1. /
  2. Язычники
  3. /
  4. О фильме «Дух времени»

О фильме «Дух времени»

Аноним:  Здравствуйте отец Серафим. Я услышал в ваших беседах что вы видели фильм дух времени, вы не могли бы прокомментировать первую часть фильма то есть первые 30 минут. Например, там говорят что до Христа были очень подобные личности «гор, атис, кришна, дианис…» Или то что созвездия, три звезды и сириус создают 25 декабря прямую линию указывая на солнца и то что очень много связано с астралогией, там очень много подобных вещей и даже очень есть интересных. Батюшка как это искушение понимать? Почему так узко связано с космосом, с временами года и даже с язычеством и другими религиями… Я пока с фильма понимаю то что Бог есть! Вся природа создана разумно и причём с нами связана. Но почему ещё есть связь с язычеством, и с некоторыми другими религиями? Разве может дьявол так вмешаться? Или может просто немного обманывают? Спасибо заранее.

О.Серафим: Одно дело – это астрология, а другое – астрономия.

Астрономия – это наука о звездных телах, а так же, и об их физическом влиянии на какие-либо земные явления. К примеру, приливы и отливы, которые связаны с новолунием и полнолунием. Сажание растений в определенное время года и лунный цикл. Такие и подобные явления являются чисто физическими явлениями, действующими по законам, которые заложил Бог в материальный мир, во вселенную. Раньше народы подмечали наиболее физически благоприятные времена для сажания растений, и других каких-либо дел. И это зависело от действия определенных физических законов, установленных Богом, при сотворении мира, и которые подмечались народами, в течение веков. Хотя сейчас, в связи с изменениями в экологии, многие законы не действуют или действуют в иное время, нежели раньше.

Некоторые христианские святые занимались астрономией. К примеру, свт.Феофан Затворник. Астрономия, как наука, никогда не отвергалась христианством. Это видно из описаний преп.Иоанна Дамаскина, в книге «Точное изложение православной веры», глава 20-я и 21-я.

А астрология – это уже не наука, а один из разделов языческих религиозных верований. Поэтому, астрологию Церковь отвергала всегда, как ложное учение, которое внушает человеку ложное понятие о судьбе человека и зависимости его нравственности от знаков зодиака. То есть, если ему по знакам зодиака быть бандитом, то он от этого уже никак не избавится. Такое понятие исключает свободу произволения в нравственном отношении и выборе. Это чисто механическо-магическое верование. Но христианство, как раз, говорит о том, что человек имеет свободное произволение в нравственном отношении, свободу выбора между добром и злом. Поэтому, быть или не быть ему бандитом зависит не от знаков зодиака, а от его свободного произволения. И т.д., и т.п.

А в первой части этого фильма, где речь идет о религиях, все смешано в одну кучу.

Различные схожие предания, сохранившиеся среди верований различных народов, свидетельствуют только лишь о том, что источник их один; но только они претерпели незначительные изменения, в которых отразились уклонения этих народов от богооткровенной религии, которая была дана через Адама, Сифа, Ноя и его сыновей. О самой истине этого предания и идет речь в Библии. К примеру, предания о потопе (об этом смотри выше).

И так, многие другие предания, среди народов, являются похожими на те или иные библейские события. Это, как раз, и является свидетельством и подтверждением того, что начальным источником этих преданий, в религиях этих народов, являются события, описываемые в Библии. Это свидетельствует о том, что эти народы, изначально, знали эти библейские события. Но, с течением времени, по причине утраты богооткровенной религии и впадения в язычество, они интерпретировали эти события, в связи уже со своими религиозными верованиями. Поэтому-то, мы и встречаем у этих народов видоизмененную библейскую версию, того или иного события, о котором повествуется в Библии.

А в первой части фильма «Дух времени» все это сознательно извратили, придавши этому совсем иной смысл. О том, что христианство и Христос являются мифом, как утверждают авторы, в первой части этого фильма, говорили атеисты советского периода времени, под руководством мирового жидовства. Кому выгодно навязать всему миру то понятие, что христианство и Христос, распятый на кресте, есть миф? – Новозаветному иудаизму, мировому жидовству, которое всегда ненавидело христианство и Христа, и до сих пор ведет борьбу против Христа, распятого на кресте, пытаясь подменить Его своим машиахом-антихристом, выдавая его за Мессию-Христа, современным христианам и всему миру. Это и свидетельствует о том, что заказчиками этого фильма являются они. Современное неоязычество, подобно советскому атеизму, расцвело только потому, что его покровителем является мировое жидовство, ведущее весь мир к антихристу. Современное неоязычество играет на руку мировому жидовству, пытаясь уничтожить христианство. Для этого используется дезинформация, через посредство которой христианство пытаются представить одним из течений новозаветного иудаизма, а библейского Бога за сатану.

Но христианство всегда было против новозаветного иудаизма, ведущего весь мир к антихристу. Новозаветные иудаисты всегда способствовали уничтожению христиан. Начиная с первых веков христианства, они при помощи язычников, через посредство клеветы и дезинформации, уничтожали христиан. И сейчас, в наше время, происходит то же самое, – они к этому делу подключили и неоязычников, под благовидным предлогом борьбы с жидовством. Ведь настоящее талмудическое жидовство действительно против истинного Бога, изображенного в Библии. Оно, как раз, одного духа с неоязычеством. Похоже, что, под видом борьбы с жидовством, неоязычество помогает направить эту борьбу в иное русло, выгодное новозаветному иудаизму, настоящему талмудическому жидовству.

***

А так же, вот некоторые выдержки, с исторической точки зрения, опровергающие некоторые утверждения фильма «Дух времени»:
«В своих рассуждениях о восточных культах авторы сценария ссылаются лишь на труд не ученого с признанным мировым авторитетом, а английского любителя египтолога самоучку Джеральд Месси (1828-1907). Он в первую очередь был поэтом и писателем, он очень увлекался спиритуализмом и мистикой. Первые его поэмы и художественные книги были изданы в середине 19 века и не имели особого успеха. В дальнейшем автор увлёкся вопросами религии, мистики и египтологии, много работал в архивах и ни разу не был в Египте, но написал три книги на эти темы, а именно: «The book of the beginnings», «The Natural Genesis», и «ancient Egypt: The Light of the World». Хочется отметить, что в то время интерес к Египту в обществе спал, и книги по египтологии имели успех в узком кругу мистиков того времени. Хотя в области востоковедения и египтологии в частности существуют общепризнанные ученые как зарубежья, так и российские. Среди них: крупнейший французский египтолог Гасто Камиль Шарль Масперо (1846-1916), Джеймс Генри Брэстед, Адам Хендерсон Гардинер, Жан Франсуа Шампольон, Б. Н. Тураев, В. В. Струве. Кроме того Дж. Месси был приверженцем религии «неодруидизм» и даже возглавил это движение в 1880-м. Именно это и приоткрывает нам использованные автором фильма совершенно ложные и научно неоправданные ассоциации пронизывающие фильм. Гора (а затем и Христа) ассоциировали с солнцем, зимнее солнцестояние – со смертью Христа и его последующим воскресением.

а) Доказательства сходства богов многих религий со Христом основываются на довольно спорных и противоречивых источниках.

Фильм начинается с краткого обзора истории поклонения Солнцу и его отношения к Зодиаку, с использованием созвучных с библейскими фраз для того, чтобы подготовить Вас для совершенно неверных выводов, которые следуют далее. Вот одна из фраз: Солнце «God’s sun (созвучно с «son», что в переводе «Сын»), the light of the world (свет мира), and the savior of humankind (спасителя человечества)». Всё это делается для того, чтобы выстроить ложные ассоциации в Вашем уме.

Автор сознательно манипулирует фактами и пытается создать образ Хороса, как Бога Солнца и борца со Злом и Тьмой. Зачем ему это?, – спрашивает один из аналитиков фильма «Дух времени». Прежде чем ответить на этот вопрос, мы всё же кратко покажем, что авторы фильма действительно самым принципиальным образом искажают религиозные представления древних египян.

Первым фальсификатом является ассоциация бога Хора с богом Солнца Ра – верховным божеством Египта. Автор фильма не начинает свою речь со слов «по одной из версий Гор – бог Солнца …» он говорит прямо: «This is Horus. He is the sun God of Egypt of around 3000 bC». Однако Хор, или Гор – это не бог Солнца, а покровитель Нижнего Египта и просто небесное божество. Гор в представлениях древних египтян являлся праправнуком бога Солнца Ра и считался его оком.

Авторы фильма утверждают, что «из древних иероглифов Египта мы многое узнаем о солнечном мессии. Например, Гор, будучи сыном, или светом, имел своего врага под именем Сет и Сет был персонифицированной тьмой или ночью».

Однако термин «мессия» происходит от еврейского слова Мошиах, которое означает «Помазанник». И это слово и даже понятие не было известно в Древнем Египте. Божество Сета в древнеегипетской мифологии либо дядя, либо брат Гора. И Гор, не был послан Сетом в преисподнюю после длительной битвы, как считают авторы «Духа времени». Сет в египетской мифологии побеждает и умерщвляет отца Гора бога Осириса. Он же становится царем умерших. А согласно одной из версий древнего мифа Гор становится наследником Осириса и богом живущих. Само имя божества «Гор» означает чаще всего «высота», «небо», но никак не спаситель.

Неверным является утверждение авторов фильма о том, что Изида – мать Гора была девой, как и Мария Дева. Точное имя Изиды – Асет, что в переводе с египетского означает «трон» (Oxford Encyclopedia, vol 2, «Isis» p. 188)

В действительности она не была девой, ибо зачала Гора обычным путем через брачное ложе. Об этом свидетельствуют древнеегипетские папирусы и храмовые надписи, которые мы приводим на английском языке: anything: «[Osiris was] revived enough to have an erection and impregnate his wife» (Lesko, p. 162); «after having sexual intercourse…» (Dunand / Zivie-Coche, p. 39); «revivified the sexual member of Osiris and became pregnant by him» (Richard Wilkinson, p. 146); «revive the sexual powers of Osiris» (Pinch, p. 80).

Не были девами и матери богов Аттиса и Кришны. Первый родился от Кибелы и Зевса (в виде ореха), а мать второго принцесса Девака имела семерых детей. Кришна был ее восьмым сыном. Не была девой и мать Диониса, бога виночерпия, Симелла. Дионис согласно греческой мифологии родился от Зевса и Симеллы. Митра, согласно фригийским источникам, родился из скалы.

Ничего не говорят источники по египетской религии о том, что «рождение Гора сопровождалось явлением звезды на востоке», и что «к нему для поклонения как новорожденному спасителю приходили три царя». Как в принципе и Евангелие сообщает нам не о поклонении трёх царей Богомладенцу Христу, а трёх волхвов-мудрецов.

б) Не существует никаких совпадений языческих праздников с датой рождения Иисуса Христа. Сам праздник Рождества Христова своим появлением обязан не языческим и не ветхозаветным праздникам, а апостольской традиции Римской Церкви, основанной трудами апостолов Петра и Павла, которые в 64г. мученически закончили свой земной путь в столице ойкумены. В Латеранской базилике Рима до сих пор хранятся святые мощи-останки этих апостолов – их головы, которые, как величайшая святыня, хранятся в особом ларце над балдахином главного алтаря базилики.

Об этом праздновании дня Рождества Христова в Римской Церкви имеется достоверное свидетельство свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского: «Я могу привести три доказательства, из которых мы вполне узнаем, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос (т.е. 25 декабря по Юлианскому календарю), Бог Слово. Из этих трёх доказательств одно состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился». Вторым доказательством является указание на рождение Христа в правление Августа Римской империей и проведенной им переписи. «Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи. А из древних кодексов, публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время этой переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там и ранее не были? Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя его издавна и по древнему преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И евангелист не без цели означил время (Рождества Христова), но дабы сделать явным и известным для нас и самый день и показать домостроительство Божие. И Август не произвольно и не сам от себя издал тогда такое повеление, но потому, что Бог подвигнул его душу, дабы он, хотя невольно, послужил явлению Единородного» (свт. Иоанн Златоуст, т. 2, кн.1, «Беседа в день Рождества Христова»).

Этот праздник приходился на смену многим языческим праздникам, посвященным дню зимнего солнцестояния. Так считают авторы сценария фильма. Однако это не является аргументом в пользу языческого происхождения праздника Рождества Христова. Да, действительно, на Востоке вплоть до второй половины 4 столетия Рождество не праздновалось, а только день Светлого Христова Воскресения. Хотя он и сменил праздник ветхозаветной Пасхи, но последняя лишь была прообразом избавления человеческого рода из плена и рабству дьявола.

Тем не менее, и рождение и бога Гора, с которым пытаются ассоциировать Христа, согласно египетской мифологии и египетскому календарю выпадает на египетский месяц Khoiak, который больше соответствует ноябрю.

Ни у Гора, который был сам ученик бога Тота. Ни у Митры, ни у Диониса не было 12 учеников, как утверждают авторы фильма «Дух времени». Митра, например, иногда лишь изображается в окружении 12 знаков Зодиака. И ни в одном из древних текстов не имеется каких-либо упоминаний о том, что Митра кого-то учил.

Так же как нет ни одного из свидетельств о распятии и реальном воскресении Гора, Митры, Кришны, Аттиса и других языческих богов.

в) Что касается действительно встречающихся в дохристианскую эпоху некоторых ритуалов и символов схожих по внешней форме с христианскими, то в этом нет ничего удивительного. Св. мученик Иустин Философ, который во времена императора Марка Аврелия из-за активно распространявшихся слухов, домыслов и нелепостей о христианах среди знатных римлян, был вынужден на имя императора Антонина Пия и Марка Аврелия написать обширные апологии в защиту христианства. В них он описывал происхождение христианства, указывал на Христа и прокуратора Понтия Пилата, как на личности, исторически известные императорам, а также на факт распятия Христа и т. д. Он же объясняет и причины существования в язычестве некоторых сходных религиозных ритуалов. По общему взгляду многих христианских апологетов и святых Отцов, прекрасных знатоков античности, языческий мир не был совсем оставлен Богом. В нем были рассыпаны некие «семена Божественного Логоса». Главное, на что обращает внимание, например, христианский апологет св. Иустин Философ, – отношение Логоса-Сына к роду человеческому. По мысли св. Иустина, именно этому Логосу, т. е. «Христу, Первородному [Сыну] Бога, причастен весь род человеческий». Поэтому «жившие по Логосу» или «вместе с Логосом», даже если они и считались за «безбожников», были как бы «христианами до Христа». Среди эллинов таковыми являлись Сократ, Гераклит и другие философы, честно взыскующие Истину; среди «варваров» подобными «христианами до Христа» были Авраам, Анания и иные ветхозаветные праведники. Наоборот, «жившие вопреки Логосу» или «без Логоса» являлись «врагами Христовыми» и преследователями «живших по Логосу» (1Апол. 46, 2-4). Следовательно, в глазах св. Иустина наилучшие представители эллинского любомудрия в определенной степени, т. е. через сопричастие Логосу-Христу, были равны ветхозаветным святым. Кроме того и в самом человеке не был уничтожен образ Божий, который выражается в свободе произволения, творческих и мыслительных способностях. К тому же в человеке жил «божественный голос» – совесть.

Другую причину появления этих внешних религиозных обрядов в язычестве видели в некоем коварстве дьявола, который, по выражению блаж. Августина, является «обезьяной Бога». Св. муч. Иустин Философ, основатель римской христианской философской школы говорил, что дьявол этими приемами имитации христианских обрядов пытался отвлечь людей от истинной веры – христианства.

Это одно из возможных объяснений присутствия даже в языческих культах каких-то сходных внешне элементов: омовения, погружения в воду, использование в мистериях, например митраизма, вина и хлеба, и т.д. Известный современный востоковед-религиовед Клаусс относительно использования вина и хлеба на так называемых общих трапезах языческих религий пишет: «Не может быть никаких сомнений в том, что христианские апологеты были совершенно правы, говоря о важности еды в культе Митры… Ритуальная еда была возможно простым компонентом регулярных общих трапез. Такое принятие пищи обычно составляло существенную часть религиозного собрания; вкушение пищи и питье вместе создает общину и делает видимым факт того, что те, кто принимают участие в этой трапезе являются членами одной и той же группы» (Clauss, The Roman Cult of Mithras, pages 109, 112-113, emphasis added). Однако никогда в языческих мистериях митраизма или орфиков вкушение хлеба и вина, а чаще воды, никогда не понималось как соединение непосредственное с Божеством.

Поэтому мы с уверенностью можем констатировать факт сознательного, и возможно преднамеренного искажения религиозного мировоззрения древних народов в фильме «Дух времени», существенным образом противоречия излагаемого в фильме материала по религиоведению тем древним памятникам по истории и культуре Древнего Востока, которые составляют основные первоисточники для таких направлений исторической науки как востоковедение и антиковедение.

Кроме того, одной из главных принципиальных и фактологических ошибок авторов фильма – это утверждение о древности символа Зодиака. Древние цивилизации Египта и Месопотамии не имели представлений о Зодиакальных созвездиях. В Древнем Египте звезды сгруппированы в 40-47 созвездий, а в мифологии доминирует культ Солнца Амона-Ра, а также персонифицированные культы различных звезд и планет солнечной системы. Также и у древних шумеров культ звёзд не играет какой-то существенной роли.

Первое упоминание о выделении зодиакальной зоны в письменных источниках Вавилона содержится в серии клинописных табличек «Мул Апин» (MUL.aPIN— созвездие Плуга), датируемых концом началом vII веков до н.э.: в этих текстах перечисляются 18 созвездий на «пути Луны» и указывается, что Солнце и пять планет перемещаются по этому же пути, а также выделяется группа приэкваториальных (и, соответственно, близких к эклиптике звёзд). В vII-vI веках до н.э. число делений зодиакальной зоны было удвоено, т.е. зодиак разделён на 36 участков по 10°.

Зодиакальная вавилонская система служила также и системой небесных координат: эклиптические долготы светил отсчитывались в пределах зодиакального участка от его западной границы к востоку.

Видимое годовое движение Солнца по небесной сфере и зодиакальная зона. Пересечение эклиптики (красный цвет) и небесного экватора (голубой цвет) – точки равноденствий.

Понятие о Зодиаке формируется лишь в Вавилоне в так называемый нововавилонский период (626—538 до н. э.). А окончательное формирование круг Зодиака получает лишь в эпоху классической Древней Греции (5-4 вв. до н.э.), период расцвета в Греции астрономии, геометрии и философии, и после завоеваний Александра Македонского.

Поэтому Зодиак – не древний символ. Очевидно, что, как элемент астрологии, он ранними культурами не использовался. Попытка соединения креста и круга в нечто, напоминающее кельтские символы, например, едва ли свидетельствует об осознании дозаветными (даже не дохристианскими!) культурами сакрального смысла знака. Крест сакрален, потому что прибор для добычи огня похож на крест. Потому и свастика в разных культурах сакральна – она напоминает инструмент, приносивший огонь (тепло, свет). Расчеты, допустим, вавилоняне уж точно проводили не по зодиаку, которого и не было тогда, а по конкретным звездам.

Однако даже широкое использование формы креста в некоторых языческих религиях говорит не столько о языческом происхождении этого символа, сколько о том некоем мистическом ожидании религии Креста, которая придет на смену язычества. Кстати именно для такого взгляда на крест мы имеем в синкретическом египетском культе Сераписа. В Александрии был выстроен очень известный большой храм Сераписа в котором находилось много изображений креста. И имеется достоверное историческое повествование о том, после разрушения в 391г.

Приведем в качестве примера интересную заметку в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (кн.2 (11), гл.29): «В Александрии же случилось также, что символы Сераписа, которые были в каждом доме на стенах, при входе, на дверях и окнах, все оказались стерты и выскоблены… А вместо них на дверях, входах, окнах, стенах и колоннах появился знак Господнего Креста. Когда те язычники, которые остались, увидели, что случилось, они стали утверждать, что знаки появились для напоминания о великом деле из предания, издавна передаваемого у них. говорят, что этот знак нашего Господнего Креста египтяне имели среди тех знаков, которые называются иероглифами, то есть жреческими письменами, и этот знак является одной из всех, что у них были, буквой. Они объяснили, что эти надписи на их языке означают «будущая жизнь»».

А известный церковный историк Сократ Схоластик, современник событий в Александрии при императоре Феодосии Великом сообщает: «При разрушении и очищении Сераписова храма найдены в нём вырезанные на камнях так называемые иероглифические письмена, между которыми были знаки, имевшие форму крестов. Увидев такие знаки, христиане и язычники, те и другие усвояли их собственной религии. Христиане утверждали, что они принадлежат христианской вере, потому что крест считали знамением спасительных Христовых страданий, а язычники доказывали, что такие крестовидные знаки общи и Христу, и Серапису, хотя иное значение имеют у христиан и иное – у язычников. Между тем как происходил этот спор, некоторые, обратившиеся к христианству из язычества и понимавшие иероглифические письмена, истолковали те крестовидные знаки и объявили, что ими обозначается будущая жизнь. По сему объяснению, христиане еще с большей уверенностью стали относить их к своей религии и превозноситься перед язычниками. Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда весьма многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. Это-то слышал я о тех крестовидных начертаниях. Не думаю, однако, чтобы египетские жрецы, начертывая изображение креста, могли знать что-либо о Христе, ибо, если тайна его пришествия в мир, по слову Апостола (Кол. 1, 26), была сокровенна от век и от родов и неизвестна самому начальнику злобы дьяволу, то тем менее могла она быть известна служителям его – египетским жрецам. Открытием и объяснением этих письмен промысел соделал то же, что прежде явил на апостоле Павле, ибо и сей, умудренный Духом Божиим Апостол таким же образом привел многих афинян к вере, когда прочитал начертанную на храме надпись и приспособил ее к своей проповеди» (Сократ Схоластик. Церковная история. Кн.5, гл. 17. «О найденных в храме Сераписа иероглифических надписях»).

Скорее всего речь идет о действительно распространенном в заупокойном египетском культе Осириса, где употреблялся символа креста – Анх (crux ansata). Он как правило изображался в руке одного из божеств.

В христианстве Крест несёт уже иной смысл – это символ спасения, который сообщает верующему божественную освящающую благодать. «Он есть щит и оружие, и памятник победы над дьяволом. Он есть печать, чтобы не коснулся нас Ангел погубляющий (Исх. 12, 23)… Он есть для лежащих восстание, для стоящих утверждение, для немощных опора, для пасомых жезл…, спасение души и тела, отражение всяких зол, виновник всяких благ, истребление греха, растение воскресения, древо вечной жизни» (преп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение православной веры», гл.84).

Теория же происхождения культа Христа от древневавилонского культа Зодиака: крест в Солнечном диске – Крест и Христо-Солнце, 12 созвездий Зодиака – 12 апостолов является слишком надуманной и даже наивной. Так же в принципе надуманным и откровенно ненаучным является утверждение о Зодиакальном круге, как древнейшем символе…

Итак, авторы фильма, претендуя на «уникальный анализ», который предполагает правильное и точное изложение фактов и соответствующие выводы. Как мы видели выше – на самом деле, что касается попытки рассматривать христианство как религию лжи и выдумки, как средство манипуляции человеческим сознанием, ведет самую грязную пропаганду с помощью фальсификации истории религий, искажении религиозных доктрин.

Нельзя не согласиться с мнением одного из зрителей этого фильма: «То, что фильм заставляет задуматься – это факт и это хорошо. В фильме прекрасно показано торжество несправедливости, эгоизма и бездумья в современном мире. Но проблема в том, что возбуждая мозг и открывая человеку глаза одними истинами, он в то же время вливает в него гремучую смесь безбожия и революционизма, упакованную в обёртку «гуманизма и всеобщей любви»».

Оставьте комментарий