Аноним: Если человек умирает от поста, то это — самоубийство?
О.Серафим: Если человек постится не по своим силам, но не понимает к чему это может привести, никто ему не объяснил правильных понятий о цели поста; и он боясь греха боится нарушить пост, — то само по себе это не грех. И если от такого поста, телесное здоровье его приходит в расстройство и тело изнемогает; но при этом он не ропщет и не унывает, а благодушествует и благодарит Господа, — то это не грех. Другими словами, если он не входит от этого в страстное состояние и по духу не соединяется с демонами, а напрягается на чувства богоугодные, искореняет страстные чувства и вместо них воспитывает верные душевные чувства, то такому человеку вменится этот пост, как мученичество ради Христа. Но такое явление бывает очень крайне редко.
Обычно бесы, видя душу в таком положении, пользуются моментом, нагоняют ропот, уныние, депрессию. А бороться, находясь в таком изнеможении, человек не умеет и не может: нет сил, нет теплоты сердечной; и это еще более усугубляет уныние, депрессию. И оказывается, что ему такой подвиг не по силам и не ко спасению приводит, а ведет в погибель.
Обычно в таких ситуациях Господь не оставляет без вразумления, посылает для этого людей, пытается вразумить каким-либо образом. Но если такого постника предупредят, всё расскажут, или же если он сам знает, но по духу гордыни, самоуверенности, всё же будет держать непосильный для его тела пост, то постится он не ради Христа, а ради духа самости и гордыни. И если при этом он будет одолеваем унынием или не будет; и так застанет его смерть, — то это вменяется ему, как медленное самоубийство. Может быть кто-то и не будет отдаваться унынию, будет бороться с ним, благодарить Бога; но при этом вменять себе этот подвиг и это благодарение, питая этим свою гордыню, выращивая в себе дух фарисейский. То это все равно медленное самоубийство.
У Господа всё на учете. Совсем по-другому судится тот, кто невольно не доедает, например: находится в концлагере. Невольные, скорбные и тяжелые обстоятельства, в отличие от произвольных подвигов (по свт. Игнатию Брянчанинову), сами по себе чужды самоцена, тщеславия. В таких ситуациях, если человек безропотно несет все эти обстоятельства и благодарит Бога, то Господь помогает ему Своею благодатию и поддержит если надо и тело. А самое главное, — смиряется дух перед Промыслом Божьим, подсекается корень сладострастия. Хотя и в таких ситуациях может примешиваться самоцен, вменение себе; но и с ним — надо бороться.