О.Серафим: Оскудение и исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями, отсюда неисполнение заповедей Божьих, топтание и сжигание совести, ложное смирение и исчезновение любви к правде и истине, и является причиною победы большевиков, всеобщего отступления под конец времен, и приведения всех к антихристу.
Когда же исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, тогда исчезает исполнение заповедей Божьих, и это неизбежно подменяется обрядоверием, фарисейством (внешней праведностью) и законничеством, которые и являются следствием исчезновения правильно-проходимой внутренней борьбы со страстями. Так в итоге образуется духовное лицемерие, непонимаемое подчас теми, кто пребывает в этом состоянии. Конечный итог всего этого – духовная прелесть.
Вот что об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов, в своих письмах, еще в середине 19-го столетия:
«Времена чем далее тем тяжелее. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущие во Иудеи да бежат в горы» (т.7, «Письма к разным лицам», письмо 50).
«Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно» (там же, письмо 242).
«Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас Св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается» (там же, письмо 203).
«Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный» (там же, письмо 226).
«Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!» (там же, письмо 37).
«Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества» (там же, письмо 224).
«Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке» (там же, письмо 240).
«Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати; в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие» (там же, письмо 76).
«Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это – попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы» (там же, письмо 257).
«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия… Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса» (там же, письмо 245).
«Душевный подвиг почти повсеместно отвергнут; самое понятие о нем потеряно» (там же, письмо 124).
«Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность» (Письма Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875, стр. 22-23).
Итак, причиною революции 1917г. в России, всеобщего отступления под конец времен, и приведения всех к антихристу, является исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями, приводящее к неисполнению заповедей Божьих. И как следствие, — отсюда образуется обрядоверие, фарисейство (внешняя праведность) и законничество, т.е. лицемерие, которое может скрываться под любыми внешними формами.
«Отступление нового Израиля (Новозаветной церкви) от Спасителя к концу времен примет обширное развитие, как предвозвестил Апостол: «Отступление придет прежде», а потом как последствие и плод отступления, «откроется человек беззакония, сын погибели», который дерзнет назвать себя обетованным Мессиею, потребует себе божеского поклонения, и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа. Отступление будет так обширно, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24,12). Это значит: греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей. Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18,8). Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества. «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк.17,26-28)» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.4. Поучение в неделю 13-ю по 50-це).
При кончине мира вера угаснет до крайности, и только кое-где будет мерцать слабый огонек. Вот как пишет об этом свт.Игнатий Брянчанинов: ««Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Это значит: найдет ли Он истинно верующих, доказывающих веру делами, особенно же истинною и действительною молитвою, которой подвиг и основывается на вере, и совершается, постоянно опираясь на вере? Такой оборот, по употреблению его Писанием, равносилен следующему: Сын Божий, пришедши на землю, почти не найдет никого, или найдет весьма-весьма мало таких, которые имели бы истинную веру и зависящее от нее, являющее ее молитвенное преуспеяние» (т. 4, Поуч. в неделю 32-ю).
Характерная черта последних времен, как говорят Святые, – это лицемерие:
«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5).
«Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные; но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой же почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости, без существа дела» (свт.Феофан Затворник, «Толк. на послания ап.Павла», 2Сол.2).
«Убойся лицемерства, во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6. «Отечник», Заключение).
Итак, характерная черта последних времен – это лицемерие. Христос, в свое время, называл лицемерами фарисеев и законников, говоря: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» (Матф.23). Точно такими же лицемерами, по настрою духа, будут и новозаветные фарисеи и законники. И именно из этого духа, общества последних времен, по пророчествам Св.Отцов, выйдет антихрист, в том же духе лицемерия.
Сегодняшнее, современное веяние, обвиняя дореволюционную иерархию, священство и народ в революции, пытаются выйти из этого положения чисто внешним путем, т.е. только через политические и внешние преобразования общества (которые по сути своей в основном утопические). В том числе и призывами к всеобщим покаяниям, которые есть только лишь иллюзия покаяния, так как настрой духа у людей, в личной жизни каждого, остается тот же самый. И при этом опять предлагается, от имени самой каноничной и истинной церкви, то же самое обрядоверие, фарисейство (внешняя праведность) и законничество, которые и довели всю дореволюционную Россию до революции. Это говорит о том, что придут к тем же самым результатам, но только во много-много раз худшим. Если тогда пришли к Ленину и Сталину, то теперь придут к антихристу или каким-нибудь его предтечам, которые будут во много раз хуже Ленина и Сталина. Невозможно построить нормального общества без правильно-проходимой борьбы со страстями, в личной жизни каждого человека, которая и направлена на исполнение заповедей Божьих.
Нормальная власть должна прийти, как следствие изменения духа общества, как следствие правильно-проходимой борьбы со страстями и внутренней духовной жизни, основанной на опытном познании своей немощи, на любви к правде и истине, на истинном смирении перед Богом и отвержении ложного смирения перед властью антихристовой. А это может быть только тогда, когда каждый человек в своей личной жизни начнет этого искать. И в обществе появится большой процент людей, находящихся в таком духе. Но так как этого нет, и толпу народа увлекают через посредство области мечтательности, утопическими идеями светлого будущего, путем внешних преобразований и иллюзий всеобщих покаяний, путем ложного смирения и душевным сладострастием; то остается то, что сказал еще в свое время свт.Игнатий Брянчанинов:
«Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар Божий человекам – удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись» (т.7, «Письма к разным лицам», письмо 256).
«Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самими попущениями Божиими…
Милосердное долготерпение Божие продлевает время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «ибо время сокращенно», и от всякого из нас переход в вечность недалек» (т.7, «Письма к разным лицам», письмо 42).
Итак, когда исчезает правильно-проходимая борьбе со страстями, основанная на опытном познании своей немощи, на истинном смирении перед Богом, соединенном с любовью к правде и истине, тогда исчезает внутренняя духовная жизнь, исполнение заповедей Божьих, и начинается лицемерие, которое может прикрываться любыми христианскими и православными церковными одеждами и терминологией. – Это и есть «видимость благочестия» из которой по пророчествам Святых и должен выйти антихрист.
Эта видимость благочестия будет восприниматься всеми за истинное благочестие, — потому что люди утратили правильные понятия об истинном смирении перед Богом, о любви к правде и истине. Все эти добродетели подменены ложным смирением перед властью антихристовой, и равнодушием по отношению к страдающим от нее, душевным сладострастием, которое воспринимается за любовь, ложью, которая воспринимается за истину. Так происходит потому, что люди ищут дух самоутверждения и душевного сладострастия, не алкают и не жаждают правды Божией.