О.Серафим: «Обеты должно давать после спокойного и зрелого размышления, с ясным сознанием того, что обещается, по собственному расположению, а не по принуждению или насилию.
а) Лицо, дающее обет перед Богом, должно иметь право располагать собой и своей собственностью или, иначе, давать обет только с согласия тех, от которых зависит (Числ. 30: 4-16).
б) Предмет обета должен быть нравственно возможен; иначе он был бы безрассудным обещанием, противным Богу. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым (обетам) (Еккл. 5;3) .
в) Предмет обета должен быть физически возможен и сообразен с силами дающих его.
г) Предметом обета должно быть только доброе, святое, истинно полезное. Дурное и непозволительное, а также пустое и бесполезное не должно быть предметом обета.
д) Никогда не должно обещать Богу того, что противно нашим обязанностям. Например, если бы мать семейства дала обет на долгое время идти на богомолье, а детей оставила бы без надзора, то такой обет, несовместимый с ее обязанностями, был бы противозаконен.
е) Обеты как в намерении, так и в исполнении должны быть одушевлены благоговением к Богу и быть плодом истинного благочестия, и обещанное должно быть наилучшим средством к успеху в добродетели, к истреблению в нас греха, а обет без исправления жизни не имеет цели«.
(«Духовные рецепты». Свод практических советов собранный о.Евстратием Голованским, часть 2-я, Киев, 1866г.).
***
Общее учение Церкви об обетах относится точно также и к обету монашескому о безбрачии. «Монахи от мирян отличаются только обетом безбрачия. Но и этот обет не вносит чего-либо нового в моральном смысле, потому что безбрачие – лишь один из путей жизни наряду с путем брачным. Оба эти пути сами по себе не делают человека святым или грешным» (новосвящмуч.Иларион (Троицкий), “Единство идеала Христова”).
То есть, монашеские обеты – это обеты, а не Таинство, не заповедь Божия; это внешне-церковная практика, установление человеческое, которое может изменяться в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств. И потому вышеприведенное общецерковное учение об обетах относится, непосредственно, и к монашескому обету. И для соблюдения монашеских обетов, точно так же необходимы определенные условия, — «Предмет обета должен быть физически возможен и сообразен с силами дающих его», «обещанное должно быть наилучшим средством к успеху в добродетели, к истреблению в нас греха».
Монашеские обеты имеют свой смысл только при определенных условиях; вне этих условий они теряют свой смысл. О смысле же обета безбрачия свт.Василий Великий говорит в своем правиле: «Безбрачие в том имеет свое достоинство, чтобы не иметь обращения с женским полом» (прав.88). – Вот оно условие для соблюдения и сохранения обета. Но, продолжает далее свт.Василий Великий, «если кто, представляя себя девственником по имени, делом то же творит, что и живущие с женами, тот являет о себе, что домогается достоинства девства в имени» (правило 88). То есть, Святитель говорит о том, что если кто-то имеет свободное обращение с женским полом, то он только носит имя инока, монаха, но не является таковым в реальности. Потому что «достоинство» обета безбрачия, как говорит он перед этим, только в том «чтобы не иметь обращения с женским полом»(прав.88).
И соблюдение этого монашеского обета, исходя из смысла общецерковного учения об обетах, состоит в том, что «Предмет обета должен быть нравственно возможен; иначе он был бы безрассудным обещанием, противным Богу». А без соблюдения всех этих условий монашеские обеты теряют свой смысл, становятся бессмысленными, — становятся «безрассудным обещанием, противным Богу». А Богу не нужны и не угодны обещания, для исполнения которых нет внешних условий.
А о каких условиях соблюдения монашеских обетов и нравственной возможности можно говорить в наше время, когда этих условий совершенно нет, а «обет без исправления жизни не имеет цели». Когда кругом, повсюду и везде, разливается море соблазнов и все так называемые монашествующие, священники-монахи и епископы, находятся посреди всего этого. Разве могут быть условия для монашеской жизни посреди содомо-гоморского общества? Если монахам все Св.Отцы заповедуют бежать от соблазнов и не иметь общения с женским полом:
Свидетельства Святых Отцов о влиянии соблазнов на монашествующих
Где православная государственность и внешне благочестивое христианское общество, которые были в Византии и России? Мы живем в Содоме и Гоморе. И те, кто приводят изречения Св.Отцов, которые относились к определенной эпохе и временам, являются по духу законниками. Так как, по своей духовной слепоте не видят того, что мы живем совершенно в иную эпоху и времена, и внешних условий для соблюдения монашеских обетов никаких нет.
Бог не нуждается в наших обетах. Единственное чего Он хочет – это спасти наши души.
Общее учение об обетах таково, что для соблюдения обетов необходимы определенные условия, но если этих условий нет, то обеты и не должны исполняться. Ибо Богу наши обеты не нужны. Какие условия для соблюдения этого обета – есть в наши времена? – Когда кругом Содом и Гомора.
Многие читая Св.Отцов впадают в состояния иллюзии и мечтательности, применяя их изречения так, как будто бы мы живем в 4-м или 15-м или 19-м веке, и не ощущают того, что на дворе 21-й век. Поэтому и правила и изречения Св.Отцов применяют те, которые относятся к той эпохе и тем временам, т.е. к внешне-благочестивому христианскому обществу, великому множеству монастырей, в которые и постригали монахов и заставляли там жить, вдали от соблазнов и общения с женским полом.
А в наше время, епископы или священники-монахи, – которые являются педерастами (к примеру, архиеп.Лазарь (Журбенко) или митр.Валентин (Русаленко), которые восстанавливали каноническую иерархию в России, или 70-80 процентов иерархии МП и т.п.), или блудниками, или духовно слепыми, – напостригали молодежи и прочих, духовно неопытных, которые в розовых мечтах, начитавшись книжек о монашестве, о том как подвизались подвижники. Но не беря во внимание ту эпоху, в которую это писалось, и нашу эпоху, начинают подражать тем древним подвижникам, и в итоге заходят в состояние духовной прелести. Как писал об этом свт.Игнатий Брянчанинов: «Надо понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями, которых в настоящее время осуществить невозможно». – Свт.Игнатий дает нам ясное руководство, что необходимо «понимать дух времени и не увлекаться прежними понятиями и впечатлениями» от чтения Святоотеческих книг, ибо этого, как он говорит «в настоящее время осуществить невозможно». То о чем говорить сейчас, если мы с вами живем посреди Содома и Гоморы. – Не слушаем свт.Игнатия, и по этой причине – образовалось новое содомо-гоморское монашество, не нарушающее, внешне, канонических правил и обетов. Ведь соблазны-то, по Св.Отцам, все равно растлевают, а деваться некуда, ибо нельзя нарушать каноны и обеты, вот и приспосабливаются к тому, чтобы творить все это втайне.
Потом некоторые просыпаются и протрезвляются, выходят из состояния иллюзии; но все, — они уже пойманные – «мышеловка захлопнулась». Так как им эти лжедуховники говорят, повторяя как мантру, что все, ты уже обеты дал, так что назад дороги нет. То есть, отношениие к обетам, как к магическим заклинаниям. И они несчастные начинают приспосабливаться, творить блуд или извращенчество втайне. Такие остаются. А те, которые не хотят топтать и сжигать свою совесть, все бросают, и вступают в брак, нарушая каноны. Но зато удовлетворяют свою совесть и не сжигают ее. Простите, что я поднял эту проблему, ибо сколько монахов, иеромонахов и епископов погибают и идут в ад по этой причине, да еще других за собой ведут. Но при этом, они соблюдают каноны и обеты, и не нарушают их. Вот оно! – законничество! Которое ради соблюдения закона готово губить, и губит души человеческие.
«Лучше выйти из монастыря и проводить в мире жизнь, соответствующую своему расположению, нежели, живя в монастыре с враждебным к нему чувством, проводить жизнь, нисколько не сообразную с монашескими правилами, чего неминуемым последствием обыкновенно бывает самый ужасный разврат» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.7, «Письма к разным лицам»,п.203). – Здесь свт.Игнатий говорит о том, что лучше оставить монашество, его обеты, нежели его так проводить; и жить жизнью мирянина, ибо «неминуемым» следствием такого монашества «бывает самый ужасный разврат». Не этот ли – «самый ужасный разврат» мы сейчас и наблюдаем, сплошь и рядом, в среде монашествующих, по причине моря разливающихся соблазнов.
Общее учение об обетах таково, что для соблюдения обетов необходимы определенные условия, и если этих условий нет, то обеты и не должны исполняться. Ибо Богу наши обеты не нужны.
Какие условия для соблюдения обета безбрачия есть в наши времена? – В содомо-гоморском обществе? – Нет никаких. Поэтому, такие обеты и не должны приниматься, даваться и сохраняться. Бог не нуждается в наших обетах, — Ему не нужны установления человеческие, исполнение которых зависит от определенных условий и обстоятельств. Единственное чего Он хочет – это спасти наши души, через исполнение тех заповедей Божиих, которые Он Сам и установил. И именно по ним Он и будет судить нас в день Страшного суда.
Обеты и правильное отношение к ним; монашеские обеты (аудио): m-5, m-6.