Оглавление:
Воля Божия, попускающая и содействующая. Почему злые остаются жить?
Грешником или добродетельным становятся не по телесному родству, крови, генам или днк, а по произволению.
О смерти детей и воле Божией.
Воля Божия, попускающая и содействующая. Почему злые остаются жить?
Аноним: Промысел Божий хранит каждого человека. Но слова Господни, что все волосы ваши сочтены и ни один волос не пропадет без воли Божией, относятся только к тем, кто живет по воле Божией. В чём тут разница?
О.Серафим: Слова Господа, что и волос не пропадет с головы без воли Божией, относятся к тем, кто живет по Его святой воле. Таких Господь хранит особенным Своим Промыслом, и ничего с ними не случается без воли Божией. Промысел же Божий хранит, — это надо понимать так, что Господь охраняет всякого человека, чтобы он мог жить. Господь всё подает для жизни: одежду, еду, благоприятную погоду. Жизнь человеку Господь хранит, чтобы он успел обратиться к Богу и покаяться.
Но нужно правильно понимать волю Божию: действие воли Божией есть содействующее, а есть попускающее. Эти понятия нужно различать и их нельзя смешивать. Воля Божия содействующая — содействует всему тому, что служит ко спасению. Но есть у воли Божией действие попускающее. Люди живут по своим страстям и похотям. На это воли Божией нет, этому Она не содействует, но попускает.
Образно это можно выразить так: один хочет делать добро, а другой ему в этом помогает — вот так действует воля Божия, содействующая. А в другом случае: один делает зло, потому что он так хочет и его не остановишь, а другой не помогает злодею, но и не запрещает, но при этом помогает тому, кто правильно и благоразумно реагирует на это зло, — вот так действует воля Божия попускающая.
Скажут: почему же Он не запрещает? Зло хотя внешне еще и можно остановить, но произволение внутри человека, помимо его воли, не остановишь.
Из слов Господа: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим (Мф.7, 11) — видно, что Господь назвал всех людей без исключения злыми. Тогда получается, чтобы остановить зло, нужно всех людей убить. Скажут: ну, есть не очень же злые, есть добрые! Но мы неправильно понимаем добро. Это добро по естеству человеческому, а оно смешано со злом, с первородным грехом, и получается, что оно не истинное добро.
Ветхозаветные фарисеи как бы зла не творили: молились, постились, соблюдали внешнее благочестие, одним словом — как бы праведники. Но Христа распяли — они: праведники и богословы ветхого завета, а не разбойники с большой дороги.
Значит, если действовать по такому принципу, что злых убирать, а добрых оставлять, то надо было бы фарисеев оставить. А разбойника, покаявшегося на кресте, нужно было бы убрать еще в то время, когда он разбойничал.
«Сыны Божии, — сказано в Библии, — стали входить к дочерям человеческим» (Быт.6:4), т. е. потомки, сыновья племени Сифа к дочерям племени Каина — и рождались от них дети. Если бы Господь убрал из жизни Каина, то не родились бы от него впоследствии те люди, которые спаслись до потопа, по закону совести. Допотопные люди все были уничтожены, остался только праведный Ной с детьми, и люди стали рождаться от него, но грешники не исчезли с земли. Появился Хам, но Господь и его не убрал, потому что среди его потомков многие впоследствии стали святыми.
Диоскор, отец великомученицы Варвары, отрубил ей голову и пошел во ад. Варвара же стала идеалом для христиан на все последующие века. Скажут, зачем явился на свет Диоскор? Но тогда не появилась бы Варвара. Но он пошел в ад. А она — в Царство Небесное.
Грешником или добродетельным становятся не по телесному родству, крови, генам или днк, а по произволению
Вот, что об этом говорит св. Златоуст: «Будем и мы подражать апостолу и всегда станем прославлять Бога своей заботливостью в жизни, а не будем полагаться на добродетели предков, имея в виду пример иудеев. Ведь нет у христиан, нет родства плотского, а есть только близость по Духу. Таким образом, и скиф делается сыном Авраама, а сын Авраама становится для него более чуждым, нежели скиф. Потому не будем полагаться на заслуги отцов, но хотя бы ты имел и удивительного по жизни родителя, однако же, не думай, что этого достаточно тебе для спасения, чести и славы, если ты не сделаешься родным ему и в нравах; а равно, если бы ты имел дурного отца, не думай, что и ты вследствие этого подвергнешься осуждению и позору, хотя бы сам после ты и жил хорошо. Что было бесславнее язычников? Однако же они посредством веры скоро сделались родными святых. Что было ближе иудеев к Богу? Однако же и они за неверие были отчуждены. Плотское родство есть дело природы и необходимости, по нему мы все родные, потому что все родились от Адама, и по отношению к Адаму и Ною и к общей всем матери земле — все мы друг другу родные в одинаковой степени. То родство достойно награды, которое разделяет нас от людей порочных. В этом отношении не все между собою родные, а только те, которые согласны по образу жизни. В этом отношении не того мы называем братом, кто родился от одной с нами матери, но того, кто оказывает одинаковую с нами ревность. Так и Христос одних называет чадами Божиими, а других сынами диавола, сынами противления, сынами геенны, сынами погибели. Так Тимофей по добродетели сделался сыном Павла и наименован “истинным сыном” (1 Тим. 1:2); а сына сестры Павла мы не знаем и по имени, хотя по плотскому рождению он был близок Павлу, но никакой пользы не получил от этого, а Тимофей далек был и по плотскому рождению, и по месту жительства, как гражданин города Листры, однако же, стал всех ближе. Потому и мы постараемся сделаться сынами святых, или лучше, сделаемся сынами Божиими. А что нам можно сделаться сынами Божиими, послушай, что сказано: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Mф. 5:48). Потому и в молитве мы называем Бога Отцом и тем напоминаем себе не только о благодати, но и о добродетели, чтобы нам не делать ничего недостойного такого родства. Но спросишь: как можно сделаться сыном Божиим? Если ты свободен будешь от всех страстей, а по отношению к оскорбителям и обидчикам будешь вести себя кротко. Так и Отец твой поступает с теми, которые хулят Его. И Христос, хотя и часто говорил о многих предметах, но нигде не говорил: будьте подобными Отцу вашему, но когда сказал: “Благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас” (Mф. 5:44), тогда упомянул и об этой награде за подвиг. Ничто так нас не приближает к Богу и не делает подобными Ему, как это совершенство. Потому и Павел, когда говорит: “Подражайте Богу” (Еф. 5:1), — разумеет именно это.» (свт.Иоанн Златоуст, Послание ап. Павла к Римлянам, Беседа 19).
Грешником становятся не по наследству, а по произволению. И св.Златоуст обличает, говоря, что доколе вы будете ссылаться на ваших неверных предков! А как же Ной сохранился праведным в допотопном мире? А Лот как устоял в среде Содома и Гомморы? Причина одна — наше произволение. Но если мы такие злые, подобно тому, как собака на сене — «если не мне, то и никому»; то Бог — не злой. Допустим: какие-то люди так и не спаслись, умерли и попали в ад; это не значит, что нужно было бы прекратить их жизнь. А из их потомства — кто-то или многие спаслись. По злым и ограниченным понятиям человеческим, и разбойников всех надо уничтожить, но ведь они могут покаяться и стать насельниками рая.
Человечество деградирует и направляется по пути зла потому, что большинство людей, основная часть общества, идут по пути страстей По этой причине и становится в мире больше зла.
Мы падшие, злые и по этой причине всеми способами выкручиваемся, чтобы без борьбы с грехом найти себе способ спасения, найти самооправдание. Это исходит из неправильного понятия о грехе. Понятие такое, что лишь бы попасть в рай, а там уже, независимо от твоего внутреннего состояния, будешь блаженствовать. Но душа, в которой по внутреннему ее настрою ад, не найдет себе блаженства и в раю. Ведь Адам согрешил в раю.
Многие сетуют на то, что Адам согрешил, а мы страдаем; он согрешил, а вина на нас легла — такие понятия ошибочны, неправильны. Господь знал, что любого человека, родившегося от Адама, помести в рай, и он то же самое совершит, что и Адам. Поэтому Господу угодно было, чтобы люди рождались и жили на земле. Так Бог определил, и кто Ему советник и указчик?
Промысел Божий хранит всех. Но с праведными — только по воле Божией всё случается. С теми, кто не живет по воле Божией, — по попущению Божию.
Человеки творят грехи, но Промысла Божия в этом нет — они по своей воле грешат. Промысел Божий их хранит, хранит их жизнь, и всё для этого подает. А кто живет по воле Божией, то всё, что с ними ни случается, в главном и существенном, — случается только по воле Божией. Они не искушают Бога и ничего не делают противно Его воле.
Идет, например, человек поразвлекаться, заранее зная в какую компанию. А там получилось так, что завязалась драка и в этой драке его убили. В этом не было воли Божией, это — попущение: не Господь, а люди его убили. А кого-то, может, тоже так же убивали, но он остался жив. Так Господу было угодно, он не попустил окончательно этому совершиться, и Ему виднее. Тот же, кто живет по воле Божией, не пойдет в такую компанию, и с ним такого не случится (пс.1,1) . Господь промышляет о том и содействует тому, кто ищет своего спасения. Если кто не ищет спасения, Тому Господь не содействует.
О смерти детей и воле Божией.
Аноним: Вы пишите,что и в наше время Бог посылает или попускает смерть детей для вразумления родителей. Значит ли это, что в любом случае, та или иная смерть ребёнка попущена Богом, а не является просто причиной какой-то неосторожности, несчастного случая или результатом смертельной болезни? То есть к любой смерти именно Господь приложил Свою руку для нашего вразумления? А если родители стараются жить благочестиво и ребёнок погибает? Всё равно в этом есть какой-то промысел Божий нам на благо, что бы мы в смирении приняли это, даже, если не понимаем? Поясните пожалуйста. Спаси Бог!
О.Серафим: При несчастном случае, смертельной болезни, Бог не содействует смерти ребенка, а только лишь попускает, не препятствует ей произойти. Причины этого попущения могут быть различными. — Может так лучше для ребенка. А может для вразумления родителей. Или для вразумления многих других людей. Бог смотрит на все с точки зрения вечности. И содействует всему тому, что направляется ко благу, ко спасению. Или попускает, — не препятствует происходить тому, что не к благу, не к спасению. Или не препятствует, — попускает произойти чьей-либо смерти, по различным причинам. Поэтому, если ребенок умер от несчастного случая, то это не Бог этому содействовал, а Он просто не вмешивался в это, дозволив этому произойти. А причины этого могут быть разные.
Так много чего происходит по нашей злой воле, а Бог в это не вмешивается. И последствия этой злой воли приносят нам скорби и страдания, душевные или телесные. К примеру, я разозлился и кого-то ударил. Бог этому не содействовал, Он тут вообще не при чем. Он только этому не препятствовал, попустил. А с последствиями моего плохого поступка мне придется затем столкнуться. И виноват в этом только я. А Бог этому не содействовал и в этом не участвовал.