Аноним: Как учили апостолы относится слуг к своим неверущим хозяевам? Только исполнять свой долг и служить в правде: «Рабы, повинуйтесь господам своим» (Еф.6:5).
о.Серафим: Здесь речь о хозяевах, которые нормально содержали своих слуг и заботились о них. Ибо это в основном и было перед глазами ап.Павла, в тот период времени.
Но здесь нет речи о том, что если хозяева будут просто уничтожать своих слуг, то не надо за них заступаться, так как они получают это за свои грехи. Именно такое понятие вы и проповедуете.
Но вы неверно понимаете подобные изречения Апостолов и трактуете их в сергианском, антихристианском духе, содействуя воспитанию ложного смирения и равнодушия.
Точно так же крепостное право, в начале было нормальным явлением, при условии христианско-нравственного состояния народа и его начальников. Так как помещик должен был заботиться о своих крепостных, предоставляя им все необходимое для жизни, судя по справедливости и милости. И на Руси было много таких помещиков. Но, впоследствии, когда нравственность стала падать, то среди помещиков стали появляться садисты и насильники, которые могли вытворять со своими крестьянами беспредел. И тогда-то и встал вопрос об отмене крепостного права. И в нравственно деградирующем обществе действительно нельзя чтобы было крепостное право или рабство. И поэтому, все-таки царская власть вняла гласу народа и отменила крепостное право. И поступила в согласии с волей Божией, на тот момент времени. Так как в нравственно-разлагающемся обществе усиливаются страсти, а отсюда – насилие, убийства, грабеж и угнетение. И в таком обществе никак не должно быть крепостному праву или рабству.
Поэтому царская власть не равнодушно и смиренно продолжила на это смотреть, а стала отменять крепостное право и в конечном итоге его отменила. И в этом было милосердие по отношению к людям, страдавшим от несправделивости. И это было смирением перед Богом, в данной ситуации и обстоятельствах.
«Бесспорно, крепостное право было длительным и тягостным проявлением, но не следует забывать, что почти половина русского крестьянства совсем не знала крепостного состояния, ибо в момент освобождения (1861) Россия насчитывала 10,5 миллиона крепостных крестьян, 1,5 миллиона дворцовых и удельных и 10 миллионов государственных, т. наз. «казенных» (считая «ревизские души» мужского пола).» (Проф.Иван Ильин, 1947г).
Так же об этом есть здесь.
И слова ап.Павла о подчинении рабов своим господам должно рассматривать в контексте той эпохи и времени, когда они были сказаны. Применение их к иным жизненным обстоятельствам ведет к нарушению заповедей Божиих и воли Божией.
Нельзя по законнически, буквалистически относится к букве евангельского и святоотеческого текста.
Для того, чтобы понять смысл и дух изречения, всегда надо рассматривать в какую эпоху и время, при каких жизненных обстоятельствах это было сказано. Иначе можно неверно понять смысл и дух изречения и начать применять его совсем не к тем жизненным обстоятельствам, в которых это было сказано.
А отсюда уже получается не исполнение воли Божией, а ее нарушение, – следование своему самомнению и своей воле, которые прикрываются изречениями и цитатами из Евангелия и Св.Отцов, применяя их не к месту, не к времени.
Так бесы используют благовидные предлоги из Св.Писания и Св.Отцов, для удобнейшего обмана и обольщения, выдавая это все за волю Божию. В реальности же – бесовщина и дух антихристов.