Аноним: Не много трезвости. Я начал продумывать о вопросах в форум, а потом остановился, задумался. Что нам даст разбор вопросов на церковно-исторические темы, темы апостасии, сергианства, экуменизма, на которые были даны ответы в беседах, и раньше, Св.Отцами? В общем, для современного человека для наставления не достаточны просто разбор умовых знаний на перечисленные темы, ведь для того чтобы действительно, т.с. современному человеку получить вИдение духовного состояния общества, куда ему лично нужно устремляться, в чем состоит апостасия, неправости современных учений, т.с. благовидные предлоги о неосуждении и рождающееся отсюда, якобы смирение, приобретение добродетели.. то тогда и не нужна бы была борьба в личной жизни за чистоту совести, чистоту чувств, а просто прочитал, получил знания и преодолел искушение, которое перед ним встало. А если нет жизни в духе, самоотвержения, то что ему от таких знаний. В вопросах Истины и Истинности Церкви спасительное рассуждение он видит для себя, как он думает, греховное, пагубное осуждение, т.е. благовидный такой предлог. Конечно же, нужно говорить о тех или иных неправостях, заблуждений, и прочее, когда есть такие, которые способны слышать, прислушиваться. Мы знаем даже, что и при конце мира, Господь пошлёт Своих рабов Илию и Еноха, для проповеди покаяния людям, чтобы они обратились.. а когда не останется таких людей, способных к обращению своего духа, самоотвержению своего ветхого человека, то тогда и конец всему наступит. Какой смысл тогда в существовании людей, если они совсем забыли с чего начиналась проповедь Евангелия миру, что требует Бог от человека, для перехода его в вечность, что ему там понадобится…
Скорби, правильное перенесение искушений, болезненных состояний — отрезвляет человека, могут преподать ему правильное знание и не прелестное вИдение.
О.Серафим: Конечно, разбор Истины на уровне умовых, рассудочных знаний не изменит человека, сам по себе, и ничего не даст ему, если он не будет в личной жизни стремиться к правильно-проходимой внутренней духовной жизни.
Ведь для того и выясняется всё на уровне умовых, рассудочных понятий, чтобы человек начал проходить это, непосредственно в своей жизни. Чтобы он начал верно преодолевать искушения, которые случаются с ним ежедневно. Чтобы он из этих искушений научился выносить верный душевный настрой, устремляясь к истинному удовлетворению своей совести и приобретению чистоты своих чувств. Ибо, как сказал Христос: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук.11:28). А так же: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).
А воля Божия и состоит в том, чтобы разорвать сочувствие к духу самости и гордыни, через посредство ежедневных искушений, приключающихся с нами.
И если кто не разрывает своего сочувствия к духу самости и гордыни, к первородному греху, в своей повседневной личной жизни, каждый день, то умовые, рассудочные знания Св.Писания и Предания, истории и богословия, он будет использовать для духа самоутверждения, на погибель себе и другим; используя все эти знания не к месту, не к времени, по причине своей духовной слепоты.
Правильные понятия на уровне умовом, рассудочном, – это средства. А цель – это истинное удовлетворение своей совести и приобретение чистоты чувств, через посредство разрывания сочувствия к духу самости и гордыни, к первородному греху. Удовлетворяемая совесть и чистота чувств и привлекает в душу Божественную благодать, соединяет с Богом.
Вот она цель: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2:5); «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).
Ну а скорби, если их верно преодолевать, естественно, содействуют в том, чтобы приобретать эту истинную любовь.
Ибо «Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.65).
И «Совершенство духовного закона сокрыто в кресте Христовом» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.31).
Поэтому, «Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха» (преп.Марк Подвижник, «О духовном законе», гл.67).