1. /
  2. Чудеса
  3. /
  4. О подменах духа Христова...

О подменах духа Христова духом антихристовым. О бесовских обольщениях

Аноним:  О.Серафим, расскажите о современных подменах духа, как могут они совершаться?

О.Серафим: Сейчас среди верующих мирян, монахов и духовенства такая тенденция: начитавшись житий святых или их творений стараются им подражать, не беря во внимание и не учитывая времена, эпоху и жизненные обстоятельства. То есть, стараются соблюдать посты, молиться иисусовой молитвой, отсекать свою волю, смиряться, нести послушание, полагая, что это само по себе очистит их от страстей и соединит с Богом.
Но не помышляют такие люди о том, что основание молитвы и смирение возможны только на чистой совести и чистоте чувств, в соединении с любовью к правде и истине; а если не так, то это – самообольщение, и неизбежно приведет к духовной прелести.
И отсекать свою волю и смиряться можно как перед Богом, так и перед дьяволом. И те жизненные обстоятельства, в которых были написаны творения Святых Отцов, совсем другие, нежели те, в которых оказываются современные люди. Так очень многие изречения Св.Писания и Св.Отцов применяются людьми совершенно не к месту, не к времени. И в итоге, люди не спасаются, а погибают, прикрываясь этими изречениями, как благовидными предлогами для самооправдания. Но не видят того, что у них другие жизненные обстоятельства, и воля Божия в них совсем иная.

К примеру, есть разница между послушанием духовному наставнику, который имеет духовный разум и рассуждение, и бандиту, который выдает себя за духовного наставника, прикрываясь духовными названиями и одеждами. Поэтому, в книгах Св.Отцов написано о подвигах послушания только таких, когда у послушников были духовные наставники, имеющие духовный разум и рассуждение, применительно к тем временам. Или сами послушники, имея опыт духовной жизни, имели духовный разум и рассуждение. Современные же люди, не имея ничего этого, применяют изречения Св.Отцов совершенно к иным жизненным обстоятельствам. И таким образом через посредство лжестарчества и лжепослушничества заходят в состояние самообольщения, духовной прелести и погибели.

Язычник, когда молится, то проявляет по отношению к своему божеству чувства: благоговейного страха, чувство сокрушения, покаяния в содеянных грехах, а также и чувство решимости – более не грешить. Да по другому и не может быть! потому что все люди созданы Богом, Который вложил в нашу природу все эти чувства. Но вся беда в том, что все эти естественные чувства, осквернены первородным грехом, духом самости и гордыни. И получается, что состояние духа язычника, буддийского монаха, католического и современного так называемого «православного» монаха, незаконно подвизающегося, – одинаково, прелестное. Отличие лишь только внешнее, – обрядовое. Это можно образно сравнить с конфетой, которую можно завернуть в разные фантики, но внутри она остается той же самой на вкус.

Но истинная Церковь тем и отличается, что она должна учить правильно-проходимой борьбе со страстями, направленной на исполнение заповедей Божиих. И только через такую борьбу со страстями, приводящую к исполнению заповедей Божиих в чувствах и ощущениях, можно обрести основание молитвы – чистоту совести. Чистая совесть, по словам Св. Отцов, это как зеркало, в котором отражается Благодать. Да она и сама – как некий отблеск Божества. Только через чистоту совести человек сближается с Богом, — Благодать приходит и освящает его ум, чувства, дух.

Человек одержимый грехом ума, самомнением и высокоумием, и не находящийся в состоянии борьбы с этими страстями, не может заниматься умной молитвой, правильно проходить борьбу с другими страстями, так как не чиста его совесть. Такое делание приведет только лишь к духовной прелести.

В Синоде митр. Лавра (РПЦЗ, 2013г), есть некий инок Всеволод, перешедший из Московской Патриархии. Он много написал о старцах валаамских, о старце Антонии Крючковском. Пишет задушевно, – о детской их простоте, незлобии, давая понять и призывая к тому, что не надо, мол, осуждать патриарха Алексия II, не надо разбираться в оступничестве МП, а надо жить просто – по-русски. По его понятиям, у нас должна быть широкая русская душа, и зачем эти неприятные разбираловки, нужно просто – всем всё простить. На самом же деле, он понимает старцев совсем не так как надо их понимать, – не по-духовному, а по-душевному. Вот эту-то душевность и задушевность, он называет – православием. Думает, что проповедует любовь, а на деле – душевное сладострастие; проповедует как бы незлобие, а на деле – пагубное всепрощение, равнодушие к правде и Истине, т.е. дух совсем не православный, не христианский. Ради этой «любви» и всепрощения, ради приятных из-за этого душевных ощущений, открывается дорога на объединение с врагами Христовыми, дальнейшее отступление от пути правды и истины… Ведь Христос призывал к любви! Но это не та любовь, — это душевно-телесное сладострастие, к которому прилепляют вывеску любви; это дух антихристов. Не видят человеки, не отличают тьму от света, потому что эта тьма – сладкая, приятная и трудно от нее отказаться. Объединение с врагами Истины и шествие с ними за руки, под предлогом любви, объединяясь во лжи, нечестии, в отступничестве – это разве любовь? Это не любовь, а душевное сладострастие, сладкое зло, — путь к антихристу.

Вот так, под благовидным предлогом прощения людей вводят в послушание отступникам и нечестивцам, нивелируют грань между добром и злом, смешивая тьму и свет, истину и ложь.

Но душевное прощение злодея не означает того, что человек теперь должен быть заодно с этим злодеем, начинать соучаствовать во зле. Мы же не можем, например, жить в мире и согласии с бандой разбойников? Чтобы с ними жить в любви, нужно начать делать то же самое, что и они, или просто покрывать их.
А Московская Патриархия, и ей подобные, – убивают души человеческие духовно; значит, чтобы у нас с ними были мир да любовь, нужно так же вести души на погибель, при этом думая и внушая всем, что идем ко спасению. Воистину, сбываются слова преп. Антония Великого о последних временах, что погибающие будут думать, что они спасаются.

Вот так, под благовидным предлогом прощения, применяемым не к месту, не к времени, можно втянуть человека в нечестие, внушая ему, в этот конкретный момент времени, что главное прощение и любовь. Но человек, будучи зациклен на этом благовидном предлоге, не видит того, что он стал соучастником лжи и нечестия. Он не видит того, что это бесовское лукавство, которое зло прикрывает одеждами правды и истины, для удобнейшего обмана и обольщения.

Тот, кто проповедует такую любовь и мир, тот проповедует не дух Христов, а дух антихристов, потому что он – сладострастный, на основании духа самости и гордыни. Ибо, как говорит Св.Писание: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор.6:14,15).

Так же и секта Муна, и буддийские монахи, да в общем-то почти все, – проповедуют любовь. Доброжелательство, любовь – это естественные чувства человеческие, которые для нас должны являться только средством, для приближения к Богу. Но они не должны приближать нас к духу антихриста. но именно это и происходит при неправильном их применении, не по воле Божией, в противность заповедям Божиим и совести.

Если ставится естественное человеческое чувство любви за самоцель, для получения душевно-телесного сладострастия, удовлетворения своему самостно-гордостному духу, то это совсем не Христова, не Евангельская любовь. – Это дух антихристов, дух душевно-телесного сладострастия, дух самости и гордыни, прикрываемый симпатическими чувствами; в итоге, – самообольщение, духовная прелесть. В современном мире, всё больше и больше, подвижники попадаются в такое самообольщение и прелесть и увлекают за собою в погибель массы людей. Происходит это по той причине, что у них закрыты духовные очи, потому что они возлюбили более услаждение душевно-телесным сладострастием, нежели чистоту совести, правду и истину. 

Инок Всеволод, и подобные ему, сеет семена на готовую землю, проповедуя вот такое сладострастие, воспринимаемое за любовь Христову. Этим всё более и более культивируя в людях дух самости и гордыни, прикрытый душевным сладострастием, – дух антихристов. Потом не представится трудным объединить всех в одну религию – религию антихриста. Так эти люди, находясь в бесовском самообольщении и духовной прелести, помогают дьяволу заводить всех в такие же демонические состояния обольщения сладким злом.

Но это всё называют – Христовой любовью. За добро Евангельское принимают естественные чувства любви, доброжелательства, приятных отношений. Но не учитывают того, что все эти естественные чувства, — это добро по естеству, оскверненное примесью первородного греха, духом самости и гордыни. А истинным добром, евангельским, считается то, когда эти чувства очищаются и приобретают чистоту от этой примеси первородного греха, от духа самости и гордыни. А если эти чувства не очищать от этой примеси греха, не бороться за их чистоту, то тогда через посредство этих чувств ищется удовлетворение духу самости и гордыни, воспитывается душевно-телесное сладострастие, и человек подпадает под власть падших духов, ибо и они такого же духа. Вот так, под те же самые евангельские слова подводятся другой дух и другие понятия. Так образуется евангелие антихристово.

Люди не могут понять, что им не то подсовывается, не могут различить действия духов обольстителей, и пытаются возгревать в себе чувства любви и другие симпатические чувства, не стремясь к очищению их от примеси греха, — от душевного сладострастия, от духа самости и гордыни. Они не пытаются искать правду и истину и удовлетворения совести, а ищут удовлетворения своего сластолюбия, духа самости, всё далее и далее увлекаясь по пути самообмана, духовной прелести. Но виноваты в этом не сами по себе эти естественные чувства. Все эти чувства, любви и прочие симпатические чувства, естественны нам по природе, – заложены в нас Творцом, при сотворении человека, и ни одно из них само по себе не греховно, ибо Господь грех не сотворил. А виноват сам человек; так как он по своему свободному произволению, выбирает душевное или телесное сладострастие, удовлетворение духа самости и гордыни. Этот дух он и разжигает в себе, через посредство этих естественных чувств, проявляя их не к месту, не к времени, или без меры.

И этими же самыми чувствами мы служим Богу, когда проявляем и задействуем их в согласии с волей Божией, то есть, к месту, к времени и в меру, когда соединяем их со смиренным и сокрушенным духом, противоположным духу самости и гордыни.
Когда через них удовлетворяем свою совесть, исполняем заповеди.

Даже те чувства, которые любой человек считает отрицательными, как например, гнев, ненависть, сами по себе не являются греховными. Греховными, погибельными или спасительными, они становятся для нас в зависимости от их применения и направления. Ведь грех появился не оттого, что появились чувства, а оттого, что человек стал их проявлять и направлять не в согласии с волей Божией, в противность Ей.
А как же проявлять и направлять чувства не в противность воле Божией? Этому надо учиться, через посредство правильно-проходимой внутренней духовной жизни, в процессе борьбы со своими страстями. – Когда мы свои естественные чувства применяем к месту, ко времени и в меру, — тогда они и спасительны. А если наоборот, — то погибельны.
– Если я поимел чувство ненависти ко греху и нечестию, – тогда это спасительно. А если я поимел чувство ненависти к какому-либо человеку, по той причине, что он неудовлетворил мой дух самолюбия и гордости, какие-то мои страсти, то это уже погибельно.

Человеки же, применяя естественное чувство любви часто не к месту, и не имея в нем меры, ощущая при этом естественную приятность от чувства, начинают услаждаться этим чувством приятности, увлекаются им, начинают его культивировать в себе. Так получается душевное или телесное сладострастие, грех. Это приятное услаждение омрачает душевные очи человека, и он начинает гоняться за этим сладострастным ощущением, проявляя это чувство и увлекаясь им где надо и не надо, т.е. не к месту, не к времени или без меры. В итоге, он не замечает того, как он начинает творить грех, т.к. увлечен приятным ощущением, которое и омрачает его душевные очи.

Демоны же видя, что человек увлекается, добавляют и свое действие, через которое душа еще более входит в сладострастные состояния и не хочет от них оторваться; и так постепенно, всё более и более возжигается сладострастный геенский огонь в душе и теле, и человек подпадает под власть демонов. Так душа заражается духом страстей и похотей, так омрачаются ее духовные очи, ум и сердце; и она входит в состояние самообольщения, духовной прелести, в состояние погибели.

Если иметь правильные понятия, приобретенные через посредство правильно-проходимой борьбы со страстями, то тогда можно писать о старцах валаамских или оптинских, о духовной жизни вообще. Но если человек не имеет правильной борьбы со страстями, то у него понятия не духовные, а душевные, и старцев он воспринимает и преподносит по-своему, искаженно, – по состоянию неправильному, основанному на естественных чувствах добра по естеству, оскверненных душевным сладострастием. Говорит о любви старца, но вкладывает в это слово свои понятия, исходящие из этого душевного сладострастия. На самом деле читает в книге не о старцах, а читает свои страсти. — Так происходит подмена, — слова такие же как и у святых, но понятия и дух за ними уже не те.

Как говорит свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский: «Путем подмены понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благовидными предлогами. И это есть, в сущности, сатана, являющийся под образом ангела света (2Кор.11:14). Таким образом, ко времени антихриста, Истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях, и то – незаметно для людей» (Комментарий к творениям св.Григория Синаита).

Так, через разжигание в себе страстей, люди входят в общение с бесами, с духом антихриста. И происходит подмена, – слова остаются те же, но дух и понятия, за ними уже не те.

При таком состоянии душ человеческих, разговоры о возрождении православия – более чем пустые. Идет не возрождение, а закапывание, чтобы его уже никто никогда не нашел.

Вот характерный пример такой подмены, в котором явно очевидно то, как люди демоническое душевно-сладострастное действие воспринимают за Божию благодать.
В книге Сергея Нилуса «Близ есть, при дверях» пишется о Мадрасской школе оккультистов (начало 20 века, а что тогда теперь?). Эта школа выпускала разного вида припадочных и психически больных людей. Но талантливые, т. е. особо нервные, достигают необычайных способностей: они могут зажигать лампочку накаливания, могут сделать вокруг себя светящийся ореол (так что могут сделать вид, что будто бы на них почивает Св. Дух), могут сделать так, что в воздухе будет ощущаться аромат цветов (вспомните благоухание, которое бесы наводили для обольщения подвижников, выдавая его за благоухание Святого Духа), могут видеть в темноте и слышать ход по стене самых мелких насекомых. Такие явления, хотя кажутся маловероятными, но они объяснимы наукой, зарегистрированы и даже экспериментируются. Но, в основном, успех в этом деле достигается не специальным воспитанием, а воспитанием самомнения, духа самоуверенности и самонадеянности, духа самости и гордыни. Посредством такого настроя духа, человек подцепляется к бесу, который и дает ему такие дары, сверхестественные способности. Есть оккультисты, которые безошибочно читают мысли по лицам людей, посредством анализирования их слов, движений, и без ошибки рассказывают прошедшие и ближайшие события их жизни.

Из такой школы, по-видимому, и вышел Кришнамурти, один из кандидатов в «христы», т.е. в мессию-спасителя. Вот как пишет о нем один из главарей теософского движения в 1913г.: «В конце 1911г., в г. Бенаресе, состоялся ежегодный конвент членов ордена «Звезда Востока», в присутствии Кришнамурти». На этом конвенте, многие вступили в члены ордена «Звезда Востока» и решили получить дипломы из рук своего главы. И даже те, которые их уже имели, отдавали их в руки члена ордена, который передавал их Кришнамурти, а он торжественно вручал их собственникам.
Сначала всё шло своим чередом: «два или три первых члена уже получили свои дипломы, поклонились, улыбаясь, и вернулись на свои места, как вдруг помещение,… – наполнилось какою-то необычайною силою. Сила эта, передалась, очевидно, через Альциона (Кришнамурти), так как подходивший к нему член ордена упал к его ногам, пораженный его чудодейственным могуществом. Я никогда не видал и не испытал ничего подобного… Напряжение было чрезвычайное и каждый из присутствующих, видимо, находился под этим воздействием. Непреодолимо думалось о порывистом ветре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы». – (Это ощущение и такие навязчивые мысли – это наваждения и внушения бесовские). – «С этого момента каждый из присутствовавших, в свою очередь падал ниц, обливаясь даже слезами.… Те, у кого не было дипломов, снимали с себя свои знаки отличия, чтобы получить их из рук Кришнамурти.
Он же, всё стоя, тихо улыбаясь, с присущим ему спокойствием и простотою, простирал свои руки в знак благословения над каждым, распростертым пред ним» (Сергей Нилус, «Близ есть, при дверях»).

А вот как пишут о нем, обращаясь к детям: «Милые друзья мои! Я хотел бы иметь возможность перенести на вас эти лучи, как бы от солнца – лучи от улыбки Альциона (Кришнамурти), передать вам всю его красоту и, главное, его любовь, которая в нем светится, и передать тот необыкновенный душевный мир, который ощущаешь в его присутствии». Членам особого посвящения в тайны теософии является как бы в эфирном теле «Учитель учителей, Иисус-Матерейя», непосвященным же выдается портрет этого «учителя», имеющего идеальную мужественную красоту (Сергей Нилус, «Близ есть, при дверях»).

«Каждый… падал ниц, обливаясь даже слезами;… Он же,… тихо улыбаясь, с присущим ему спокойствием и простотою, простирал свои руки в знак благословения над каждым;… я хотел бы иметь возможность перенести на вас эти лучи, как бы от солнца – лучи от улыбки…, передать вам всю его красоту и, главное, его любовь, которая в нем светится, и передать тот необыкновенный душевный мир, который ощущаешь в его присутствии». – Не напоминают ли вам эти слова, творения Св. Отцов и жития Святых?

Здесь мы видим с вами, чувства: умиления со слезами, спокойствия, тихости, и как бы смирения, благодушия и простоты, доброжелательство и светящуюся любовь, необыкновенный душевный мир. – Это всё симпатические чувства, которые естественны человеку по природе.

Вот так, через те же самые естественные чувства, – через которые Господь воздействует на нас Своею благодатью, – сатана наводит на людей ощущения душевно-телесного сладострастия, в разных оттенках и степенях, которые они принимают за ощущения духовные, благодатные.

По причине грехопадения человека, все эти чувства осквернены примесью первородного греха, осквернены душевно-телесным сладострастием, и нуждаются в очищении от примеси духа самости и гордыни, который ищет себе удовлетворения через посредство сладострастия. Но люди признают эти чувства – за чистые и духовные. В этом и заключается обман, так как эти чувства не духовные, а душевные; они не чистые, а нуждаются в очищении от примеси духа самости и сладострастия, в процессе правильно-проходимой борьбы со своими страстями.

Но люди не различают и не отделяют: добра по естеству человеческому — от примеси первородного греха; естественных добрых чувств, — от примеси духа самости и сладострастия, которые к ним примешаны. И через посредство этих естественных симпатических чувств увлекаются чувством приятности и услаждением сладострастного ощущения, которое примешано к ним, ища таким образом удовлетворения своего духа самости и гордыни, первородного греха. При всех этих сладострастных ощущениях присутствует страсти: самомнение и самоцен, вменение себе, дух самоуверенности и самонадеянности, ощущение своей правильности и праведности, дух самодовольства, дух самости и гордыни, дух самоутверждения. Но все это прикрыто душевным и телесным сладострастием. И по причине одержимости самомнением и духом самоуверенности, самостно-гордостным духом, люди оказываются духовно-слепыми, и не видят того, что они обмануты падшими духами, бесами. За сладострастными чувствами и ощущениями, – которые обволакивают ум, расслабляют волю, и лишают трезвенности и ясности ум, – люди не видят своей одержимости духом самости и гордыни, не видят своего самообольщения, бесовских чар и духовной прелести. Увлекаясь этим духом, всю эту бесовщину они начинают воспринимать за духовность, за Божию благодать. Так происходит у них полная подмена духа и понятий. Исходя из которых они и описывают все эти состояния в восторженных чувствах, находясь под впечатлением сладострастного демонического воздействия на них.

К греховным сладострастным ощущениям, которые человек сам возгревает в себе, демоны присоединяют свои сладострастные ощущения, еще более сильнейшие. И эти демонические ощущения, приходящие извне, по причине их сладострастной приятности и усладительности люди воспринимают за действия Божией благодати. Это и есть дух антихристов, который бесы будут наводить на людей, во время пришествия антихриста. И находясь в таких бесовских состояниях, люди читают творения Св. Отцов и жития Святых, и понимают и толкуют их в понятиях, которые исходят из этих обольстительных сладострастных ощущений, за которыми стоит дух самости и гордыни. Точно в таком же духе и понятиях пишутся жития и труды современных лжестарцев и лжесвятых Московской Патриархии, и подобных ей лже-церковных образований.

Как мы видим, – и бесы могут подавать людям чувства, как бы, мира и спокойствия, благодушия и радости, тихости и смирения, умиления и любви. Но в реальности, – это ложные чувства, неистинные, ненастоящие. А люди, находящиеся в самообольщении, в духовной прелести, не могут этого различить. И описывая ощущения чувства любви и других естественных симпатических чувств, они не видят той примеси греха, демонического сладострастия, которое примешано к ним.

Бесы это делают с тою целью, чтобы через посредство этих естественных чувств, применяя их не к месту, не к времени или без меры, возжечь сладострастные ощущения и удовлетворить дух самости и гордыни. И происходит это по той причине, что люди сами гоняются за этими сладострастными ощущениями, ища через посредство их удовлетворения своему духу самости и гордыни.

Точно таким же образом, в Московской Патриархии и других церковных организациях, зараженных духом фарисейским, от причастия могут подаваться ощущения мира, радости, умиления, любви и т. п., но только ложные, соединенные с душевно-телесным сладострастием. И когда придет Антихрист, то они найдут в нем то же, что получали от своего причастия. То есть, стремление современного общества к удовлетворению духа самости и гордыни, через посредство сладострастных чувств и ощущений, является причиною этой духовной прелести и обольщения сладким злом сладострастия.

Причина того, что люди отдаются сладострастию, – это одержимость духом самости и гордыни, первородным грехом. – Нет истинного смирения и чувства своего недостоинства перед Богом, нет опытного познания своей немощи в борьбе со страстями, нет алкания и жаждания правды и истины. — Нет стремления к удовлетворению совести и к жизни по заповедям Божиим, нет ненависти к нечестию и греху в повседневной личной жизни. — Нет правильно-проходимой борьбы со страстями, основывающейся на опытным познаниии и ощущении своей немощи, на смиренном и сокрушенном духе перед Богом. Нет понуждения себя к воспитанию добродетельных чувств, в борьбе со страстями, и воспитания истинных добродетелей.

По этой причине отсутствует духовное рассуждение, без которого не может совершиться истинная добродетель, и об оскудении которого, к концу времен, предсказано Святыми Отцами: «в последнее время… многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкого и пространного пути» (преп.Нифонт Цареградский, вопр.4).

А теперь, возьмем с вами одну и ту же конфетку и завернем в различные фантики. В итоге, получится одна и та же конфетка, тот же самый вкус, но только в разных обертках. Вот точно так же возьмем этот душевно-сладострастный дух, который прикрывает дух самости и гордыни, и оденем его в разные внешние одежды: 1).Кришнамурти, индусского йога, буддийского монаха или католического; 2).«старцев» и подвижников Московской Патриархии и церковных образований, зараженных духом фарисейским; 3).подвижников, пребывающих в истинной церкви, но находящихся в духовной прелести (за историю церкви таковых было не мало). Что в итоге получится? – Один и тот же дух душевного сладострастия, прикрывающий дух самости и гордыни, ощущение своей правильности и праведности, но внешне в разных одеждах. То есть отличие все, – в одеждах, обрядах и терминологии, – только лишь внешнее. Вот она и получилась, – одна и та же конфетка на вкус, но только в разных обертках, фантиках.

Вот так сатана старается подражать во всём и подделывать всё: антихриста под Христа, лжесвятых под святых, свою анти-церковь под истинную Церковь. – Это обезьяна, которая старается во всем имитировать Бога и все Божественное.

Таким образом:
Все, кто не имел правильно-проходимой борьбы со своими страстями и воспитания добродетельных чувств, кто не искал и не стремился к удовлетворению своей совести и исполнению заповедей Божиих, кто культивировал и возгревал в себе чувства и ощущения душевного или телесного сладострастия, кто искал удовлетворения своему духу самости и гордыне, сидел на ощущении своей правильности и праведности, кто был одержим ложным смирением и равнодушием к правде и истине, — все таковые не распознают антихриста, будут им обольщены.
А если и распознают, то им трудно будет устоять, по причине навыка и привычки, перед удовлетворением духа самости и гордыни и точно таких же сладострастных ощущений по душе или по телу, того сладкого зла, которое бесы будут наводить на людей. И таким образом будет получаться, своего рода, массовый гипноз и чары бесовские, наводимые на всех людей по причине их одержимости душевным или телесным сладострастием, духом самости и гордыни. Причина подпадания под этот массовый гипноз и чары бесовские – свободное произволение у людей, которое избрало дух самости и гордыни, душевное или телесное сладострастие, первородный грех, — «люди более возлюбили тьму» страстей, «нежели свет» истинной добродетели (Иоан.3:19).

Оставьте комментарий