится Ему всякое колено небесных‟ (Фил. 2:10), он не приписывает Ангелам колен и костей, – да не будет, но подобием нашего поклонения желает выразить усердное поклонение Ангелов. Так и здесь говорит о языке, означая не член телесный, а известным нашим способом собеседования выражая взаимное собеседование их между собою”» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13:1).
Видите: даже если ангельским языком буду общаться это ничто. У нас это может проявляться в виде прозорливости или телепатии, но если нет любви – это ничто, это то же самое, что ударить по куску меди.
«‟Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто‟ (1Кор.13:2).
Эти дары внутренние, и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются, и несущественное сочетание с Богом означают. Пророчество – с полным ведением тайн Божиих в устроении царства благодати и с полным познанием устройства мира и всех тварей, в начале их, в течение времени и в целях, к чему все ведется, – и такое пророчество все-же в голове имеет свое седалище, и когда нужно, Бог может преподать его уму, не сообразуясь с тем, что происходит в сердце, так же как заставить ослицу говорить. Следовательно и при этом внутреннейшее может быть чуждо Бога и ближних, чуждо истинной жизни» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13:2).
Пророчество в нашей голове имеет свое седалище, т. е. дар пророчества как бы естественен человеку. У него есть такая способность ума от природы и на это естественное седалище подается дар прозорливства, пророчества. Бог может подать этот дар уму и не сообразуясь даже с тем, что внутри, в сердце человека, т. е. с его настроем духа, подобно тому как ослицу заставил говорить. Отсюда видно, что хотя человек может и пророчествовать, но внутренний настрой духа у него может быть совершенно чужд Бога, чужд истинной духовной жизни. Видите, этот дар является внешним даром.
«Вера чудодейственная, горы переставляющая, предполагает великое пред Богом дерзновение; но как дела ею совершаемые суть внешние, а не ее собственно, а Божии, Бог же по целям промышления может действовать и через несовершенные орудия, не их имея ввиду, а других, то и этот дар может обнаруживаться совершенно внешним образом, не быть решительным удостоверением о внутреннейшем единении с Богом и с братьями в Боге» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13:2).
То есть, Господь может и через тех которые совершенно чужды внутренней истинной духовной жизни проявить такие действия по причине своего Божественного промышления, имея в виду других людей, которым послужит это во спасение.
«Бог, по целям Своим, когда нужда належит, может сообщить то и другое и таким лицам, которые по внутреннему своему строю и не могли бы иметь их. Отсюда выходит, что деяния такого рода не суть удостоверители в духовном истинном совершенстве, которое совмещается все в любви, т. е. можно и при них быть без любви, и следовательно быть ничем» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13:2).
То есть, эти дела не могут являться свидетелями истинного духовного совершенства, истинной веры, истинной Церкви. Можно и при наличии этих даров любви не иметь. То есть, человек может иметь эти дары, но не иметь любви в духе, которая является по мере того, как человек приобретает бесстрастие, разрывает сочувствие к духу самости. Истинная любовь есть свидетельство внутреннего общения с Богом.
Вера же, которая может великие чудеса творить и горы переставлять, языками человеческими и ангельскими говорить, являть прозорливство и пророчествовать, есть ничто, и это все ничего не значит, – все это пустое, если у тебя нет дара любви. Апостол показал все что считается превосходнейшим среди людей в их духовной жизни, но, показавши все, низвел это в ничто, сказавши, что все это есть ничто и никакой пользы не принесет, и не является свидетельством истинности, святости, если нет любви.
«Возможность таких явлений и Сам Господь подтвердил, когда сказал: “многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мф.7:22.23). Я никогда не знал вас, скажет, так как Господь знает Своих. Этим выразил Господь, что несмотря на такие знамения, творившие их не были свои Ему, а не были свои Ему потому, что воли Его не творили, или что то же, любви не имели. Так слово Апостола сходится со словом Господа. Мысль Апостола не та, чтобы сказать, что такие дары никогда не указывают на приискреннюю близость к Богу проявляющих их, но та, что и при них возможно отсутствие такой близости, а без нее все ничто» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13:2).
«Св. Златоуст такие мысли высказал на это место: ‟Апостол не останавливается на даре языков, но указывает и на прочие дары, показав ничтожность их без любви, потом уже начертывает ее изображение. А как он хотел постепенно усиливать речь, то восходит от меньшего к большему; то, что поставил последним при исчислении даров, т. е. дар языков, теперь поставляет на первом месте, восходя, как я сказал, от меньшего к большему. Сказав о языках, он тотчас переходит к пророчеству, и это также представляет в превосходной степени. Ибо как там указал не на языки только, но на языки всех людей, и даже на языки Ангелов, и потом уже сказал, что этот дар без любви ничто: так и здесь говорит не о пророчестве только, но о пророчестве самой высшей степени. Сказав: если имею пророчества, присовокупляет: и знаю все тайны, и имею всякое познание, представляя и этот дар в превосходной степени.
Потом Апостол переходит и к прочим дарам, и дабы не показаться тягостным, исчисляя их порознь, указывает на мать и источник всех их, и опять в превосходной степени: и если, говорит, имею всю веру. Не довольствуясь этим, присовокупляет и то, что Христос признал великим: если могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. Смотри, как он и здесь опять уничижает дар языков. От пророчества показывает великую пользу, именно – знание тайн и всякое разумение, равно и от веры немаловажное дело, именно – переставление гор: а о даре языков только упомянул и более не сказал о нем ничего. Заметь еще, как он в кратких словах обнимает все дары, т. е. в пророчестве и вере; это потому, что чудеса заключаются или в словах или в делах. Вере приписывает переставление гор, не потому, чтобы вся вера могла производить только это, а потому, что людям грубым это казалось великим по тяжести гор. Апостол, таким образом, возвышает предмет, и смысл слов его следующий: если я имею всю веру, если даже могу переставлять горы, а любви не имею, то я ничто”» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 13:2).
Коринфяне начинали хвастаться тем, что один обладал одним языком, другой другим, – говорили на разных языках. Господь, на первый период времени существования христианства, дал Церкви дар говорения на разных языках, с той целью, чтобы таким образом разнести проповедь по всей вселенной. Когда проповедь разнеслась по вселенной, тогда дар говорения на разных языках потерял свой смысл. Поэтому в 3-м веке уже не слышно об этом даре, он исчезает, так как отпала в нем нужда.
Но вот пришли наши времена, наступила новая эпоха, в которой произошло отступление всех народов от христианства – эпоха апостасии: все заразились нравами языческими. Дух самости и гордыни, дух сладострастия, стал преобладающим в обществе человеческом. По этой причине, Благодать отошла от этих народов – и стали во множестве действовать падшие духи-обольстители. Отсюда открылось обширнейшее зрелище чудес, творимых по действию духов-обольстителей, т.е. по действию бесов, которые ищут обольщения и погибели всех. Времена изменились – повсеместно началось растление нравов.
И современное говорение на иных языках у пятидесятников есть ни что иное как беснование. То есть, они через посредство самостно-гордостного духа, желая говорения на иных языках и возгревая в себе этот дух, входят в общение с демонами. И тогда демоны овладевают их языком в теле и, посредством его, начинают говорить и молиться на иных языках.
«Совершенно ясно, что здесь нет вообще ничего христианского и ни следа духовности. Это скорее область психических механизмов, которые можно привести в действие определенными приемами психологической или физической техники, причем «говорение на языках», как видно, играет ключевую роль в качестве некой «отмычки» в этой области. Как бы то ни было, оно, разумеется, не имеет ни малейшего сходства с тем духовным даром, который описан в Новом Завете, и скорее уж более близок к шаманскому «говорению на языках», практикуемому в примитивных религиях, где шаман или знахарь пользуется отработанной техникой для погружения в транс, а затем передачи послания к «богу» или от него на языке, которого не учил…
Одним из тех, кто предпринял тщательное и объективное изучение «говорения на языках», был лютеранский пастор из Германии доктор Курт Кох («Борьба языков»). Рассмотрев сотни случаев этого «дара», проявившихся за последние несколько лет, он на основании Священного Писания пришел к выводу, что только четыре из них могли бы иметь ту же природу, что и дар, описанный в Деяниях Апостолов, да и то все они вызывали у него сомнения. Православный христианин, за плечами которого стоит полное святоотеческое Предание Церкви Христовой, был бы более категоричен в своих суждениях, чем д-р Кох. Но в противовес этим, более или менее допустимым случаям, доктор Кох нашел множество случаев несомненной одержимости демонами, ибо «говорение на языках», как известно, обычный дар одержимых» (Серафим Роуз, «Православие и религии будущего»).
«В отличие от библейского дара языков глоссолалия (греч. glossa — «речь», laleo — «говорить») не имеет структуры языка, ее невозможно разделить на существительные, прилагательные, глаголы. Это лишенное логики, полудетское бормотание, которое имеет искусственную фонетическую схожесть с языком. Фелиситас Д. Гудман утверждает, что глоссолалия — результат «нейропсихологических изменений, в просторечии именуемых трансом…» Известный лингвист У. Дж. Самарин, который углубленно изучал глоссолалию в христианских деноминациях, cформулировал следующее определение: «Глоcсолалия — это бессмысленная, но фонетически структурированная человеческая речь, являющаяся с точки зрения самого говорящего настоящим языком, однако как система не напоминает ни один из известных человечеству языков, будь то живой или мертвый». Итак, глоссолалия не является языком, это псевдоязык, который не имеет ничего общего с библейским даром языков. Клинические психиатрические данные открывают нам, что так называемое говорение на языках — это форма раздвоения личности, при которой группа произвольно сокращающихся мышц реагируют на центры управления, не связанные с сознанием. Исследователь Роберт Громаки считает, что всякое проявление современной глоссолалии может иметь источник «сатанинский, психологический и поддельный» и не один не исходит от Бога.
Феномен глоссолалии не является исключительно христианским. Это явление в нехристианских религиях встречается в Малайзии, Индонезии, Сибири, Арктических районах, Китае, Японии, Кореи, Аравии, Бирме, в африканских племенных религиях. Психолог-антрополог и лингвист, которого мы уже упоминали ранее, Фелиситас Д. Гудман, принимала участие в изучении англо-, испано- и майя-говорящих пятидесятнических общин в Соединенных Штатах и Мексике. Как и другие исследователи до нее, она сравнивала магнитофонные записи нехристианских ритуалов в Африке, Борнео, Индонезии и Японии. Она опубликовала полученные результаты в весьма обширной монографии. Гудман приходит к выводу, что «если принять во внимание все черты глоссолалии, т. е. сегментальную структуру (звуки, слоги, фразы), и их супрасегментальные элементы (а именно: ритм, ударения и в особенности общую интонацию), они надлингвистически и надкультурно идентичны». Поскольку глоссолалия присутствует повсюду и в нехристианской среде, она является знамением нечистых духов. Получается, что христианизированные глоссолалы не ошибаются, называя свое бормотание ангельским языком. Это действительно язык ангелов, но не Божьих. Этим как раз и объясняются беззаконные действия глассолалов, что делают они это не по своей воле, а слушая «откровения» извне… Глоссолалия — это дар, мастерски подделанный злыми духами, ибо они, как известно, повиноваться Закону Божьему не хотят» ).
«Прежде, чем разобраться в отношении Библии к этому явлению, посмотрим, нет ли в других нехристианских религиях чего-либо подобного. Оказывается, есть! И более того, подобное проявление, когда человек впадает в транс и начинает говорить на бессмысленном языке, встречается почти во всех конфессиях мира, в том числе в языческих и сатанинских сектах! Это культ заров, распространенный в Эфиопии, в котором шаманы обращаются к зарам (духам) на особом, никому не понятном языке. Это же встречается в гаитянском культе вуду — поклонение змее с ритуальным каннибализмом, в котором духи через жрецов говорят на неведомом языке. Можно привести в пример и религии палаунгских народов Мьянмы (Бирмы), где колдун говорит на магическом непонятном языке; это и колдовские песни и пророчества шаманов у якутов и эскимосов, выкрикивающих их в состоянии транса. Этот феномен присутствует и в колдовских японских сектах на островах Хонсю и Хоккайдо; это и дервиши, и суфисты в исламе, говорящие «особым» непонятным мистическим языком. С этим явлением мы встречаемся и в индуизме, и в тантрическом буддизме, и многих других. Для всех этих религий и сект характерно и то, что в период говорения на несуществующих языках их служителей, глоссолалия распространялась на всех присутствующих (порой число это доходило до десятков тысяч), которые теряли контроль над собой, впадали в транс и начинали говорить на незнакомых языках. Кроме этих сходств с глоссолалией в христианстве, сам язык, точнее, бормотание, ибо языком назвать это нельзя, ничем не отличается от такового в перечисленных выше культах. Независимое исследование, проведенное лингвистами, филологами, историками, этнографами разных стран — Д. Кидахл (1972 г.), Ю. Нид (1960 г.), У. Уолфрам (1956 г.), У. Самарин (1972 г.), X. Мелони и А. Ловекин (1985 г.) и др. показывают, что различий в неизвестных языках, приведенных выше, нет, и что самое главное — глоссолалия не может быть вообще названа языком (!), так как не выполняет требований, предъявляемых к любому языку. Крупный современный лингвист и антрополог Ф. Гудман после проведенного сравнения проявлений глоссолалии в христианстве и в языческих культах различных стран пишет: «Если принять во внимание все черты глоссолалии, то есть сегментальную структуру (звуки, слоги, фразы) и их супрасегментальные элементы (ритм, ударения, и в особенности общую интонацию), они надлингвистичны и надкультурально идентичны». В ведущих энциклопедиях в монографиях по этой проблеме ученые ставят однозначно знак равенства между проявлениями глоссолалии в христианстве и язычестве (сатанизме)! Их противники, сторонники харизматизма, не оспаривают это утверждение, ибо других аргументов просто не имеют!
Итак, во-первых, христианская и нехристианская глоссолалия полностью идентичны. Во-вторых, говорящий на незнакомом несуществующем языке впадает в транс, при котором его сознание и разум отключены. В-третьих, глоссолалия сопровождает отправление не только христианских, но и языческих и сатанинских культов. В-четвертых, она не может быть названа языком. Вот по этим пунктам мы можем однозначно утверждать, что глоссолалия не является даром Святого Духа, однако, чтобы окончательно решить этот вопрос, обратимся к Библии, которая предупреждает: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные; по плодам их узнаете их…» (Матфея 7:15, 16). Каковы же плоды глоссолалии? Ответ прост: поддержание языческих и сатанинских культов, которые приводили к деградации и гибели многие народы. О дарах же Святого Духа Бог через апостола Павла говорит следующее: «Но каждому дается проявление Духа на пользу…» (1-Коринфянам 12:7). Итак, любой дар Духа Святого дается не ради чуда как такового, а для пользы и служения людям. Почти две тысячи лет назад «…фарисеи и саддукеи, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: …род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему…» (Матфея 16:1-4). Этими словами Христос подчеркнул, что знамения ради знамения или чуда ради чуда Бог никогда не даст людям! В Евангелии от Луки в 23 главе с 8 по 11 текст мы можем также сделать вывод об отношении Бога к чудесам: «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, …и предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему». С человеческой точки зрения, учитывая опасность, грозящую Иисусу, ну почему бы и не явить какое-нибудь чудо Ироду и всем присутствующим? Однако, как мы увидели, Христос не творит чудеса ради чудес, только ради того, чтобы поразить чье-нибудь воображение! А дьявол заинтересован именно в том, чтобы любым путем привлечь человека на свою сторону, в том числе, и поразив его воображение. Это надо понимать! Глоссолалия как раз и претендует на внешний эффект, впечатляющий человека… Иисус Христос желает, чтобы человек обращался к нему осознанно, понимая глубину Голгофы и любви Божьей, а не путем чудес или знамений, лишаясь рассудка и впадая в транс! Господь на страницах Библии учит, что прежде, чем получить дар Святого Духа, человек должен осознать свою зависимость от Бога, осознать свои грехи и раскаяться в них, и стремиться проявить послушание, которое заключается в выполнении десяти заповедей Божьих! В харизматическом движении же это совершенно не обязательно, таинственная сила сходит на всех собравшихся, вне зависимости от их образа жизни и взглядов — «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Римлянам 2:24). Экстравагантными программами, когда тысячи людей катаются по стадиону, выкрикивая непонятные звуки, последователи глоссолалии многих неверующих отвратили от Бога, представив Его религию разнузданной, лишенной смысла!… Пример глоссолалии должен быть важным уроком и предупреждением тому, что часто под именем Христа действует сатана, незримо расставляя для людей свои сети, маскируя ложь и тьму под истину: «Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, что служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13-15)» (А.Опарин, «Религии мира и Библия», ч.3).
Итак, появление дара говорения на иных языках в наше время, в среде харизматов и им подобных, является одержимостью бесами, подобно тому, как это творится в языческих культах. И все, что происходит на общих молениях у харизматов и пятидесятников, когда они начинают бормотать, как бы на разных языках, впадать в смех и тому подобное, является ничем иным, как одержимостью и беснованием.