1. /
  2. Человек
  3. /
  4. О воображении

О воображении

Аноним:  Меня очень волнует вопрос о воображении или представлении чего-либо. Греховно ли это? Например, когда я засыпаю, то стараюсь подумать о смерти, ну представить, как, когда я умру, меня будут хоронить и т.д. Это делаю для того, чтобы поменьше думать о наслаждениях и помнить, что умру когда-нибудь и будет суд и т.д.
Когда я посмотрел тот фильм, про «секрет», то как-то стало плоховато. И теперь у меня вот и возникли вопросы с воображением. Можно ли воображение использовать во благо, во спасение и каким образом? Как относиться к воображению, чтобы не увеличивать самомнение и самость? Греховна ли эта обычная способность?

О.Серафим: Воображение – это естественная способность нашего ума. А все что естественно человеку не может быть само по себе греховным, так как таким его сотворил Бог. А Бог не может сотворить грех. Ибо грех – это и есть непослушание Богу. Грех – это есть все то, что не в согласии с волей Божией.

Господь, по своей Божественной премудрости, вложил в естество человеческое Свою волю. По этой причине первородный грех и исходящие от него страсти, являются неестественными человеку. Так как они действуют не в согласии с волей Божией, не в согласии с нашим естеством, каким сотворил его Бог. И так как страсти являются противоестественными, то по этой причине наше естество мучается от них и не имеет покоя и мира. «Кто делает какой грех, тот  достоин порицания и наказания, потому что это чуждо его природе» (преп.Антоний Великий, Добротолюбие,т.1,гл.36).

И если человек не разорвал своего сочувствия к первородному греху, – через покаяние, сокрушение духа и его смирение перед Промыслом Божиим, – то естество останется неудовлетворенным, и от этого оно будет вечно мучиться и страдать. Такова природа вечных мучений.

По причине грехопадения, дух самости и гордыни, первородный грех примешался и к воображению. И по этой причине воображение, как и все естественные способности и движения, нуждается в очищении от этой примеси греха. То есть, необходимо учиться тому, чтобы не задействовать воображение ради искания удовлетворения самостно-гордостного духа. Ибо грехом и является то, когда человек задействует воображение для удовлетворения духа самости и гордыни, первородного греха.

Вот почему Св.Отцы и говорят о том, чтобы не увлекаться своим воображением. Так как оно очень сильно впечатляет человека, и через посредство него он может возгреть в себе самостно-гордостный дух, и зайти в состояние духовной прелести.

А когда новоначальные, – не придя к опытному ощущению и познанию своей немощи, и не приобретши истинного смирения, – увлекаются своим воображением, то бесы (да и сами новоначальные),  через посредство его, будут приводить все то, что содействует возгреванию самомнения, духа самости и гордыни, духа самоутверждения. Это путь – к самообольщению и духовной прелести.

Вот почему Св.Отцы советуют признавать себя недостойным никаких видений, не доверяя в этом своему воображению. Ибо это ведет к смиренномудрию и смирению, в отношении этих вопросов.

Но эта естественная способность ума, воображение, задействуется каждым человеком в повседневной жизни, и ее никуда не выкинешь, так как это наша природа. А от действий природы – никто, никуда, деться не может. Мы должны бороться не с самими проявлениями нашей природы, а с не правильными ее движениями, с неправильной направленностью и окраской, с неправильным ее применением, то есть со страстями, первородным грехом. Чтобы таким образом учиться направлять проявления нашей природы не по духу самости и гордыни, а в противность ему, то есть по воле Божией. В этом и заключается суть всей аскетики. От этого и зависит удовлетворение нашей совести и приобретение чистоты чувств.

А так же об этом (о воображении), обязательно прослушай: 23(v).

Оставьте комментарий