Аноним: У меня часто возникает какое-то страстное и насильное сомнение в единстве Бога и не знаю откуда это. А бывает твердая уверенность в этом и чувствование этого, т.е. что вот Бог единый, совсем рядом и слышит меня! Как можно утвердиться в вере? Потому, что когда возникает это страстное смущение, то теряется упование, а потом возникает уныние и грех легко побеждает, возникает печаль. Что с этим делать?
О.Серафим: Насильное сомнение, т.е. навязчивый помысел, – это бесы наводят. Здесь нужна просто борьба против этого помысла. Если бы это был помысел, который рождается просто, сам по себе, то его легко было бы отогнать. А так как он навязчивый, — его прогоняют, а он все равно обратно упорно лезет, то это помысел, который насаждается извне, разумным существом, т.е. демоном, бесом.
Вера – естественная способность души. Но по причине грехопадения, к ней приразилась примесь самости. И в итоге вера стала растворена самостью. То есть, вера стала действовать для удовлетворения самости. Отсюда и явилась самоуверенность, что и есть вера, соединенная с самостью и действующая для удовлетворения ее. И таким образом, через грехопадение, все силы души и чувства человек стал употреблять для удовлетворения самости, в том числе и чувство веры.
По жизни все воспитывают в себе греховную привычку, страсть самоуверенности, т.е. веру, соединенную с самостью. Бес же, видя, что мы хотим разорвать сочувствие к этой самости и встать на путь спасения и идти по нему, пытается в нас опять разжечь эту самость, т.е. дух ложной веры, которая есть ни что иное как самоуверенность. По этой причине он и наводит всякие помыслы, которые направляют нашу веру на удовлетворение самости, и таким образом пытается возгреть в нас дух самоуверенности. Чтобы через посредство его, внушать нам неправую веру и направлять ее на удовлетворение самости, т.е. воспитания и возгревания самомнения, духа самости и гордыни. Чтобы, таким образом, вся наша деятельность была основана на духе самости и гордыни, и служила бы для возгревания его. А бесы через посредство этого духа и могут нами управлять, внушая те или иные мысли, которые сродны этому духу.
И таким образом, мы остаемся под властью бесовской и предаем свои души вечной погибели. А вот этого-то как раз бесы и ищут. – Ради того, чтобы отправить наши души в ад, они и стараются возгреть в нас эту самость и поставить чувство веры на служение ей. То есть, чтобы мы возгрели в себе самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. А этот дух и есть для человека ад.
Господь же, со своей стороны, попускает все это делать бесам, по той причине, что в нас живет первородный грех, — эта самость, и воспитанные по жизни страсти. И по причине нашего сочувствия к ним, мы не можем спастись и войти в Царство Небесное. Поэтому Господь и попускает бесам искушать нас, чтобы вытащить из нас первородный грех, страсти. А мы бы, со своей стороны, стали разрывать к ним сочувствие, приходить к истинному покаянию в них.
То есть, если мы не будем сопротивляться самомнению, духу самоуверенности и гордыни, то подпадем под власть бесов и войдем в адское состояние. А если мы будем сопротивляться этому духу, то будем приобретать истинное смирение, смиренномудрие и веру, свободную от самости. И таким образом, войдем в волю Божию, то есть, попадем под власть Бога и спасем свои души, по милости Божией.
Уныние же исходит от гордости, которая желает видеть себя, уже чего-то достигшим, а не грешником. А когда видит себя грешником, то не получая удовлетворения самости, производит уныние. Этим обнаруживается дух самости, который сам хочет приобрести добродетели, без Бога. Это и есть устроение своего спасения на самости, на духе гордыни. Что в сущности есть иллюзия спасения, самообман. Это значит то, что необходимы чувство смирения и чувство упования на милость Божию. Чувство смирения – ощущение себя недостойным грешником, не имеющим ничего доброго. А чувство упования – надежда только на одну милость Божию, в плане своего спасения. – Что я не своими подвигами и добродетелями спасаюсь, а только милостью Божией.
Во всех случаях нашего неверия и надо повергать свою немощь пред Богом, прося у Него помощи, чтобы таким образом очищать нашу веру от примеси духа самости. И разуметь о том, что мы просто противимся бесам, которые пытаются возгреть в нас самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности. Это борьба за чистоту нашей веры, т.е. за очищение ее от примеси духа самости. Так приобретается истинная вера.
Ибо истинная вера – это не просто правильные умовые, рассудочные понятия по догматическим вопросам, знание Символа веры. А это чувство веры свободное от духа самости. Вот когда чувство веры в нас освобождается от самости, по настрою духа, вот тогда-то мы и приобретаем истинную, правую веру. На таковую веру, которую приобретали Святые, и снисходило Божественное откровение. – А отсюда и исходили верные понятия, по каким-либо возникавшим догматическим вопросам, в зависимости от нужды, в жизни Церкви. А эти понятия, в свою очередь, облекались в догматические формулировки. Отсюда и возникали догматы. Так возник и Символ веры. Так и будет храниться истинная вера до скончания века. Такое чувство веры привлекает в душу спасительную благодать, и человек становится членом Церкви Христовой, о которой Господь и сказал, что «на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.16:18).