Оглавление:
Заповедь о том, чтобы не работать в воскресный день. Буква закона и его суть.
Вы отменяете многие каноны и правила?
Современная историческая фантастика и спасение.
Заповедь о том, чтобы не работать в воскресный день. Буква закона и его суть.
Аноним: В воскресный день по заповеди нельзя работать. Что вы скажете об этом?
О.Серафим: Воскресный день посвящается Богу, — делается то, что наиболее является спасительным для души, исходя из того душевного состояния и обстоятельств в которых находится человек. Только в этом случае нельзя работать.
Если же люди просто не работают (думая, что они таким путем исполняют заповедь), но проводят день в удовлетворении своих страстей и не делают то, что исходя из их душевного состояния и обстоятельств является наиболее спасительным для их душ, то это чисто фарисейский подход к исполнению заповеди.
Тем более когда люди не работают в воскресный день, а просто удовлетворяют свои страсти, то это является нарушением заповеди Божией. Ибо целью заповеди является не то, чтобы человек просто не работал в этот день, а то, чтобы он в этот день наиболее уделил внимание искоренению своих страстей, — пересмотру своей жизни, раскаянию в своих грехах и страстях, вставанию на путь борьбы с ними за чистоту чувств и воспитание истинной добродетели. Ибо только это приближает человека к Богу и ведет к спасению его души.
Чем меньше в воскресный день человек удовлетворяет свои страсти, тем он ближе к исполнению данной заповеди. Ибо смысл заповеди о не работе в воскресный день состоит только в том, чтобы в этот день делалось то, что для одних наиболее искореняет их страсти, а для других наименее удовлетворяет их, исходя из того душевного состояния в котором они находятся и обстоятельств их жизни.
Аноним: Все время мучал этот вопрос… Иисус сказал что пришёл не изменить закон, а дополнить его… А в заповедях сказано …помни день субботний чтобы чтить его… где сказано про воскресенье.? Я считаю что десять заповедей никто не отменял… Просветите меня пожалуйста…
О.Серафим: Правило 29. (Лаодикиййского собора, 364г.)
«Не подобает христианам иудействовать, и в субботу праздновать, но делать им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновать, если есть возможность, как христианам. Если же окажутся иудействующими: да будет анафема от Христа».
Толкование Никодима Милаша: «В толковании нескольких правил мы уже говорили о том, что христиане не должны ни в чем следовать иудейским религиозным обычаям (см. параллельные правила). Это правило ссылается на то, что и в то время (половина IV столетия) некоторые следовали иудеям относительно празднования субботы, причем, осуждая этот противохристианской обычай, предписывает христианам особенно чтить воскресение (προτιμώντας). О праздновании воскресного дня вообще мы уже говорили в толковании 66 Апостольского правила. При установлении праздничных дней основной мыслью первых христиан, служившей и вообще исходным пунктом всей христианской жизни, была та, что во всем должно следовать распятому и воскресшему Иисусу Христу: следовать Ему в Его смерти тем, чтобы с помощью покаяния удостоиться плодов этой смерти; следовать Его воскресению, чтобы верой в Него и Его силой человек мог воскреснуть к новой, святой жизни, которая, начинаясь здесь на земле, продолжается на небе. Естественно отсюда, что в христианском сознании день воскресения Христова являлся днем торжества и радости. Эта мысль нашла выражение уже в первые дни существования Христовой церкви. Деяния Апостолов говорят о том, что ученики Христовы собирались постоянно в первый день недели для общественной молитвы и преломления хлеба (20:7; ср. 1 Кор. 16:2 и Апокал. 1:10). В послании Варнавы категорически говорится о воскресном дне, как о дне радости, в который верные празднуют воспоминание о воскресении Христовом (εν τη και ό Ιησούς ανέστη εκ νεκρών). В послании Игнатия к магнезианам упоминается о том, что и обратившиеся в христианство иудеи должны заменить субботу воскресением (μηκέτι σαββατιζοντες, αλλά κατά κυριακήν ζωήν ζώντες). Как знаменем иудейства была суббота, так теперь воскресение стало символом новой жизни, основание которой положено воскресением Христовым. В воскресение — как в день радости — не постились (Ап. 66), и во время молитвы не становились на колена (I всел. 20), а Василий Великий в своем 91 правиле говорит, что делаем мы это потому, что воскресли со Христом. Древний закон, воспрещающий работать в субботу, перешел тотчас же в самом начале церкви на воскресение, и Тертуллиан укоряет в грехе каждого, работающего в этот день. Но помимо празднования воскресного дня, как воспоминании о воскресении Христовом, некоторые церкви, состоящие из лиц, перешедших в христианство из иудейства, т.е. из так называемых в то время иудее-христиан, желали праздновать до некоторой степени и субботу, совершая в этот день торжественную литургию и причащаясь св. таин. Этот обычай держался еще и в IV веке, показывая собою явное следование иудейству (ίουδαίζειν, judaizare, иудействовать) и служа для многих соблазном, вследствие чего лаодикийские отцы были вынуждены издать данное (29) правило. Они воспрещают отдыхать (σχολάειν, otiari) в субботу, предписывая в этот день работать, как и в другие дни (έργάζεσθαι, operari), и угрожают анафемой каждому, кто будет поступать иначе. Далее предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы собора добавляют, что так должны поступать, если могут (ειγε δύναιντο, si modo possint), т. e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности (εξ απορίας, εκ πβνία;) или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».
***
Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф.5:17). Вот саму суть закона, ради чего он дан, Христос и исполнил. И к этому исполнению сути закона призвал всех.
Суть исполнения закона не в букве, а в духе. Цель — искоренение страстей и воспитание верных душевных чувств, истинных добродетелей. Ибо это вводит человека в общение с Богом.
Когда зацикливаются на букве и думают через посредство ее исполнить закон, то это и называется законничеством, фарисейством. То есть, когда через внешнее исполнение буквы закона думают угодить Богу. Это свидетельствует о том, что дух закона утерян. Осталась внешняя оболочка через соблюдение которой думают стать богоугодными. Именно это и обличал Христос, когда говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что… оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Матф.23:23); «горе вам, фарисеям, что… нерадите о суде и любви Божией» (Лук.11:42).
Важнейшим в законе является воспитание верных душевных чувств, истинной добродетели, в зависимости от душевного состояния и обстоятельств жизни человека.
Когда исчезает правильная внутренняя духовная жизнь, в борьбе со своими страстями за чистоту чувств, тогда она подменяется обрядоверием, законничеством, фарисейством. Что и приводит в итоге к лицемерию. — Это духовный закон.
***
Когда законники цепляются за внешнюю букву закона, не постигая его духа, то они попирают саму суть закона, ради чего он дан. И думая через соблюдение буквы закона исполнить волю Бога, на самом же деле, в реальности, ее попирают.
Ибо главное и важнейшее в законе, – на все века и времена, как сказал Христос, – есть суд (духовное рассуждение), милость, вера и любовь (Мф.23:23; Мф.9:13; Лк.11:42 и т.п.). То есть, рассудить, рассмотреть внутренние намерения и жизненные обстоятельства, и исходя из этого содействовать спасению души или душ человеческих. Ибо только ради этого и был в свое время дан закон, как средство, а не цель.
Но так как законники и фарисеи не постигают духа закона и свое спасение пытаются основать на соблюдении внешней буквы закона, то этот вопрос для них не доказуем. Они не могут его вместить
Аноним: Если я чту субботу а не воскресенье? я неправ? для меня Божьи заповеди более авторитетны чем например ап.Павел.
О.Серафим: Сколько бы законники не рассуждали про буквы, — сколько бы они ни оцеживали комара, он так и останется комаром и не будет верблюдом. — Малое нарушение буквы закона никогда не станет великим преступлением важнейшего в законе. Это только в глазах законника нарушение буквы видится великим преступлением, так как законник не постигает важнейшего в законе, его духа и сути.
Мы с вами будем говорить, повторяя одно и тоже. Это вопрос не знания, а внутреннего духовного опыта. Вам невозможно чего-то доказать, так как у вас нет опыта правильной духовной жизни. И чтобы я вам не писал, вы будете повторять одно и тоже.
В реальности же вы не постигаете духа, сути закона и зациклились на его букве. Вы рассуждаете так, как рассуждали фарисеи и законники, когда обвиняли Христа в том, что он нарушает субботу, заповедь Божию. Это было одним из обвинений против Христа на суде. Они и говорили, что может ли быть человек от Бога, если он нарушает субботу, то есть заповедь Божию. Вы сейчас по сути повторяете то же самое обвинение, но только уже против всех христиан.
Христос не смог ничего доказать законникам и фарисеям. Они остались при своих понятиях, зациклившись на букве закона. В конечном итоге они Его обвинили и предали смерти, ссылаясь на буквы закона, сути которого они не постигали. Я вам точно так же ничего не смогу доказать. Так как в реальности законникам не нужны эти доказательства. Потому что законник сидит на ощущении своей правильности и праведности, ищет дух самоутверждения. Таков дух законничества.
Вы отменяете многие каноны и правила?
Аноним: о.Серафим вы все правильно учите о борьбе со страстями, так понятно и доступно я ни у кого не находила. Но настораживает то, что вы отменяете многие каноны и правила.
О.Серафим: Так фарисеи говорили Христу: Учитель ты правильно все учишь. Но не может быть человек от Бога, который нарушает субботу, букву закона (каноны и правила). То есть, это типичное фарисейское обвинение, которое не постигает сути и духа закона.
Современная историческая фантастика и спасение
Аноним: Что вы скажете по поводу такой истории http://www.youtube.com/watch?v=h6fh_ENI3KM
О.Серафим: Наполовину, какая-то фантастика.
Если брать древние апокрифические книги и выдавать их за историческую правду, то вполне может получиться такое, что говорится в этом видео.
Но дело в том, что апокрифы были отвергаемы церковью еще в древние времена именно потому, что в них было очень много художественного вымысла их авторов. То есть, автор брал какие-то реальные события и дополнял их своим художественным вымыслом. Так появлялись апокрифические книги. А в наше время некоторые то, что написано в них выдают за историческую правду.
Надо помнить, что самое главное — это правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь, нравственное делание в борьбе со страстями за чистоту чувств и основные понятия о вере в Бога. Все остальное несущественные вопросы в деле спасения души.
Даже если всю историю извратят и людям будет сложно найти историческую правду, но если есть главное, то человек может прийти к спасению.
В конечном итоге, все меряется истинной христианской нравственностью, истинными плодами духа. И если история, учения или понятия к этому не ведут и не приводят, то тогда они не имеют смысла, — они не нужны; так как ведут и приводят в состояние ложной духовности и самообольщения, к погибельным плодам духа.