Оглавление:
Лукавое оправдание убийц. Равнодушие, стабильность и вымирание.
О власти беззаконной. О сопротивлении несправедливости от властей и внутренних чувствах.
О покаянии для народа, равнодушии к беде других и уничтожении всех, во время геноцида от властей.
Обличение одержимых ложным человекоугодническим смирением перед антихристовой властью.
О равнодушии, попущении Божием и исполнении заповеди.
О попущении Божием в жизни общества.
Лукавое оправдание убийц. Равнодушие, стабильность и вымирание.
Аноним: Народ сам виноват, за свои грехи получает – это воля Божия. А власть тут не причем.
О.Серафим: Если убийцы уничтожают народ, то нельзя сказать, что они не при чем. Если убийцы, садисты убивают людей (хотя бы такое было попущено за их грехи), то они творят зло. И должны нести за это наказание. Если же люди оправдывают этих убийц, то в таком обществе никогда не исчезнут такие убийцы и садисты.
Здесь каждый несет ответственность за свои грехи, – убийцы за свои, а народ за свои. Иначе с таким подходом можно оправдать любое злодеяние и любых злодеев, сказавши, что злодеи тут не при чем, так как убитые пострадали за свои грехи.
С таким подходом некоторые обеляют злодеев и делают из них даже героев.
Никто не согласится в своей личной жизни с тем, что чекисты убили его отца, мать, брата, сестру, жену или мужа, и они тут не при чем.
Аноним: Говорят, что нельзя возмущаться против современной власти, главное – это стабильность.
о.Серафим: То есть, во время этой стабильности люди будут уничтожаться и вымирать. Но главное при этом – это сохранять спокойствие и стабильность, – нельзя возмущаться, когда народ обрекли на вымирание. Так приучают к равнодушию.
На самом деле же, – те, кто призывают к такой стабильности, им плевать на вымирание народа, лишь бы у них все было стабильно и хорошо. Но глупые – не понимают того, что придет и их черед. И с ними произойдет то же самое за их грех равнодушия и немилосердия к другим людям. Страсти – омрачают ум.
Это похоже на то, как всех выстроили в очередь в крематорий. И кто-то начинает возмущаться и сопротивляться этому, особенно находящиеся в первых рядах. А другие, находясь где-то в середине или в конце очереди, в это время призывают их и всех сохранять спокойствие и стабильность.
О власти беззаконной. О сопротивлении несправедливости от властей и внутренних чувствах
Аноним: Надо уже смириться, что уже век власть в России безбожная и надо спасать свою душу в таких условиях, принимая попущение Божие, как данность. Мы ведь знаем, что в конце мира будет везде власть антихриста, и не заповедано нам с ней бороться. По житью народа – ему и правительство.Всё происходит по попущению Божиему.
о.Серафим: Заповеди Божии простираются на все аспекты жизни человеческой. К примеру, полиция и воины тоже в своей деятельности должны руководствоваться заповедями Божьими. Если же они их нарушают, то им надо на это указывать, как это делал Христос, чтобы в своей деятельности они поступали по совести: “Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Лук.3:14).
Если же власть, используя полицию и воинов, начинает попирать заповеди Божии и уничтожать народ, духовно и физически, то священное лицо обязано обличать такую власть.
Советская власть и современная власть в России – это новое явление в мировой истории. Она похожа чем-то на власть Юлиана Отступника, о которой св.Василий Великий молился Богу, чтобы Он ниспроверг эту власть, а правителя бы убили на войне.
«Уже простой здравый смысл подсказывает нам, что нельзя относиться с одинаковым чувством уважения и к законному правителю, сознающему свою нравственную ответственность перед Богом и людьми, и тираном, силою захватившим кормило правления и руководящимся в своей деятельности личными страстями. Бывают такие властители народов, от которых явно отрицается Господь. Так, когда первый царь Израильский, помазанник Божий Саул, перестал повиноваться воле Божией, то он сделался по изображению слова Божия (1Царств 28, 11) «врагом Божиим».
«Вы поставили, — говорит в гневе Господь Израилю через пророка, — царей, но без Меня, поставили князей, но без Моего ведома» (Ос.8:4). Эти слова не противоречат, конечно, таким изречениям Откровения, как «Мною цари царствуют и сильные пишут правду» (Притч.8:15) или «Вышний владеет царством человеческим» (Дан.2:22). Бог, конечно, все объемлет Своим Промыслом в ходе мировой историй, но Его воля проявляется здесь двояким образом. Она может направлять человеческую жизнь, если последняя сама отдается в водительство Промыслом, или, в случае упорного сопротивления человеческой воли, предоставить ей идти своим путем, хотя бы он устремлялся в бездну, куда ее влечет враг всякого добра диавол.
По-видимому этот последний случай имел в виду св. Григорий Богослов, когда, обращаясь в своем обличительном слове против Юлиана к памяти Императора Констанция, облекшего еще при жизни своего недостойного племянника званием кесаря, восклицает: «Скажи, какой демон внушил тебе эту мысль? Если бы всякая власть признавалась священной уже в силу факта своего существования, Христос-Спаситель не назвал бы Ирода «лисицею», Церковь бы не обличала до сих пор нечестивых государей, защищавших ереси и гнавших православие. Наконец, если судить о власти по признаку ее внешней силы, а не по внутренним ее нравственным достоинствам, то легко можно поклониться зверю, т. е Антихристу, «которого пришествие будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (Сол. 2, 9), «которому дана будет власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем и которому поклонятся все живущие на земле, кроме тех, имена коих написаны в книги жизни у Агнца» (Апок. 13, 7-8)»…
Русский народ, смирявшийся до времени перед этой неверной властью (татаро-монгольское иго), как попущенной Богом в наказание за его грехи, не переставал стремиться к освобождению от татарского ига, и наша Церковь, в лице преп. Сергия, благословила, как известно, Великого Князя Димитрия Донского на решительную битву с Мамаем» (Из Окружного Послания Собора Русских Заграничных Архиереев Православной русской пастве по поводу «Декларации» митр. Сергия, 1933г).
Смириться в душе с тем что есть, – это одно. Это касается внутренней деятельности человека. Но есть еще внешняя деятельность у людей. Бог благословляет землепашца и воина, когда они совершая свою внешнюю деятельность не попирают своей совести внутри.
Как быть тем людям, которые от природы являются воинами, внешними защитниками людей? Разве всем надо сидеть в офисах или работать трактористами? У каждого свое призвание, дар и талант. И если люди сопротивляются какому-то внешнему беззаконию и несправедливости, то надо их научить делать это только лишь в правильном настрое духа. А не ложному смирению, которое в их обстоятельствах есть равнодушие и беззразличие.
Вы сидите и не сопротивляетесь внешне, думая, что это смирение. Но это не так. Внутренняя и внешняя деятельность человека – это не одно и то же. Там, где надо заступиться за слабого внешне, а вы не делаете это, – под благовидным предлогом, что не надо никакого внешнего сопротивления ни при каких обстоятельствах, так как все это попущено Богом, – то вы идете путем ложного смирения, воспитывая в себе равнодушие и не оказывая милосердие людям. Ибо это смирение, проявляемое не к месту, не к времени.
Даже просто слова поддержки в интернете человеку, страдающему от несправедливости власти, являются внешним исполнением заповеди Божией, в данных обстоятельствах. А если кто-то еще готов и душу свою положить за таковых, – тоже является внешним исполнением заповеди Божией. Единственно таковым необходимы только верные внутренние чувства при совершении этого богоугодного внешнего дела. Вот этому я и учу.
Это то же самое как внешнее подаяние милостыни – это относится к внешней деятельности, внешнему исполнению заповеди Божией. А внутренние душевные чувства при этом – это внутренняя деятельность человека.
Само по себе внешнее подаяние милостыни – не противно заповеди Божией, а наоборот есть исполнение ее. Точно так же как и внешняя защита людей, страдающих от несправедливости власти. Но внутренние чувства при этом определяют насколько человек в чувствах при этом угождает Богу.
Ибо можно внешне подавать милостыню, исполняя внешне заповедь Божию, а внутри в чувствах этим тщеславиться или сидеть на ощущении своей правильности и праведности. И грех здесь не в том, что человек подал милостыню. А только лишь в том, что он имел при этом неверные внутренние чувства. Вот и надо его учить тому, чтобы он имел правильные душевные чувства при этом.
Вот точно то же самое относится и к тому, когда кто-то сопротивляется какой-либо несправедливой деятельности и политики власти, которая направлена на уничтожение народа, духовное и физическое. – Внешне он поступает правильно; но внутренне, в чувствах, – его надо учить тому, какие должны быть чувства при этом. Чтобы при своей таковой внешней деятельности, он имел бы верные душевные чувства, и таким образом через внешнее исполнение заповеди Божией, в духе устремлялся к спасению.
Что я и делаю, пытаясь объяснять людям, которые выступают против несправедливостей власти, чтобы они старались это делать в правом настрое духа. Тогда если кто-то из них пострадает или будет убит, – он пойдет в Царство Небесное.
Всякое дело судится по тому, в каком оно духе делается.
Основанием молитвы является исполнение заповедей Божиих, истинная христианская нравственность. И в тех обстоятельствах, когда надо проявить чувство милосердия и сострадательной любви к людям, страдающим от несправедливостей власти (хотя бы просто помолиться за них, когда мы ни чем не можем помочь им внешне), а мы не делаем этого – то это немилосердие, равнодушие, нарушение заповеди Божией. На таком основании не может быть истинной молитвы. Занятия молитвой на таком основании заведут только в духовную прелесть.
Да ведь и молитва является для нас спасительной только тогда, когда она помогает созидать истинную христианскую нравственность, помогает исполнению заповедей Божиих.
О покаянии для народа, равнодушии к беде других и уничтожении всех, во время геноцида от властей
Аноним: Объясни ближнему за что их убивают и приведи их ко Христу, к покаянию. – Не покаетесь – все так погибнете. А не надо призывать их против власти.
о.Серафим: Объясняю: Их убивают за ложное смирение, равнодушие, немилосердие к другим пострадавшим. Если не покаются в этом, и не перестанут поступать так, то всех их власть уничтожит, постепенно, одних за другими. Ибо они своим ложным смирением и равнодушием по отношению друг к другу сами себя обрекли на заклание слугами антихристовыми. Нужно понять одну простую вещь – эта власть хочет вас просто уничтожить, всеми правдами и неправдами. А вы в отношении ее находитесь в иллюзии. И потому прозрение будет горьким.
Если бы народ в основной своей массе стал друг за друга заступаться, стоять горой за других, попадающих под нож совкового молоха, то власть не выдержала бы всеобщего общественного давления и рухнула. Так как эта сатанинская власть держится только на всеобщем животном страхе людей, на их ложном смирении по отношению к власти, и на равнодушии по отношению к другим, страдающим от этой власти. Но если бы они все вместе, отвергнувши животный страх и равнодушие, начали заступаться за всех, страдающих от этой антихристовой власти, и выступили бы против этой власти, призывая Бога на помощь, то Бог бы помог им.
Но в реальности получается так, что:
Одни сидят в животном страхе и равнодушии и призывают всех к ложному смирению. И по причине своей духовной прелести называют это исполнением воли Божией. На самом же деле – это путь к самоуничтожению во грехе.
А другие, выступая против власти, не сокрушают и не смиряют свой дух перед Богом, в своей личной жизни. И хотят сами без Бога, на основании своего самостно-гордостного духа, достичь всего. И потому у них не получается, так как «Бог гордым противится» (Иак.4:6).
Поэтому надо, поддерживая вторых, напоминать им о том, чтобы они сокрушали и смиряли свой дух перед Богом и, повергая свою немощь пред Ним, призывали Его на помощь в своей борьбе. Тогда Бог будет помогать им, если у них будет появляться стремление к исполнению заповедей Божиих.
Животный страх и ложное смирение с равнодушием, а отсюда вынужденная ложь, – это страсти, которые ведут народ к самоуничтожению и вечной погибели: «Боязливых же и неверных… и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр.21:8). Надо в этом каяться всем тем, кто идет по этому пути. Кто не раскаивается в этом, тот находится в отпадении от Церкви, не достоин Причащения и идет по пути погибели.
Это является общим искушением для всех, нашего периода времени. Впоследствии оно может измениться. Так как у каждого периода времени свои общие искушения для всех. Начиная с 1917г. это искушение лежит на всей России, на всех тех странах, где был Советский союз. Впоследствии, если это разойдется по всему миру, то это станет общим искушением для всех живущих на земле. В зависимости от преодоления его находится дальнейшая жизнь всего человечества.
Аноним: Надо смириться, молиться и не выступать против этой власти, не защищать тех, которых власть наказывает как политических.
о.Серафим: У вас есть дети и внуки. Они как и вы живут в Москве. И если ваших детей, внуков власть начнет преследовать за репосты, лайки или высказывания в интернете, за где-то сказанные ими подозрительные слова, за то что кто-то из них заступился за слабого (которым может оказаться кто угодно, в том числе и ребенок и жена и т.п.). А обращаться к правосудию бесполезно. И в какой-то степени повлиять на это может только общественное мнение. То вы будете рады, если многие люди, по причине неравнодушия, начнут поддерживать вашего родственника (сына, внука), выступая против беспредела власти. Но вы не скажете всем выступающим против беспредела власти, в защиту вашего родственника, что это попущение Божие, и потому, мол, надо всем смириться и ничего не делать, так как это бесполезно. Но вы наоборот будете до самого конца просить всех выступить в защиту. Вот то же самое происходит и сейчас со многими людьми, которые попали под репрессии этой власти.
Вся разница в том, что с ними это происходит сейчас, а завтра это будет происходить уже со многими. И так постепенно могут добраться и до ваших родственников.
Так надо ли выступать в защиту тех людей, которые попадают под репрессии этой власти или лучше смириться и ничего не делать, ссылаясь на то, что это, мол, попущение Божие, которое не остановить, и что святые, мол, просто молились, а не боролись за справедливость, не устраивали революций, как говорите вы?
Вот каждый пусть поставит на место попавших под каток репрессий этой власти своих родственников, детей, внуков, жен, мужей, братьев, сестер и ответит себе на этот вопрос.
Пусть каждый ответит, когда его дети, внуки, родственники попали под каток репрессий этой власти, то согласен ли он с тем, чтобы никто ничего не делал, а просто молился, потому что нельзя бороться за общественную справедливость, так как это гордыня и бесовская революция? Пусть каждый ответит: согласен ли он с такой трактовкой Евангелия и Св.Отцов, по данному вопросу?
На самом деле такая трактовка не евангельская и не святоотеческая. Евангелие и Св.Отцы такому не учили. Только извращенный ум, находящийся в самообольщении и духовной прелести, может так извращенно понимать евангельское и святоотеческое учение. Это скорее больше походит на буддистское учение, но не на христианское.
Милосердный самарянин (Лук.10:30-37) помог просто человеку, не спрашивая его веры. Не надо отделять себя от всего человечества, как делали это фарисеи. Нет такого учения в христианстве, что надо помогать и защищать только верующих. Такое учение встречается в иудаизме, которое унаследовало его от ветхозаветных фарисеев.
Христианство учит, что надо поступать так, как милосердный самарянин помог просто человеку (Лук.10:30-37): законник, «желая оправдать себя сказал Иисусу: а кто мой ближний?» На это Иисус ответил ему притчей о милосердном самарянине (Лук.10:30-37). В этой притче и указывается на то, что ближний, которому надо помочь, – это просто человек, попавший в беду.
Есть общий путь для всех при общественных несправедливостях, – это люди должны помогать друг другу, защищать друг друга против власти, которая творит беспредел. И если люди не будут этого делать, под благовидным предлогом, что это попущение Божие, надо смириться и не выступать против, то власть еще более начнет наглеть и, в конечном итоге, начнет хватать всех несогласных и прямо посреди белого дня. И постепенно дойдет до того, что уже никто ничего не сможет сказать в открытую против злодеяний этой власти.
И чем больше людей будут молчать и ничего не говорить против этой власти, тем наглее она будет становиться, а деятельность ее будет еще более жестокой и бесчеловечной по отношению к людям. Так как люди сами не против этого, раз молчат.
При таком положении призывы к народу о молчании и ничегонеделании, под предлогом смирения и попущения Божия, являются призывами к немилосредию и жестокости по отношению к находящимся в беде от государственных разбойников (Лук.10:30-37), являются призывами к равнодушию и ожесточению сердец. А это еще более погружает народ в бездну ада.
Это призывы к тому, чтобы делать противоположное тому, что делал милосердный самарянин, – призывы против заповеди Божией.
Если бы люди всем скопом выступали в защиту пострадавших от несправедливостей властей и их беспредела, то власть стала бы уступать народу и бояться его. И не вела бы уже себя так нагло и беспринципно. Но так как люди так не делают, то власть становится наглее и начинает попросту устраивать геноцид и уничтожать народ.
По той причине, что народ в общей своей массе одержим животным страхом, ложным смирением и равнодушием, то отсюда и низкое гражданское самосознание. А это, в свою очередь, помогает антинародной власти, уничтожающей народ, удерживать власть в своих руках.
В странах, где высокое гражданское самосознание – власть боится народа и потому, или вообще не идет против него, или действует скрытно и очень осторожно.
Обличение одержимых ложным человекоугодническим смирением перед антихристовой властью
Аноним: Некающийся народ Богу не дорог. Этому народу и на земле Бог не нужен, тем более о Вечности он не задумывается. Ему нет смысла сопротивляться перед этой властью.
о.Серафим: Так вы сами не каетесь в ваших заблуждениях и призываете других входить в прелесть и самообольщение, в которых и сами находитесь.
Покаяние-то как раз в том и состоит для народа, что надо отвергать чувство животного страха, ложного смирения перед антихристовой властью, равнодушия по отношению к страдающим от нее; идти по пути исполнения заповедей Божиих, говорящих о защите и помощи ближним, о положении души своей за других, смиряясь в чувстве с теми трудностями и скорбями, которые выпадут на этом пути. Чувство смирения надо как раз искать во время исполнения этих заповедей Божиих. Это и будет смирением перед Богом.
А вы своим антихристианским учением пытаетесь их загнать обратно в эти страсти, в которых находитесь сами. И это называете раскаянием.
Вы предлагаете не защищать ближнего, а оставаться равнодушным к их страданиям, под лукавым предлогом смирения. На самом деле это человекоугодническое, ложное смирение, которое противно Богу, так как «Бог рассыпал кости человекоугодников» (Пс.52:6), то есть наказал их, ввергнув в погибель. Это и ожидает всех идущих по пути ложного смирения перед этой антихристововй властью и учащих этому других.
Задумайтесь о вечности, в которой вас ждет наказание Божие за нераскаянность в этих страстях и за то, что вы еще пытаетесь соблазнять души других этим ложным антихристианским учением. Так как следуя этому учению, получается что вам нужен не Бог, а удовлетворение душевного сладострастия, самостно-гордостного духа. И ища его удовлетворения, – вы это называете служением Богу, по причине своей духовной слепоты и самообольщения.
Очнитесь от этого омрачения ума, происходящего от самомнения, высокоумия и духа самоуверенности, а то так и умрете в борьбе за ложное и человекоугодническое смирение, которое угодно дьяволу и слугам антихристовым для погубления душ человеческих.
«Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. Фарисеи по наружности были ближайшими и точнейшими служителями и ревнителями истинного богопочитания, а в сущности совершенно отчуждились от Бога, соделались Его врагами, чадами сатаны (Ин.8:44)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, гл. «Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея»).
О равнодушии, попущении Божием и исполнении заповеди
Аноним: Надо уже смириться, это попущение Божие. И не выступать против власти, когда она кого-то наказывает, отправляя в тюрьмы всех, кто против нее.
о.Серафим: Вы за Бога порешили для чего Он попускает. По-вашему Бог попускает только для того, чтобы мы равнодушно на это взирали. И это вы называете смирением. На самом деле вы тьму называете светом, а страсть добродетелью.
Бог попускает по разным причинам. Бог попускает для того, чтобы мы правильно учились реагировать на эти попущения, – мы должны проявлять верные душевные чувства и внешнюю деятельность, в зависимости от обстоятельств.
В каких-то случаях, когда Бог попускает, мы должны бороться за исполнение заповеди Божией и противостоять тем нечестивцам, которым Бог попустил злодействовать. И противостояние может быть различным, в зависимости от обстоятельств, вплоть до вооруженного противостояния. Так как истинные христиане не исповедуют толстовскую ересь о непротивлении злу силой.
В иных случаях внешнее противление не имеет смысла, так как не пришло еще время.
Бог попускает нечестивцу творить нечестие, но дело христианина не только не соучаствовать в этом нечестии, но и стараться помочь и с внешней и с внутренней стороны тем, кто страдает от этого нечестивца. В этом проявляется сострадательная любовь к людям, и с внешней и с внутренней стороны.
Люди несправедливо страдающие от разбойного правительства – это то же самое как в притче о добром самарянине, человек пострадавший от разбойников (Лук.10:25-37). И тот, кто защищает этих людей и помогает им – делает дело милосердного самарянина.
А тот, кто говорит, что это попущено Богом и потому не надо этому противиться, делает то же самое, что делали фарисеи и законники, по отношению к пострадавшему. Они прошли мимо, проявили равнодушие. – Это немилосердие и жестокость, которые могут прикрываться словами из Св.Писания или Св.Отцов, применяя их не к месту, не к времени.
Бог попускает для того, чтобы мы исполнили заповедь Божию в этом попущении. Но она не обязательно только такова, что не надо никогда противиться злу. В наше время Бог как раз попускает много чего такого, чтобы наше сопротивление этому злу совершилось в большей массе народа. И когда большая масса народа начнет противиться этому злу, то жизнь народа в нравственном отношении может начать меняться к лучшему. А ложное смирение и равнодушие, – которое навязывают народу под предлогом добродетели смирения, – только лишь ухудшает ситуацию в нравственном отношении и делает людей равнодушными к страданиям других, отправляя их во ад, по причине их одержимости этими страстями, которые они воспринимают за добродетели. – Это и есть дух антихристов, которым силы зла пытаются сломить сопротивление этому злу, подготавливая приход антихриста.
О попущении Божием в жизни общества
Попущение Божие находится в зависимости от воли человеческой. – Если воля человеческая идет на поводу ложных понятий и страстей, то вот и происходит Божие попущение, которое дозволяет этому совершаться.
Но если воля человеческая отвергает ложные понятия, отвергает животный страх, ложное смирение и равнодушие, то Бог этому содействует, так как воля человеческая в данном случае движется в согласии с волей Божией.
Чем больше в обществе людей, которые заражены ложными понятиями, животным страхом, ложным смирением и равнодушием, тем больше попущение Божие, тем больше злодеи у власти творят несправедливостей в обществе и уничтожают народ. Тем меньше в обществе гражданского самосознания и здравого рассудка.
Но чем больше в обществе людей свободных от этих ложных понятий, свободных от животного страха, ложного смирения и равнодушия, тем больше этому движению их воль содействует Бог; тем меньше попущение Божие и соответственно злодеи, находящиеся у власти, меньше творят несправедливостей и меньше уничтожают народ. Отсюда, – повышение гражданского самосознания.
И если процент людей, свободных от ложных понятий, ложного смирения и равнодушия, становится большим в обществе, тогда им в этом содействует Бог, и они могут изменить власть в государстве на более лучшую для жизни народа.
Попущение Божие находится в прямой зависимости от направления воль человеческих к злу, к жизни по страстям. Чем больший процент людей в обществе, находящихся в таком состоянии, тем больше попущение Божие. Соответственно, чем меньший процент таких людей в обществе, тем и меньше попущение Божие.
Чтобы в обществе стало больше людей, свободных от ложных понятий, от животного страха, ложного смирения и равнодушия, надо содействовать всему тому, что помогает им становиться такими. Отсюда повысится гражданское самосознание и здравый общественный рассудок; жизнь народа изменится в лучшую сторону, в материальном и душевном благополучии.