Либералы по отношению к МП, которые защищают ее благодатность, ссылаются на то, что РПЦЗ в прошлом не говорила о безблагодатности МП. Но это совершенно неправильная постановка вопроса. Необходимо выяснить общие понятия и основываться на них.
Каждому периоду жизни Церкви на земле соответствуют те искушения, перед лицом которых оказывается Церковь, в отношении которых Ей и надлежит высказывать свое мнение, изрекать Истину. К примеру, когда было искушение арианской ересью, тогда не было искушения иконоборчеством; или когда было искушение иконоборчеством, тогда не было искушения сергианством. И соответственно, перед лицом какого искушения Церковь оказывается, в тот или иной период времени, в отношении того искушения Она и высказывается. Но требовать того, чтобы Церковь один раз и навсегда высказала свое мнение в отношении искушений всего периода жизни Церкви: разобрала и опровергла бы все эти искушения, однажды, — это неправильно, неверно. Вот что по этому поводу говорит преп.Варсонофий Великий: «Почему Бог не открыл всем духовного смысла Писания, чтобы люди не получали вреда, но предоставил Святым, бывшим в различные времена, труд изъяснить нужное? … Но как Господь явил нам путь жизни через Пророков и Апостолов, хотя каждый из них говорил частно, и Бог не вещал исключительно через одного из них, а оставленное одним, по воле Божией, сказано другим; так творил Бог и со Святыми, после них бывшими: о чем одни говорят сомнительно, то истолковывают следующие за ними, чтобы Бог всегда прославлялся через Святых Своих. Ибо Он есть Бог первых и последних»(вопрос 611).
Пока Московская Патриархия находилась за «железным занавесом», в РПЦЗ не ставился остро «в лоб» вопрос о благодатности МП, не было в этом нужды. Так как МП находилась за «железным занавесом», то и близкого противостояния, в одном городе или селе, еще не было. А значит, и не было в этом нужды. Ибо для РПЦЗ того периода времени решение вопроса состояло лишь в непризнании Советской, Коммунистической власти и свидетельство для всего мира, что эта власть по духу антихристова. И на основании всего этого объединение всей эмиграции в РПЦЗ. По этой причине мы и встречаем противоречивые высказывания.
Но Церковь Катакомбная, находившаяся на территории России «лоб в лоб» с МП, — решала этот вопрос, — ибо для нее этот вопрос стоял остро, ребром, — и решила: новомученики и исповедники говорили, что в Московской Патриархии — нет Благодати Таинств, это церковь антихриста. Таков суд был произносим ими, над общим курсом МП. Для нас вполне достаточно знать то, — как веровали истинные новомученики; и самим держаться такой же веры. Мы веруем и держимся за то, за что пострадали новомученики и исповедники Российские. Они являются тем последним звеном в золотой цепи Св.Отцов, которая соединяет нас с Церковью. Если отбросим это звено, порвем золотую цепь и отпадем от Церкви.
Если спросят: как вы веруете? Мы скажем: мы веруем так, как веровали новосвященномученики: Петр, митр.Крутицкий, Кирилл, митр.Казанский, Иосиф, митр.Петроградский, Дамаскин, еп.Глуховский, Виктор, еп.Глазовский, Феодор /Поздеевский/, архиеп.Волоколамский, Павел /Кратиров/, еп.Старобельский, вик.Харьковский, Максим еп.Серпуховский, Димитрий еп.Гдовский, новомуч.Михаил /Новоселов/и мн. др., — вот такого исповедания веры мы держимся и стараемся не отпасть. – Мы веруем так, как веровали новомученики, пострадавшие за непризнание митр.Сергия /Страгородского/ и его декларации 1927г. Это те новомученики, которые выступили в свой период времени против нового искушения в истории Церкви – сергианства; или как они его называли — новообновленчество, ересь антихристова.
Только та церковная организация (начиная с малой общины(Матф.18:20)) принадлежит к Церкви, которая, в общем своем курсе и направлении, идет путем внешнего выражения Истины, по отношению к тем искушениям, перед лицом которых она оказывается. И только о такой церковной организации можно сказать, что она есть Церковь, и что Таинства в ней совершаемые – действительны и благодатны.
Церковные организации, у которых общий курс и направление попирает и топчет Истину, – не являются Церковью; и совершаемые ими таинства – недействительны и безблагодатны.
Здесь можно принадлежность церковной организации к Церкви, сравнить с человеком пытающемся спасаться. То есть, если человек правильно проходит свою внутреннюю духовную жизнь, то его общее душевное расположение верное, т.е. он идет путем Истины. А грехи немощи, в которые он падает, не меняют его общего расположения – путь как был истинным, так и остается, ибо он падает и тут же встает. А если общее душевное расположение человека не верное, то грехи немощи уже не имеют никакого значения, так как он идет путем лжи.
Так и церковная организация, если общий путь и направленность ее верные, то она идет путем Истины, и отдельные канонические нарушения, дисциплинарные, нравственные, не имеют значения, так как они не изменяют общего курса данной церковной организации. То есть она идет путем Истины и ведет людей к спасению. Но если общий путь и направление церковной организации неверные, то отдельные канонические, дисциплинарные или нравственные нарушения уже не имеют никакого значения, т.к. она идет путем лжи и ведет всех к погибели.
Московская Патриархия, в своем общем пути и направлении, встала на ложный путь, на путь погибели. Это и засвидетельствовали новомученики, непризнавши МП. И те церковные организации, которые признают действительность и благодатность таинств МП, тем самым признают ее общий курс и направление верным. – Это получается дезориентация и направление «малых сих» на путь лжи, по причине утраты духовного чутья и ощущения Истины. То есть, путь лжи – провозглашается как путь Истины.
Ибо одно дело, произнести суд над неправильным общим курсом и направлением церковной организации, исповедовавши, что он ложный. – Это есть правое исповедание веры. А другое дело, произносить суд над конечной участью отдельного какого-либо человека находящегося в этой лже-церкви. Можно сказать только о том, что кто пойдет в личной жизни этим общим ложным путем, этой лже-церкви, тот погибнет. Но может кто-то и свернет с этого ложного пути, в личной жизни, и может принести покаяние благоразумного разбойника. Ибо это не закрыто ни для кого, в том числе и для язычников. Мы этого не знаем, и потому не можем произнести окончательно-утвердительного суда над какою-либо отдельною личностью. Это оставляется на суд Божий.
Суть обновленчества же состояла не в отмене каких-то канонов или обрядовых сторон, ибо многие изменения намечались еще до революции, и на Поместном соборе 1917-18гг.. В этом и состоит великий обман МП, что она в среду всего народа внесла неправильное понятие о том, что такое обновленчество. И таким образом, направила всех на борьбу, как бы, против обновленчества, — за обряды, внешнюю традицию, какую-то часть канонов. В этом и стало заключаться православие. Таким образом произошла догматизация обряда, канонов и правил. Это есть ни что иное, как новое старообрядчество, возрождение церкви новозаветных фарисеев и законников, о которых сказали Св.Отцы, что они приведут весь мир к антихристу. По этой причине в МП сплошь и рядом все держится на обрядоверии, фарисействе и законничестве, а отсюда начинается магия, и в конечном итоге жидовство в православной обертке.
А Христос сказал, что такое есть христианство, православие: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь »(Иоан.6:63). Свт.Игнатий Брянчанинов пишет: « Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною. Где нет Духа, там нет православия » ( В неделю Торжества православия ) . Современное искушение для всех православных – это подмена православия обрядоверием, фарисейство и законничеством. А когда все будут в таком духе воспитаны, тогда очень легко, со временем, изменить чисто умовые понятия, вначале на иудео-христианские, а потом и на чисто иудаистические, потому что дух-то один: дух обрядоверия, фарисейства и законничества.
Что же такое обновленчество, в чем его суть?
1). Обновленчество – это вхождение в тесное сотрудничество с властью по духу антихристовой. «Какой грех совершил митр. Сергий?- Грех обновленческий, с которым Церковь так боролась. В чем состоял этот грех? — В соглашении с большевицкой властью, которая имеет цель (открыто исповедуемую ею) — уничтожить религию. Грех этот, таким образом, состоит в измене своим собственным целям, своей сущности, своему призванию, как религии, как Церкви, грех против себя самого, как блуд — против собственного тела. Соглашение Христовой Церкви с безбожной властью — факт, глубоко, по существу, безнравственный»(протопресв.Михаил Польский).
2).В чем его суть? – «Сущность обновленчества лежит в его беспринципности духовной. Еще Святейший Патриарх Тихон писал в одном из своих посланий, что у обновленцев нет нравственного критерия, т. е. внимания к голосу совести » (Письма катак. еп. п.4).
3).Каково вероисповедание обновленчества? — « Оно не мудро и не глубоко и часто выражается в двух словах: «что прикажете»» (Письма катак. еп. п.4). – Обращение к власти по духу антихристовой.
4). Каковы его планы? — « В теперешних планах врагов церковных, обновленцы будут использованы уже не в качестве церковных революционеров, а как самые строгие православные священнослужители , отрастившие себе бороды и совершающие «стройные чинопоследования». Мы должны знать, что обновленцы как угодно могут менять свой внешний вид. Они вообще, как и их хозяева, демоны, любят очень маскарад» (Письма катак. еп. п.4).
Итак, по определению Патриарха Тихона обновленцы – это те, у кого отсутствует нравственный критерий, т.е. внимание к голосу совести.
Но скажут, что в тот период времени были многие, которые пострадали и в среде сергиан. Они же тоже, мол, новомученики? В этом и беда, что канонизировавши этих новомучеников МП, и признавшая это РПЦЗ(Л), канонизировали вместе с этим и путь сергианства, путь лжи и компромисса со злом. – Это самое страшное, что сделала МП. Она теперь всех дезориентировала, направивши по пути лжи: направивши на подвиг «святости» во лжи, в компромиссе со злом. Предвижу следующий вопрос: А как же эти новомученики-сергианцы? Их нельзя причислять к лику новомучеников — они оставлены на суд Божий, ибо Он один знает тайное сердец человеческих. Пусть на этот вопрос ответит вам один из исповедников того времени, который сам прошел Соловки, тюрьмы и лагеря. Это протопресвитер Михаил Польский. Вот его ответ:
«Что же представляет собою мученичество этого периода? Митрополит Сергий отнял у себя и у своих последователей исповедничество правды Божией. Представители церкви — кто страдали, но в процессе личного, лояльного уже, сотрудничества с врагами Церкви; кто даже и при добром желании и способности чисто и свято послужить Церкви Божией, лишались мужества; кто и добре страдали, но в условиях, когда вопреки велениям Евангелия и своим совести и долгу, пошли на соглашение и подчинились водительству «под чужое ярмо с неверными» своей падшей церковной власти. « Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? » (1Петр. 2, 20). — Какая похвала тем многим, которые в декларации митр. Сергия готовы были видеть новую зарю жизни Церкви, оправдывая ее, вводя в заблуждение людей нелепым и несбыточным миражем грядущей свободы церковной и восхваляя премудрость этого акта? Возлагать же всю ответственность за этот акт на плечи вождей нельзя, ибо каждый христианин, имея свободную волю, сам несет ответственность за свои поступки.
И вот страдания при таком компромиссе и жертве правдою только доказали всю бесполезность и вредоносность этого пути и правду прямого пути исповедничества, которого эти страдальцы себя лишили, от которого отказались. Не то же ли самое они получили, от чего первоначально хотели уклониться лукавым соблазном свободы своих слепых вождей, — только без венцов? Взирая на исповедников, им оставалось оценивать всю духовную красоту их подвига.
То были мученики действительно достойные этого звания, то были исповедники правды Божией, согласно Евангельской заповеди и примеров церковной истории: те, кто умучены до контакта с безбожниками, кто противостояли этому контакту, за что и пострадали, равно, как и те, кто остались «там» вне этого контакта по сей день.
Могут ли к ним, на равных основаниях, быть причислены соглашатели, пострадавшие в компромиссе с безбожниками? Последние сами должны сказать первым со слезами: «вы правы, вы — мученики Христовы, достойные этой славы, а мы — жертвы своего заблуждения, и Господь да простит нам грехи наши, за претерпеваемые нами скорби»» (о.Михаил Польский, «Новые мученики Российские», т.2, «О Правде Христовой» ).
И только с открытием «железного занавеса» РПЦЗ столкнулась «лоб в лоб» с МП. И тогда-то для нее и встал вопрос о благодатности МП. Вот теперь-то этот вопрос стал острым. Это стало искушением, этого периода времени, для РПЦЗ. То есть этот вопрос и решение его стало насущным, без решения которого двигаться в духовной жизни дальше стало невозможным. И от РПЦЗ стало требоваться решение этого вопроса. И по этой причине те, кто ссылаются на чьи-либо высказывания того периода времени, в отношении благодатности МП, поступают совершенно неверно. Ибо тот и этот период времени совершенно различные. И искушения для РПЦЗ того и этого периода времени, соответственно, совершенно различные. РПЦЗ нужно было просто примкнуть к исповеданию новомучеников, Катакомбной Церкви, а они стали его решать, но только в обратную сторону. Почему? – Потому что в их среде, в связи с оскудением духовной жизни, явилось множество людей и почти весь епископат (ушедший в РПЦЗЛ), которые стали по духу обновленцы, т.е. лишились через сжигание и топтание своей совести, в повседневной жизни, главного, по слову Патриарха Тихона, нравственного критерия, т.е. внимания к голосу совести. Поэтому, и пошли на компромиссы со злом. Потому что, в повседневной жизни, привыкли уже так поступать. – То есть, по навыку, по привычке.
Так каждому периоду жизни Церкви на земле соответствуют те искушения, перед лицом которых оказывается Церковь, в отношении которых Ей и надлежит высказывать свое мнение, решать насущные (в данный период времени) для спасения души вопросы. Ибо от решения этих вопросов зависит: сохранится ли данная церковная организация, община или один человек в Церкви или отпадет от Нее.
Ибо Христос основал свою Церковь на правом чувстве веры, соединенном с чувством сокрушенным и смиренным перед Богом. — С правым чувством веры соединяется спасительная благодать, и образуется Церковь, — человек становится членом Церкви, мистического Тела Христова. Отсюда исходит правое исповедании веры, необходимость в котором является по причине искушений, перед лицом которых оказывается Церковь, в тот или иной период времени жизни Ее на земле. И от принятия или не принятия этого исповедания зависит спасение или погибель душ человеческих. Тогда такое исповедание, по отношению к искушению нечестием, становится насущным и необходимым для спасения.
А сейчас уже стало недостаточно исповедания по отношению к сергианству и экуменизму, ибо жизнь ушла далеко вперед. Теперь, по причине всеобщего оскудения и исчезновения правильной внутренней духовной жизни, встало новое искушение – это искушение фарисейством и законничеством. Теперь под названием ИПЦ могут скрываться фарисеи, обрядоверы и законники, имеющие только лишь внешнюю оболочку и не имеющие истинной жизни в духе Христовом.
«Спасаясь, спасай свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это — великий и редкий в наше время дар Божий» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.6.«Отечник»,Заключение).