1. /
  2. Одежда, Внешний вид
  3. /
  4. О женском платке

О женском платке

Аноним: Батюшка, разъясните, пожалуйста, как верно понимать слова ап. Павла о непокровении женами глав в церкви (1Кор.11, 2–16), учитывая современные обстоятельства, чтобы не впадать в обрядоверие и законничество?

О.Серафим:  Это была внешняя древняя традиция.

Платок – это внешний символ, который обозначает власть мужа над женою. Раньше его одевали, как знак того, что женщина в платке – замужняя. Соответственно, незамужние девицы не носили платка. А когда выходили замуж, тогда и одевали его. В наше время, платки носят и замужние и незамужние женщины. То есть, в наше время, женский платок уже не является символом замужества женщины, которая его носит.

«Дело вот в чем состояло. «Женщины с открытыми и обнаженными головами и молились, и пророчествовали, – тогда пророчествовали и жены, – а мужчины отращивали волосы, подобно занимавшимся философиею, и покрывали свои головы, когда молились и пророчествовали, придерживаясь в том и другом языческого закона» (святой Златоуст). Находя это неприличным для христиан, Апостол пишет против этого; впрочем, как видно, речь его направляется преимущественно против женщин, не покрывавших своих голов. Он настаивает на том, что им следует покрывать их в знак подчиненного своего положения относительно мужа…
Если жена и в благодатном порядке остается в подчиненном положении относительно к мужу, то она должна являть это и всем своим внешним видом, равно как и муж внешним видом должен являть власть свою и преимущество пред женою. В числе этих знаков подчинения жены мужу и власти мужа над женою есть и то, чтобы первая всегда покрывала голову свою, а второй не покрывал ее в известных случаях…
Или такое у Апостола течение речи. Он говорит как бы: я доказывал, убеждал, объяснял, что женам в церкви должно быть с покрытою головой; для внимательных и рассудительных достаточно сказанного. Но если кто поднимет спор, будет изобретать возражения, такому скажу: нечего спорить; дело решенное, мы и все Церкви Божии такого обычая не имеем, то есть обычая, чтобы женщины являлись в церкви с непокрытою головой» (свт. Феофан Затворник, «Толкования посланий святого апостола Павла», 1Кор. 11: 2-16).

«Муж, говорит он, не должен покрываться не только потому, что имеет главой своей Христа, но и потому, что имеет власть над женой. Когда имеющий власть приступает к царю, то он должен иметь на себе знак своей власти. Потому, как никто из имеющих власть не осмелился бы явиться пред облеченного короной без пояса и (приличной сану) одежды, так и ты без знаков своей власти, т.е. без обнаженной головы, не молись Богу, чтобы не нанести бесчестия и себе и почтившему тебя. То же самое можно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности…
Как в других местах всегда он употребляет общеизвестные доказательства, так и здесь обращается к общеизвестному обычаю и сильно пристыжает слушателей, ожидающих от него наставления в том, что они могли знать и из общего обычая; а это не безызвестно и варварам» (свт. Иоанн Златоуст. «Толкование на Первое послание к Коринфянам», Беседа 26).

В те времена женщины покрывали голову не таким обычным платком (платочком), как это есть сейчас. А это было большое покрывало (омофор), которое набрасывалось на голову, и покрывало все тело, скрывая все его очертания. Женщины, можно сказать, закутывали в него свое тело. Что-то наподобие чадры или сари, как у восточных народов. Впоследствии, по той причине, что вместо этого покрывала появилась другая различная женская внешняя одежда, то это покрывало вышло из употребления; и вместо него, среди христианских народов, стал, для удобства, использоваться платок, как и сейчас. Ибо другая внешняя женская одежда могла уже прикрывать наготу, сохраняя внешнюю благопристойность, в том обществе.

Но мы с вами живем в ином периоде времени. И многие обычаи общества, внешние символы и знаки, которые были раньше, вышли из употребления, и не несут такого смысла, как это было в древности. Так, в наше время, платок не имеет уже смысла, как символ замужества женщины. Этот смысл выполняет, чаще всего, обручальное кольцо. Такова традиция, уже, современного общества.

То есть, для общества того периода времени, – это был символ, внешний знак женщины, как говорит об этом свт.Иоанн Златоуст, что «покрытие есть знак покорности и подчинения» («Толкование на Первое послание к Коринфянам», Беседа 26). Поэтому-то св.Златоуст указывает на то, «что они могли знать и из общего обычая», – что это общеизвестный обычай, того общества, в котором они жили.

Но мы знаем, что среди некоторых языческих обществ, того периода времени, женщины никогда не носили подобные покрывала или платки. Это можно видеть на внешней традиции аборигенов или индейцев, которые сохранились до нашего времени.

Поэтому необходимо учитывать то, что ап.Павел в этом послании обращается к людям того общества, в котором была эта внешняя традиция. Но видимо, в какой-то степени, была в отношении этого и некоторая свобода. Поэтому, он только напоминает об этих традициях, которые есть в обществе, того периода времени.

Но ни где нет в Писаниях апостольских или равноапостольных мужей, просветителей других народов, речи об этом, когда в данном народе совершенно отсутствует такая внешняя традиция. Ибо цель Церкви есть спасение душ человеческих, а не насаждение внешних традиций одного народа другому. Церковь, распространяясь посреди различных культур и внешних традиций, разных народов, не уничтожает культуру и внешние традиции этих народов, а только лишь их облагораживает и воцерковляет. Она может быть против только явно нечестивых и порочных традиций. Ибо главное, для Церкви, – это воспитание верного настроя в душах человеческих, через посредство правой веры во Единого Бога и Господа нашего Иисуса Христа, распятого на кресте. И когда люди воспринимают эту веру, то Церковь должна заботиться только о том, чтобы воспитывать в людях тот настрой духа, о котором говорится в нагорной проповеди Христа, ту истинную любовь, о которой говорит ап.Павел в 1Кор.13:4-8.

В наше время, никто не воспринимает женский платок, как символ покорности и подчиненности или замужества женщины. То есть, в наше время, платок уже не является символом, каким он был в древние времена. В наше время все воспринимают женский платок просто, как головной убор, – как шляпа или кепка у мужчины, или как женская шляпка или шапка.

Поэтому, борьба за то, чтобы все стали смотреть на платок, как на символ, каким его воспринимали в древности, не имеет никакого смысла для христианства. Ибо христианство борется не за символы или традиции древнего общества, а за спасение душ человеческих, в современном обществе.

В таком случае, остается только то, как говорят некоторые: платок является внешнею одеждою для того, чтобы не подавать никому соблазна, – не привлекать к себе внимания. Но в наше время, обычная женщина, ходящая постоянно в платке, в современном городе, будет, скорее наоборот, привлекать к себе внимание. Так как, в наше время, женщины все ходят без платков. И никто уже на это не обращает никакого внимания, и никого это уже не соблазняет, так как это обычная норма жизни. Другое дело, если кто-то одевает платок по долгу службы или роду деятельности, тогда это воспринимается всеми, как одежда, той или иной фирмы, предприятия, организации, или как церковная одежда.

Если бы, как это было раньше, все ходили в платках, а кто-то бы из женщин стала ходить без платка, то тогда это было бы соблазном. Но когда в обществе все женщины ходят без платков, то это уже ни для кого не является соблазном, так как, этого вообще никто не замечает.

Из посланий апостолов Петра и Павла видно, что они требовали от женщин: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3,4); «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:9,10).

Это говорит о христианском требовании по отношению к внешнему виду женщин. То есть, внешний вид женщины должен быть скромным, не вызывающим, не дерзостно-вольным. Соответственно, должна быть и скромная прическа, не тщеславная, не вызывающая. То есть, главное требование по отношению к внешнему виду христианина-христианки, на общем фоне современного общества, – это скромность, отсутствие вульгарности и развращенности.

Поэтому, в современном обществе, женщина может ходить без платка, но иметь скромную простую прическу. И при этом, как говорит ап.Павел, заботиться о внутреннем настрое своего духа, – о «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет.3:3,4); стремясь к тому, чтобы украшаться «добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:9,10).

Общий принцип таков: если в каком-либо обществе или церковном собрании принята внешняя традиция ношения платка, то ее и надо придерживаться. Но если в обществе или церковном собрании, нет такой внешней традиции, то можно ее и не придерживаться. Так как, это является внешней традицией, которая может изменяться в зависимости от эпохи, времен и обстоятельств жизни.   

Аноним: А что значит «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1Кор.11:10) ? Я поняла, что с не покрытой головой недрстойно обращаться к Богу.

О.Серафим: «Какая же мысль: для Ангелов? Стыдясь их, или боясь оскорбить их. Одна мысль о невидимом присутствии Ангелов должна остепенять и держать в своем чине. Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично; но то, с каким намерением и в каком духе это делается, может или утешать их, или оскорблять.» (свт.Феофан Затворник, Толкование на 1Кор.). То есть для того общества, где это писалось, непокрытие головы являлось дерзостью по той причине, что существовал всеобщий обычай, такая традиция, — женщине покрывать голову. И если в таком обществе женщина начнет не покрывать голову или молиться  с непокрытой головой, то это было дерзостью, так как являлось вызовом для всего общества, того периода времени.

Но также говорится и о самой сути соблюдения внешних обычаев и традиций, что «Лично для самих Ангелов и покрывание и непокрывание главы равно безразлично». А значение имеет только «то, с каким намерением и в каком духе это делается». То есть в каком духе женщина покрывает или не покрывает голову. А это все зависит от настроя души, — в каких чувствах кто пребывает пред Богом. Это главное. Исходя из этого и судится женщина, и вообще всякий человек.

И Богу и ангелам без разницы с покрытой или непокрытой головой вы будете обращаться к Нему. Ибо Господь смотрит не на внешнее, а на сердце, на настрой духа, — на чувства с которыми вы обращаетесь к Нему. То же самое относится и к ангелам.

А покрывание головы — это просто внешний обычай, традиция, которая господствовала в том обществе, где это писалось. Но если в обществе отсутствует такая традиция, и никто ее не придерживается, то и нет смысла следовать ей. Если же в обществе есть такая традиция, и все придерживаются ее, то и надо следовать ей.

При покрывании или не покрывании женщиной головы главным является только настрой ее души. Поэтому, и в том и в другом случае надо заботиться только о воспитании верных душевных чувств в ежедневной борьбе со своими страстями. Ибо отсюда и образуется правый настрой духа, с которым женщина должна быть пред Богом или ангелами. Исходя из этого и судится всякий человек.

Оставьте комментарий