Оглавление:
Отличие человека от животного. Вопрос вегетарианца о вкушении мяса
Убийство животных
Главное отличие животного от человека. О причинах разумности в действиях животных и окружающего нас мира
О сути индуизма, буддизма и христианства, православия
Отличие человека от животного. Вопрос вегетарианца о вкушении мяса
Аноним: Кстати, с православной точки зрения убийство животных как трактуется (и ко всему прочему есть ли у них душа?).
О.Серафим: Животное не имеет души разумной, т.е.дух. Оно имеет только лишь душу животную. Человек отличается от животного тем, что он имеет душу разумную, т.е. дух. Животное – двух-составное: тело и душа животная. А человек трех-составен: тело, душа животная и дух (душа разумная). Этим отличается человек от животного. Поэтому и человека убивать грех, а скотину, к примеру свинью, нет. Поэтому, церковь, и в ветхом и новом заветах, всегда благословляла вкушение мяса.
Грех только в том, когда животных убивают просто так, бессмысленно, ради прихоти или по жестокости, когда издеваются над ними.
Аноним: Ваше объяснение можно проинтерпретировать как объяснение церкви для толпы, чтобы не испытывал простой человек неких угрызений совести за то, что любит есть другой биологический организм.
О.Серафим: Я вам привел чисто богословское понятие. А так, еще в Ветхом Завете, до рождества Христова, Бог Сам засвидетельствовал это: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт.9:1-4, Библия). Для верующих достаточно и одного этого свидетельства Самого Бога.
А в Новом Завете, в первом веке, по рождестве Христовом, то же самое было подтверждено св.Апостолами: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин» (пр.51, Апостольские правила). Это было сказано по отношению к тем еретикам, которые почитали мясо, вино и брак нечистыми, оскверняющими человека греховной скверной. Церковь, во весь период времени, только лишь повторяла эти свидетельства. И для верующих этого было вполне достаточно, так как это были свидетельства Самого Бога и св.Апостолов.
Аноним: Правила поедания мяса невесть, зачем, невесть кем, написанные. Не думаю, что эти слова могут служить оправданием убийства животных (если вообще ставить вопрос об оправдании). Человек же, убивающий животных, с любой целью все равно совершает зло. В ветхозаветное время нравы были куда более варварские, чем сейчас, они, похоже, даже и не понимали, что можно по-другому мыслить. Далеко ходить не надо – даже сейчас некоторые полагают, что весь мир создан для удовлетворения их потребностей. Неправильная точка зрения.
О.Серафим: Человек срывает в лесу грибы, ягоды, и т.п. Пользуется всеразличными травами для лечения болезней. И все это человек делает для своих потребностей. И много чего, тому подобного, человек делает для своих потребностей. Но это не значит, что все это есть зло.
Зло есть то, что в несогласии с волей Божией. Ибо не сам по себе человек, в отрыве от Бога, является критерием добра и зла. А Бог есть источник всякого добра и Истины. А человеку Он дал совесть, которая есть как бы некий отблеск Божества в человеке. Она и является для человека нравственным критерием в определении добра и зла. Ибо в совести выражается воля Божия. Но только необходимо ее очистить от духа самости и гордыни, от первородного греха, и научиться различать в себе ее голос. Ибо кто-то из людей затаптывает в себе свою совесть и всячески пытается заглушить в себе ее голос. А кто-то принимает лукавую совесть за голос совести. А лукавая совесть – это действие той или иной страсти, пытающейся подменить голос совести. Кого-то это устраивает, а кого-то и нет.
А кто-то слушает голос своей совести, стараясь очистить ее от всяких страстных наслоений, которые пытаются заглушить ее, в личной жизни человека. И таким образом, совесть начинает говорить в человеке все явственнее и сильнее.
А так же, для напоминания людям, на уровне умовом, рассудочном, критерием в определении добра и зла являются заповеди Божии, христианская нравственность.
Можно точно так же сказать, что правила о том, что мясо скотины, птицы и рыбы есть грех, выдуманы невесть кем-то. Скажите, а по вашим верованиям, рыбу тоже есть грех? Ведь это тоже биологические организмы. А так же, что является биологическими организмами, которые употреблять в пищу грех? А то некоторые язычники, к примеру, считают, что в растениях тоже есть душа. И тогда, может быть, их тоже можно отнести к биологическим организмам, которые употреблять грех. То есть, что является критерием определения биологических организмов, которые употреблять в пищу грех, в согласии с вашими верованиями? Ведь все растения, пока растут, имеют в себе жизнь, а когда они срываются, то жизнь в них увядает.
Убивать комара, муху, таракана или вошь – тоже по вашим понятиям получается грех. Ведь это биологические организмы. Хотя непосредственно в жизни, вы все это делаете без проблем.
Если у вас или у кого-то из ваших близких заведутся вши или вопьется в тело клещ, то вы не вздумайте их убивать; или если мыши и крысы будут портить и поедать ваши продукты, то вы не вздумайте их убивать; так как это биологические организмы, которые по вашим понятиям нельзя убивать. 🙂
Все эти возмущения на тему, что нельзя убивать животных, для употребления в пищу, есть ни что иное как фарисейская, лицемерная праведность, которая хочет исправить закон Бога, по своему усмотрению.
Хотя эти лицемерные фарисеи, в своей личной жизни, у себя дома, без проблем убивают мух, тараканов, вшей, мышей или крыс; идя по земле, наступают на всяких маленьких насекомых и таким образом убивают их. Но как только заходит разговор об убийстве животных, для употребления в пищу, они тут же начинают разглагольствовать о том, что животных, биологические организмы убивать грех. Лицемерие, да и только.
Нельзя издеваться над животными, обращаться с ними по-садистски, убивать без надобности, ради потехи и прихоти. Но для вкушения в пищу и нужд жизни человеческой животных убивать не грех. Так как Сам Бог благословил это: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (Быт.9:1-4, Библия).
Убийство животных
Аноним: Однако, проблема еще и в том, что как мне подсказывает внутренний голос, человек должен убивая чувствовать какую-то сострадательную любовь к этим животным, и осознавать что он это делает для более высокой цели, спасти себя, свою семью или кого-то там еще, на текущий момент времени от голода, и что Бог узаконил все это только ради того чтобы ты имел возможность живя дальше именно спасать свою душу, бороться со своими страстями, т.е. все как вы это постоянно говорите.. Т.е. понимал какой ценой, ему дается дальнейшая возможность жить, и от этого стремиться жить более чисто душей и как следствие делами…
Но у нас то все не так.. У нас есть скотобойни, где бездушной автоматикой убивают животных. Люди, которые там работают, как известно получают подсознательную психологическую травму. Мне кажется вряд ли они сами себе объясняют свой род деятельности, как богоугодное дело. Скорее там стакан налил, «глаза закрыл», и снова на работу.
Понимая это, я когда мясо беру обычно прокручиваю в голове что я убийца, что это животное убили именно для меня.
О.Серафим: Убийство человека и животного – это не одно и то же. Убийство животного – это не грех. А убийство человека – это грех. Грехом убийство животного становится только тогда, когда человек издевается над ним, ведет себя как садист, или убивает просто так, без нужды.
Поэтому убийство животного для употребления в пищу не является грехом. И потому нет никакого смысла испытывать угрызения совести за убийство свиньи, которую человек выращивал для того, чтобы забить ее на мясо.
Если человек чувствует себя убийцей, забивая животного на мясо, то это ложные угрызения, которые исходят из неверного понятия о грехе. Так как, если человек считает это грехом, тогда он должен раскаяться в нем и больше так не делать. Но если Бог Сам разрешил человеку убивать животных для употребления их в пищу, то это является свидетельством Бога о том, что это не есть грех. И раскаиваться в этом не должно. Ибо грех – это нарушение воли Божией. А в убийстве животного для употребления в пищу нет нарушения воли Божией, а значит, – нет и греха. Раскаиваться же должно только в том, когда человек делает это по садистски, мучая животное, ища наслаждения от самих по себе мучений животного и убийства его, или убивает просто так, от нечего делать.
Вот одно из первых убийств животных, для принесения в жертву Богу: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:4).
Вот повеление Бога об употреблении в пищу животных, соответственно и убийства их: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле» (Лев.11:1,2).
А вот одно из убийств животных, для принесения в жертву, угодную Богу: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» (Быт.8:20).
А вот повеление Бога об убийстве годовалого ягненка, для совершении первой Пасхи: «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,.. пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх.12:1-11). – Этот агнец (ягненок, годовалая овечка), принесенный в жертву, убитый, испеченный и съеденный, явился прообразом Господа Иисуса Христа, Спасителя, распятого на кресте. – Как приносят непорочного и кроткого агнца в жертву и заколают его, так точно и кроткий Господь наш Иисус Христос, не имеющий скверны греха, будет принесен в жертву за грехи всего мира, будучи распят на кресте. Горькие травы обозначают скорбь, страдание Христа, по человеческому естеству, которые Он перенес, принесши Себя в жертву за грехи всего мира.
Все эти повеления Бога об убийстве животных являются свидетельствами воли Божией о том, что это не есть грех, само по себе, – когда это делалось без всяких мучений и издевательств над животными, для принесения их в жертву Богу или употребления в пищу. Ибо воля Бога, – Который есть Творец и Создатель всего мира, в том числе и животных, и птиц, и рыб, – и определяет, что есть грех, а что не есть грех.
Главное отличие животного от человека. О причинах разумности в действиях животных и окружающего нас мира
Аноним: В чем смысл животных? Они гибнут от людей,но у них тоже есть души,они умеют плакать, любить, спасать людей.
О.Серафим: У человека есть тело+душа животная+душа разумная (дух). А у животных есть тело+душа животная, но у них нет души разумной. В этом отличие человека от животных.
Душа разумная — природы духа. Поэтому она бессмертна.
А тело и душа животная — материальны. Поэтому они смертны.
Животные созданы Богом для человека, чтобы облегчать, украшать и дополнять жизнь человека. Они живут только на земле, и когда они умирают, то распадаются на составные части материи и дальше для них жизни нет.
Человек когда умирает, то тело и душа животная у него тоже распадаются на составные части материи, из которой сотворены, как и у животных. Но душа разумная (она и есть сам человек), будучи природы духа, не умирает, а продолжает свою жизнь за гробом, в вечности, так как она бессмертна. И в зависимости от ее нравственного состояния, душа в вечности: или пребывает в общении с Богом, — отсюда ее блаженство; или не находится в общении с Богом, — отсюда ее страдание от тех грехов и страстей, которые она воспитала в своей жизни и последовала им.
Привязанность души разумной к своим страстям и нежелание разорвать с ними и приносит ей страдания и мучения.
Аноним: У вас на сайте есть некоторые материалы про животных, которые проявили незаурядные качества преданности. Собака в Японии после наводнения, кошка в Америке, которая спасала из пожара котят. Как к ним относиться, как к обычным животным? Это просто инстинкт у них такой, или проявление чего-то большего с вашей точки зрения?
О.Серафим: Животное не имеет души разумной, как у человека. У любого животного есть только душа животная, которая материальна по своей природе; и когда животное умирает, то она распадется, как любая материя на составные части, те или иные энергии, исчезая в небытии.
Душа животная не имеет сознания и разума. Так как сознание и разум есть только у души разумной, которая по природе есть дух. Дух же по своей природе прост и не состоит из составных частей. Поэтому не умирает, а живет вечно.
Эта душа разумная или же дух (что и есть одно и то же), есть у человека и ангелов. У человека есть так же, как и у животных, душа животная. Поэтому физической, материальной смерти подвергается только тело и душа животная. А дух (душа разумная) не подвержен материальной смерти, так как у него природа не материальная, а природа духа. Поэтому-то он продолжает свою жизнь вне тела, в зависимости от того, в каком настрое духа он перешел в жизнь загробную, вечную, попадая в ад или Рай.
У души животной есть две силы, – это сила ревности (гнева, раздражительная) и сила усладительная или похотная. Взаимодействие этих двух сил животной души и есть проявление тех или иных инстинктов, у животных, и тех действий, которые походят на разумные. Но в этой разумности виден не разум этих животных, а разум их Творца и Создателя, Бога; Который и вложил в проявления животной души, некую видимую для нас разумность. Это дано Творцом, Богом, для того, чтобы неразумные животные, не имеющие разума и сознания, своими разумными действиями, – которые они не осознают и не понимают, – учили нас нравственным поступкам. Именно к нравственности и призывает нас Бог, через посредство окружающей нас природы и животных, чтобы мы, воспитывая эти нравственные качества в себе, пришли к блаженной вечности, в общении с Богом. Ибо мы имеем душу разумную, которая, будучи природы духа, бессмертна по своей природе.
Бог, который и есть Творец и Создатель, Высший Разум, по своей милости, в окружающий нас мир, в том числе и в неразумных животных, вложил Свои призывы для людей к нравственности, к исканию добродетели. Указывая этим самым, что если неразумные животные или природа, не имеющие души, проявляют себя так нравственно, то тем более ты человек, имеющий душу разумную, должен поступать еще более нравственнее. В этом проявляется забота Творца, Бога о спасении разумного существа, человека:
«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20).
«Невидим Бог Сам в Себе, но Он ясно видится умом, при размышлении о тварях, откуда они, как устроились и явились в таком дивном порядке. То же подтверждает Пророк: небеса поведают славу Божию (Пс. 18, 1) (см.: святой Златоуст). «Тварь и совершающееся в твари, смена годовых времен, перемена в продолжительности дней, преемство дня и ночи, порождение облаков, веяние ветров, плодоносие растений и семян, и все иное сему подобное, дают нам ясно разуметь, что Бог есть Творец всего и что Он премудро управляет кормилом твари. Ибо, сотворив все по единой благости Своей, никогда сотворенное Им не оставляет без попечения» (блаженный Феодорит).
В Боге все невидимо — и Божеское естество Его, и Божественные свойства Его, как они есть, не для нас только, но и для высших духов. — Самые действия Божии невидимы. Если бы был ты в минуту творения мира и смотрел, как все происходит, то видел бы только, что тварь за тварию являются на сцену бытия, образа же появления сего не мог бы видеть. Пророк говорит: «сказал и стало так». Но это «сказал» — не слышно для слуха чьего-либо, это — внутреннее определение воли Божией всемогущей о бытии твари; тварь и являлась. Явление сие видел бы ты, а само определение Божие не видел бы и не слышал. И теперь Бог, создавший мир, держит его силою Своею, и он стоит. Что стоит, видим, а вседержительная сила Божия невидима для глаза.
Но для глаза все это невидимо; для ума же не может быть невидимо, пока он не обезумел. След бытия Своего, Своих Божественных свойств и присносущной силы Своей отпечатлел Бог ясно на творении Своем. Не закрывай только очей ума и не скашивай их, и будешь видеть. Как на снегу оставленный след ясно показывает, кто проходил, человек или зверь; так ясно отпечатлен след Божий на творении, общий ли сделаешь ему обзор или вникнешь в каждую тварь особо.
Отдались мысленно от нашей солнечной системы и смотри, как махают вокруг солнца эти огромные тела, то поодиночке, то со спутниками, бегущими вокруг них; смотри далее, как само солнце имеет свое движение, — не вокруг ли это своего солнца? и не в сообществе ли со многими подобными себе солнцами? Смотри, не имеет ли и это общее их солнце само своего же солнца, вокруг которого движется в сонме подобных себе солнцев? и так далее, — пока наконец досмотришься, если только досмотришься, — до единого общего всем центрального солнца. Стань потом, обозри все это зараз, пробегши мысленно с востока на запад, с севера на юг, с высшей точки до низшей, и увидишь на этом необъятном пространстве, которого пределов и мысль определить не может, хотя они есть, неисчетные множеством тела, которые, составя хоры, движутся в разнообразных направлениях, одни вокруг других, пересекая свои пути, то отвесно, то под углом, идя то рядом, то поперек, то напротив одно другому и, однако ж, не мешая друг другу и не возмущая взаимно путей, а двигаясь в стройных сочетаниях и соотношениях. Увидев все это, можешь ли удержаться, чтобы не воззвать с Пророком: «Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (ср.: Пс. 138, 14)? — И Ангелы не могли удержаться от хвалебных восклицаний Творцу всяческих, когда в первый раз пущена была в ход эта огромнейшая, многосложнейшая, премудро устроенная, неподвижно стоящая и живо движущаяся в себе машина, как Сам Бог засвидетельствовал о них, говоря у Иова: когда сотворены были звезды, восхвалили Меня гласом великим Ангелы Мои (ср.: Иов. 38, 7). Подавляющее впечатление вынес из подобного созерцания и святой пророк Давид, исповедав: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (ср.: Пс. 8, 2, 4-5).
После этого слабого начертания всякий может понять, каким образом ум, помышляя о творениях, не может не узреть присносущной силы Божией так же ясно, как ясно видит кто телесными глазами вещь, пред ним находящуюся. Первое впечатление от созерцания мира есть неотразимое сознание и исповедание беспредельного всемогущества Божия, по которому Он столь необъятный мир создал единым словом, и держит его единым хотением Своим, и единым мановением воли Своей ведет его к предназначенному концу.
Вникни в творения по частям, и увидишь ясно отпечатленными всюду непостижимую премудрость Божию и благость беспредельную, то, что Апостол означает словом: Божество. Прямее этим означается вся совокупность свойств Божества, но из них очевиднее для нас премудрость и благость: премудрость в устроении всякого существа, благость в окружении его всем потребным для благобытия. И нет человека, который бы этого не видал и не исповедовал. Возьми снежинку, возьми цветок, возьми крыло насекомого, возьми глаз — и стань разбирать, как все это устроено, и не надивишься премудрости сего устроения. Посмотри далее: былинка травная прикреплена к земле и двигаться не может, но она находит нужное себе корнем в земле и листьями в воздухе и живет; маленькое насекомое на листе рождается, на листе и умирает, но тут же оно находит и все потребное для своей жизни; животные рождаются слабыми детенышами, но матерям их вложена неотразимая забота о них, не дающая им покоя, пока не воспитают детей. Кто окружил твари такою попечительностию? А о человеке, как много встречает он неведомо откуда исходящей попечительности о себе, что и говорить? Все это и подобное не есть ли ясное зерцало беспредельной благости Божией?» (свт.Феофан Затворник, Толкование к Римлянам 1:20).
Итак, Бог, сотворивши весь видимый и невидимый мир, неразумную природу и неразумных животных, вложил некую разумность в их существование, действия и поступки, которые проявляются, будучи неосознаваемые ими; так как они не имеют сознания и разума, по той причине, что у них нет души разумной (духа). Ибо только то, что имеет природу духа может иметь разум, сознание, разумно-свободную самостоятельность. Это душа разумная (дух) у человека, и дух у ангелов, который точно так же имеет природу духа.
А все материальное, к чему относится и душа животная у животных, не может иметь разума и сознания. Но может иметь проявления разумности в своих действиях и поступках, сама того не осознавая, которая вложена Богом, при сотворении, для научения разумного существа, человека, нравственности данной от Бога. К этому же призывает человека и совесть, вложенная в душу разумную человека Богом. Во всем этом видится забота Творца, Бога, о разумном существе, человеке, о спасении его души разумной, бессмертной. Чтобы она, таким путем, пришла к блаженной вечности в Раю, а не к вечным мукам в аду, которые будут происходить от угрызений совести и неудовлетворяемых страстей, от нераскаянности и душевного ожесточения. Эти муки будут в душе оттого, что она закостенела в безнравственности и не желает раскаяться в ней пред Богом.
Блаженство, — в общении с Богом. Вне общения с Богом, — страдания и мучения. Чтобы войти в общение с Богом нужно разорвать привязанность к своим страстям. Так как страсти отлучают душу разумную от Бога. Но если душа привязалась к своим страстям и не желает разорвать ее, то отсюда ее нераскаянность и душевное ожесточение. Именно от нежелания разорвать привязанности к своим страстям и происходят в душе разумной страдания и мучения.
О сути индуизма, буддизма и христианства, православия
Аноним: Мне кажется, что индуистское и буддистское учения помогают духовно совершенствоваться. Что вы на это скажете?
О.Серафим: Принять индуистское или буддийское учение можно, только если не воспитывать в настрое своего духа чувство сокрушения и смирения перед Богом. Если у христианина есть в глубине души чувство сокрушения и ощущение своей греховности, то он никогда не воспримет эти восточные учения. Так как они наоборот, – подавляют эти чувства и садят человека на дух самости и гордыни.
Принять эти языческие учения можно, только если сидеть на ощущении своей правильности и праведности, если искать дух самоутверждения, в повседневной своей жизни. Так как эти учения и помогают развивать этот дух, ища все более и более дух самоутверждения, ощущение своей правильности и праведности, все большего духа самоуверенности и самонадеянности, своего самомнения и самоцена. В этом и заключается самосовершенствование в этих религиях, — это воспитание вот такого настроя духа, в чувствах и ощущениях.
Если в христианстве духовная жизнь начинается и проходится на основании сокрушенного и смиренного настроя духа, если Св.Отцы постоянно воспитывали непрестанный плач о своих грехах, то в индуизме и буддизме нет духовной жизни на основании сокрушенного и смиренного духа, на ощущении своей грешности. А тем более там нет воспитания никакого непрестанного плача о своих грехах. В этих религиях — ложный аскетизм, который направлен на воспитание духа самости и гордыни, за счет упражнений в самосовершенствовании.
В конечном итоге, такой подвижник должен прийти: в индуизме к тому, что признать самого себя Богом; а в буддизме – раствориться в ничто, в безличностном абсолюте, ибо Бога в буддизме как личности нет.
Только очень поверхностное знание этих религий может сказать что христианство и эти религии — это одно и то же. Но более глубокое изучение догматического и аскетического учения приведет к тому, что христианство и эти религии учат совершенно разному, до противоположности.
Где в индуизме или буддизме учение о том, что человек заражен первородным грехом, и потому должен пребывать в чувстве сокрушения о своей греховности, воспитать в себе непрестанный плач о грехах своих? – Этого нет в этих религиях. А в христианстве духовная жизнь начинается с чувства сокрушения о греховности своей перед Богом; и должна проходится на основании духа сокрушенного и смиренного, перед Богом.
Почему индусские йоги легко отказываются и освобождаются от телесных и многих душевных страстей? Потому что совершают это на основании самостно-гордостного духа, так как все эти страсти уступают место духу самости и гордыни, который и полагается в основание духовной жизни индуиста или буддиста. Св. Иоанн Лествичник говорит, что когда приближается гордый бес к человеку, то тогда все другие бесы, которые возжигали в человеке страсти, удаляются – им там делать уже нечего, ибо одной гордыни достаточно для того, чтобы низвести душу человека на самое дно ада. «Положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна эта наполнит место прочих одиннадцати» (Лествица, сл.23, п.5); «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица, сл.26, п.62).
То же самое случается и со многими христианскими, православными подвижниками, которые зашли в состояние ложного аскетизма или находятся в самообольщении. У таковых остаются только терминология и все внешне христианское, православное, а по духу они одинаковы с индуистами или буддистами. Это бесовские подвижники, находящиеся в духовной прелести и самообольщении. Таковы подвижники в лжецерковных организациях, которые в своем общем пути и направлении нарушили верность духу Христову, отступили от чистоты Истины.
Поэтому, как сказал святой Иоанн Лествичник, «какое бы высокое жительство ни проходили мы, но если не стяжали болезнующего сердца: то это жительство — ложно (притворно) и тщетно» (Лествица, Слово 2, гл.64). – Отсюда всякое уклонение от воспитания такого настроя духа непременно заведет в духовную прелесть, которая может прикрываться какими угодно одеждами и терминологией, – христианской, православной или истинно-православной, – это не имеет никакого значения, так как суть при всем этом остается одна и та же.