1. /
  2. Каноны, законники
  3. /
  4. Магия канонов

Магия канонов

Оглавление:
  Каноны, жизненные обстоятельства и духовное чутье
  Воля Божия, каноны, их изменение, и жизненные обстоятельства
  Чувство веры стоит в основании всего того, что мы принимаем
  Магия канонов, воля Божия и важнейшее в законе

Каноны, жизненные обстоятельства и духовное чутье

О.Серафим: «А сверх того, каноны ведь многое не могли предусматривать» (новосвящмуч.Иосиф, митр.Петроградский, «Письмо к одному Петроградскому архимандриту»).

«Поэтому не злоупотребляйте, Владыко, буквой канонических норм, чтобы от святых канонов не остались у нас просто каноны. Церковная жизнь в последние годы слагается и совершается не по буквальному смыслу канонов» (новосвящмуч.Кирилл, митр.Казанский, «Второе письмо к митр.Сергию»).

«Этот Вальсамон (византийский токователь канонических правил – примеч.сост.) не может быть авторитетным и верным толкователем наших событий, непредусмотренных никакими толкованиями и правилами» (новосвящмуч.Иосиф, митр.Петроградский, «Письмо к одному Петроградскому архимандриту»).

«Нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться внешне-правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде.
Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла» (новомуч.Михаил (Новоселов),  «Письмо к другу»).

В этих изречениях святых новомучеников, та мысль, что современные им события, т.е. жизненные обстоятельства их времени, как говорит новосвящмуч. Иосиф, митр. Петроградский, непредусмотренны «никакими  толкованиями и правилами», т.е. канонами и толкованиями на них, и потому необходимо руководиться духовным чутьем, ища удовлетворения совести, жизни в духе Христовом. – Поступать таким образом, чтобы это было наиболее спасительнее для души человеческой.

Почему так? – Потому, как говорит новомуч. Михаил (Новоселов), что «жизнь поставила» такие «вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило», то есть «нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов», и даже более того «нельзя ограничиваться внешне-правовым отношением к делу». Иными словами, нельзя буквалистически, по законнически, чисто механически применять каноны и правила к новым историческим и жизненным обстоятельствам. Как же тогда быть? – Новомуч. Михаил (Новоселов) говорит, что надо руководиться «чувствами, обученными в распознавании добра и зла».

Это и есть свидетельство того, что эти искушения невозможно преодолеть рассудочными и умовыми понятиями, применением знаний церковно-исторических, канонических и т.п. Их возможно преодолеть только «чувствами, обученными в распознавании добра и зла». Такие чувства приобретаются, по мере обретения чистоты чувств и удовлетворения совести, в правильно-проходимой борьбе со своими страстями, основанной на чувстве сокрушенном и смиренном перед Богом.

Тем более можно сказать, что современные нам эпоха и времена, жизненные обстоятельства, непредусмотрены никакими канонами и правилами. Так как нет канонов написанных для современного содомо-гоморского общества. Тем более, в наше время, необходимо руководствоваться таковыми «чувствами, обученными в распознавании добра и зла». Правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, непрелестное делание, содействует воспитанию таковых чувств.

Воля Божия, каноны, их изменение, и жизненные обстоятельства

О.Серафим: Применение канонов и правил не действует механически или магически. – То есть, воля Божия не находится в подчинении канонам и правилам. А насколько человек приобретает чистоту чувств, настолько он и может постигать дух тех или иных обстоятельств, и какова воля Божия в этих жизненных обстоятельствах, и какие применить изречения Св.Писания и Св.Отцов, каноны и правила (если таковые есть), чтобы исполнить волю Божию и этим самым удовлетворить свою совесть, устремляясь к правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в борьбе со своими страстями.

Это свидетельствует о том, что большинство канонов и правил были написаны для определенной эпохи, времен и жизненных обстоятельств.

Какие характерные черты этой определенной эпохи? – Это Византийская империя, православная государственность, внешне-благочестивое христианское общество, понятия господствовавшие в обществе того периода времени.

Соответственно, если применять таковые каноны и правила в жизненных обстоятельствах, эпоху и времена, которые не соответствуют тем жизненным обстоятельствам и эпохе, для которых они были написаны, то будет получаться не исполнение воли Божией, а ее нарушение. В итоге, воля Божия будет попираться, а за волю Божию будет выдаваться свое самомнение и высокоумие, дух самоуверенности, прикрывающиеся канонами и правилами, которые применяются не к месту, не к времени, т.е. не к тем жизненным обстоятельствам, для которых они были написаны. В итоге будет исполняться не воля Божия, а воля бесовская.

Это дух законничества и фарисейства, который волю Божию видит в букве Закона. Таким образом, воля Божия вводится ими в подчиненное состояние, по отношению к букве Закона, и не зависит от эпохи, времен и жизненных обстоятельств. Такое буквалистическое отношение приводит к магии буквы, каноническому талмудизму. Это дух того же самого талмудического законничества, но только в православной обертке. На этот дух, прикрытый православной декорацией, улавливаются все те, у кого отсутствует правильно-проходимая борьба со страстями. Обычно на это искушение, справа, улавливаются те, кто впадают в ложный аскетизм, в основании которого стоит дух самости, вместо опытного познания и ощущения своей немощи, духа сокрушенного и смиренного перед Богом.

Поэтому, исходя из новых жизненных обстоятельств, можно изменять какие-то положения, что и было всегда. Один Вселенский собор – постановлял правило; а другой – отменял или вводил новое, по причине совершенно изменившихся жизненных обстоятельств или эпохи. Так некоторые из так называемых Апостольских правил, которые являлись уже церковным Преданием, на тот момент времени, были на Вселенских или Поместных соборах изменены. Причем, когда их меняли, то эти соборы еще не имели авторитета Вселенского или Поместного собора, ибо это значение и признание они получили уже впоследствии, спустя долгое время. И никто, на тот момент времени, эти изменения канонов и правил не считал модернизмом или новшеством. А впоследствии, эти измененные правила вошли в жизнь Церкви. Из чего они исходили, – из церковной нужды, которая являлась в зависимости от жизненных обстоятельств и эпохи. В основе всего этого всегда стояло – спасение души человека. То есть, в связи с новыми жизненными обстоятельствами и эпохой сделать и установить такие каноны и правила, которые бы являлись наиболее спасительными для душ человеческих.

Это говорит о том, что необходимо, применяя канон или правило, всегда рассматривать, в какую эпоху или времена были изданы эти правила, каким жизненным обстоятельствам они соответствуют, и какое в нравственном отношении было тогда общество. И сравнить с современными обстоятельствами жизни и эпохой, и рассмотреть – будет ли применение этих правил, в современных жизненных обстоятельствах, сохранять дух евангельской любви, содействуя спасению душ человеческих.

И если таковые каноны или правила, по причине изменившихся жизненных обстоятельств и эпохи, не содействуют спасению души человека и не соответствуют, в данный период времени, духу евангельской любви, то их необходимо отменить, или изменить, или сделать новые, для данного периода времени жизни Церкви на земле. Причем, если в дальнейшем, внешние жизненные обстоятельства и эпоха изменяются, то соответственно, и каноны и правила тоже могут изменяться. При всех этих изменениях должно иметь всегда одну цель – это спасение души в жизнь вечную, сохранение духа евангельской любви и истины.

Не подлежат изменению, только лишь, основы христианской нравственности и догматика. Все остальное, – имеющее временный характер, зависящий от эпохи, времен и жизненных обстоятельств, – может изменяться, по причине изменяющихся внешних жизненных обстоятельств в обществе человеческом.

Вот основание и правило, из которого должны исходить все каноны и правила, и их применение, – это спасение души в жизнь вечную, в духе евангельской любви, т.е. воспитание правильного душевного настроя, спасительного для души. Ибо ради этого Бог воплотился в человеческое естество и принес себя в жертву: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Чувство веры стоит в основании всего того, что мы принимаем

Аноним:  Кто именно определяет «каноны и правила», которые «не содействуют спасению души человека и не соответствуют, в данный период времени, духу евангельской любви»? Кто именно должен решать, какие из них «необходимо отменить»? А то получается, как бы, протестантизм.

О.Серафим: Это определяет Дух Божий, через посредство тех людей, которые правильно проходя свою внутреннюю духовную жизнь удовлетворяют свою совесть и приобретают чистоту чувств.

Протестантизм состоит в том, что в его основании стоит падший разум, одержимый самомнением и духом самоуверенности, ищущий дух самоутверждения. И человек находится на послушании у своего падшего разума, такого настроя духа.

Католицизм состоит в том, что в его основании стоит тот же самый падший разум, одержимый самомнением и духом самоуверенности, ищущий дух самоутверждения. Но все люди верят в непогрешимость этого падшего разума, у одного или нескольких, и находятся у них на послушании. – Это папизм или олигархизм. Вера в непогрешимость епископа, патриарха, собора епископов, церковной организации и т.п. – Вера в юридический авторитет.

Христианство, православие состоит в том, что в его основании стоит разум свободный от самомнения, от духа самости, и находящийся в послушании Духу Божию, через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями. Где есть разум и чувство веры свободные от духа самости, через законное подвизание в борьбе со страстями, туда и снисходит Дух Божий, просвещающий такой разум и освящающий такое чувство веры.

Христианству, православию чужда вера в юридический авторитет. Оно верит только духовно-нравственному авторитету, — там, где оно его видит, исходя из чувства веры, свободного от духа самости.

Это все определяется верою, а не логикой и аналитикой. – Какое, у кого, чувство веры, так он и задействует логику и аналитику. Ибо логическое и аналитическое мышление – это средства, которые каждый задействует для оправдания его веры. Но правая его вера или нет – это решает не логика и аналитика, а чувство веры, свободное от духа самости, приобретаемое в правильно-проходимой борьбе со своими страстями.

Всё, что кто-то утверждает, — то для того, чтобы это принять, все должны ему поверить. Видите, — в основании стоит вера.

Но если даже логически и аналитически разобрать всё, что кто-то утверждает, то для кого-то в это никак нельзя поверить. А кто-то продолжает в это верить. В чем причина? – В разном настрое духа, в разной окраске чувства веры.

Всякий аналитический разбор исходит из понятий, которые имеет человек. А верные его понятия или нет – это вопрос, который опять упирается в веру. Канонические, исторические и богословские знания являются только лишь средством, которые задействуются для оправдания чувства веры, настроя духа.

И о чем бы, кто бы, с кем бы ни говорил; в итоге он упрется в то, что надо поверить тому, что говорит другой. Иного решения любого вопроса, просто нет. И потому: у кого, какой настрой духа, окраска в чувстве веры, тот тому и верит. То есть, что соответствует его внутреннему чувству веры, то он и принимает. А что не соответствует, то он и отвергает.

А какое, у кого, чувство веры – это зависит от его личной жизни.

Магия канонов, воля Божия и важнейшее в законе

Аноним:  И как Вы определяете волю Божию? Не с помощью ли учения о Боге, о том, как видели Его Отцы? С помощью своего вИдения?

О.Серафим: Одно дело это есть учение о Боге и вещах Божественных, как выразили это Св.Отцы. И другое дело – это конкретные обстоятельства, в данный момент времени, в которых необходимо постичь волю Божию. Разве воля Божия заключена в каноны и находится в подчиненном состоянии от применения их?  – Такое понятие – это уже будет магия канонов.

Общий принцип таков: всякий определяет волю Божию исходя из своего вИдения, в той или иной ситуации. А изречениями Св.Отцов, ссылками на каноны и правила, пользуется как средством для доказательства того, что его вИдение, в данный момент времени, в согласии с волей Божией.

Воля Божия, каноны и правила Церкви – это не одно и тоже. Отождествлять волю Божию с канонами и правилами церковными – это значит делать волю Бога явлением чисто механическим; или Бога, Его волю, вводить в подчиненное состояние по отношению к канонам и правилам, т.е. букве закона. – Что в сущности есть богохульство, и в конечном итоге приводит к магии. Так как применение канонов и правил, в таком случае, становится чисто механическим.

И тогда, при применении канонов и правил, не берутся во внимание и не учитываются – эпоха, времена и жизненные обстоятельства людей. Не учитывается – в какую эпоху, времена и при каких жизненных обстоятельствах писались те или иные правила и каноны. То есть, что это было за общество, какие господствовали там понятия и нравы, и по отношению к кому, в какой период времени и к какому случаю, это говорилось или относилось. Ибо главное и важнейшее в законе, – на все века и времена, как сказал Христос, – есть суд (духовное рассуждение), милость и любовь (Мф.23:23;Мф.9:13 и т.п.). То есть, как спасти душу человеческую, ибо только ради этого и был в свое время дан закон, как средство, а не цель.

Об этом же говорит и преп.Феодор Студит: «кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление вместо приспособления к обстоятельствам» (т. 1, стр. 182-183).

И потому закон (каноны и правила), будучи средством, носящим временный характер, в зависимости от эпохи и времен, может изменяться. Духовное рассуждение, в таком случае, применяется как средство для постижения воли Божией, которая всегда ищет, как спасти душу человеческую.

Рассуждение же тогда является духовным, когда оно свободно от самомнения и соединено с даром Благодати.

Не подлежит изменению только сама суть канонов и правил, их направленность, важнейшее в законе, – это суд (духовное рассуждение), милость и любовь; посредством которых ищется, как спасти душу человеческую, исходя из конкретных обстоятельств жизни, эпохи и времен.

Оставьте комментарий