(Выдержки из творений свт.Игнатия Брянчанинова).
«Отступление нового Израиля (Новозаветной церкви) от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил Апостол: «Отступление придет прежде», а потом как последствие и плод отступления, «откроется человек беззакония, сын погибели», который дерзнет назвать себя обетованным Мессиею, потребует себе божеского поклонения, и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа.
Отступление будет так обширно, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24,12). Это значит: греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? » (Лк.18,8). Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили» (Лк.17,26-28)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4. Поучение в неделю 13-ю по 50-це).
«Священное Писание повествует, что современники Ноя и сограждане Лота предались безмерному разврату. Разврат рождается от уклонения от Бога, от всецелого устремления к земным занятиям и вещественному развитию. Когда думать о Боге, когда возделывать свое спасение тому человеку, который постоянно и исключительно занят земными делами, вещественным развитием? Но всякий человек, пренебрегший познанием Бога и попечением о своем спасении, занявшийся всецело устройством своего временного положения по плоти и для плоти, непонятным и неприметным образом для себя, развивает свое падшее естество; свою невещественную душу соделывает как бы вещественною; омрачается, становится чуждым Бога; становится весь — грех, весь плоть; отвергается Богом, как совершенно уничтоживший в себе цель, с которою он воззван Творцом в бытие из небытия. «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть», — сказал Господь о современниках Ноя (Быт.6,3).
Всеобщий разврат вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием будут знамением кончины века и приближающего страшного суда Христова. Не одно сластолюбие будет тогда господствовать! Разврат, в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена пребывания человечества на земле.
«Ибо люди будут, — говорит Святый Апостол Павел, — самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3,2-5).
Грех достигнет своего полного развития, и тем будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в том, по наружности цветущем благочестии, уничтожена вся его сущность, вся сила?
Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостью и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении закона Божия по убивающей букве, при жизни, противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвой.
Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4. Поучение в неделю 26-ю по 50-це).
««Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Матф.18:7), предвозвестил Господь. И пришествие соблазнов есть попущение Божие, и нравственное бедствие от соблазнов есть попущение Божие. К концу жизни мира соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф.24:12), и «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук.18:8); «земля Израилева», Церковь, будет «низвращена от меча» — от убийственного насилия соблазнов – «и пуста весьма» (Иезек.38:18-22). Жительство по Боге соделается очень затруднительным. Соделается оно таким потому, что живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость, и превращается в мягчайшую воду: так сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особенно постоянному, расслабляется и изменяется. Соделается жительство по Боге очень затруднительным по обширности, всеобщности отступления…
О, бедственное время! О, бедственное состояние! О, бедствие нравственное, неприметное для чувственных людей, несравненно большее всех вещественных, громких бедствий! О, бедствие, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее в вечность!» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).
«Спасаясь, спасай свою душу , сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий…
Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его. » Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред этим: ныне — одно лицемерство «.
Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно — в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение…
Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6.«Отечник»,Заключение).
«На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость как опытное доказательство любви. «Милости хочу, а не жертвы», возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия (Мф.9,13). Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом и приведет пред Него всех питомцев своих.
Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4. Поучение в неделю Мясопустную).
Составитель: о.Серафим Медведев.