Аноним: Евхаристия – главное в деле спасения. И без Причастия невозможно спастись. Говорят, что Церковь связанна Евхаристией?
о.Серафим: Евхаристия не может быть главным в деле спасения. Если бы она была главным в деле спасения души, без чего невозможно спастись, то все кто не имел бы Причастия шли в ад. Но это не христианское учение.
В день Страшного Суда Бог не будет судить по критерию Евхаристии, — кто причащался, а кто нет. И когда Христос в Евангелии (Мф.25:31-46) говорит о том, как будет происходить Страшный суд, то он там ни где не упоминает о Евхаристии как критерии для спасения души. Там речь только о духовно-нравственном состоянии душ людей.
Церковь связана не Евхаристией, а Благодатью, дарованной через Христа. Иначе св.Мария Египетская в течении 47 лет, не имея внешней возможности приступать к Причастию, находилась вне Церкви, так что ли? Ведь она причастилась только перед смертью. А все остальные 47 лет она не причащалась. Так что, — она 47 лет была вне Церкви и не вкушала Господа? Преп.Павел Фивейский, не имевший Причастия и умерший без него — был вне Церкви? Преп.Максим Исповедник умерший без Таинств и без Причастия, в течении 17 лет, — то же вне Церкви? Да и великое множество пустынников и христиан, мученников, в периоды гонений и церковных нестроений, умиравшие в тюрьмах, ссылках и т.п., не имевшие Евхаристии, Причастия, тоже получались вне Церкви? – Но это абсурд.
Надо рассматривать не те цитаты Св.Отцов, которые они говорили в период внешнего благоденствия Церкви. А нужно учитывать то, что в жизни могут быть всякие ситуации и обстоятельства. Поэтому, то определение, что Церковь связана Евхаристией, не подходит как общее определение для любых жизненных обстоятельств, в которых могут оказываться верующие или уверовавшие в Бога.
Общим правильным христианским определением по этому вопросу будет являться то понятие, которое будет подходить для любых жизненных обстоятельств и ситуаций, в которых может оказаться общество, люди, или просто человек. А это и есть как раз то, что Церковь связана спасительной Благодатью, дарованной через Господа Иисуса Христа. И кто причастен этой Благодати, в своей душе, тот и в Церкви. Ибо это зависит не от внешних обстоятельств, так как они в большинстве случаев не во власти человека. А от внутреннего душевного настроя, плодов духа, от истинных добродетелей. Так по этому поводу и говорит наш русский богослов Алексей Хомяков: «Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви» («Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях»).
Божественная благодать связывает воедино всех тех, кто имеет правильно-проходимую борьбу со своими страстями, приобретает чистоту чувств и удовлетворение совести, имеет и воспитывает верный добродетельный душевный настрой, способный к восприятию дара Божественной и спасительной благодати. Вот так связана вся Церковь, в этом и заключается Ее единство. Вот таково общее определение, по этому вопросу, которое подходит ко всем векам и временам, ко всем жизненным обстоятельствам, всякого человека на земле.
Аноним: Стяжав в Причастии Духа Святого перед своим подвигом, она его сохраняла 47 лет в пустыне и перед смертью возжелала опять быть причастницей Тела и Крови Господа. Это доносит нам житие преподобной Марии.
о.Серафим: Это ваша выдумка, так как в житии не говорится о том, что она сохраняла Причастие 47 лет. Так может сказать только человек, который не знаком с борьбой со своими страстями и внутренними падениями в этой борьбе.
Вы точно знаете, что преп.Мария не падала в помыслах? Ведь в житии об этом ничего не говорится. Но те кто верно подвизаются — знают, что бывают мысленные падения. И что через покаяние перед Богом возможно восстание.
Преп.Мария Египетская причастилась до своего подвига и после, а 47 лет была без причастия. Это как раз и подтверждает то, что я говорю, — что человек может спасаться и принадлежать к Церкви, не имея Причастия. Ведь 47 лет она не причащалась.
По вашему же, если нет причастия, допустим в течении года или 10 лет, то человек отпадает от Церкви и не может спастись.
Я не отрицаю Дух Божий, который ей помогал. А наоборот, я как раз о том и говорю, что она была в Церкви в течении 47-ми лет. Где-то может быть выпадала из нее, мысленно впадая в страсти, но через покаяние перед Богом опять возобновляла действие спасительной благодати в себе, и таким образом опять возвращалась в Церковь.
Вот именно это как раз и является свидетельством того, что через посредство правильно-проходимой борьбы со своими страстями можно входить в Церковь и быть в ней, не имея внешнего Причастия, в течении длительного периода времени, вплоть до десятилетий, как преп.Мария Египетская.
Вы не имеете Причастия всего может несколько лет, а не 47 лет — как Мария Египетская. И всё; вы говорите, что так спасаться невозможно. Но жизнь Марии Египетской и множества христианских исповедников свидетельствует о том, что именно возможно.
Аноним: Но Вы же говорите, что кто неправильно проходит внутреннюю духовную жизнь, то благодать через причастие не задерживается в душе. И как можно ее сохранять, если она тут же при выходе из храма оставила тебя (посмотрел осудительно, позавидовал и т.д.)
о.Серафим: Я говорю: кто правильно не проходит борьбу со своими страстями, тот вообще не может получить Тело Христово в Причастии, тот вообще не может получить благодать Таинств.
Таинства от Бога. И Он имеет власть и может подавать их — или через внешние священнодействия, которые внешне сопровождают Таинства, или непосредственно душе человека, когда нет внешней возможности приступания к Таинствам. Именно такое как раз и происходило с преп.Марией Египетской в течении 47-ми лет, преп.Павлом Фивейским, преп.Максимом Исповедником и множеством других христианских подвижников, когда они не имели возможности через внешние священнодействия получать от Бога Таинства.
Покаяние — это Таинство. Может ли человек каяться непосредственно Богу и получать от Него прощение? — Может. Это и говорит о том, что Сам Бог совершает Таинство покаяния в душе человека, через связывание страсти спасительной благодатью. Если бы невозможно было совершение Таинства покаяния Богом в душе человека, тогда и каяться каждый день перед Богом в своих грехах было бы бессмысленно. Да и просто в течении дня, когда человек согрешил, то тоже каяться было бы бессмысленно, ведь Бог все равно не прощает. Но это не так. Все Святые Отцы учат и наставляют тому, что мы должны раскаиваться пред Богом сразу после согрешения или в конце дня, — чтобы не заснуть нераскаянным. Да и просто Святые Отцы учат тому, чтобы мы находились в сокрушенном, покаянном духе пред Богом. И все это ради того, чтобы Бог простил и прощал нам наши грехи.
Я вам могу привести примеры, которые перед моими глазами. Некоторые люди приступают к Таинству Причащения, но недостаточно ревностно проходят борьбу со своими страстями. В результате, — они оказываются в духовном отношении хуже некоторых из тех, которыми я руковожу в духовной жизни на расстоянии, но они при этом никогда не получали от меня внешне Таинств. И я вижу как Бог Сам подает им те же самые ощущения, которые некоторые имеют от Причастия, а они же — непосредственно от Бога; по той причине, что ревностно стараются проходить борьбу со своими страстями. И проходят ее правильно. Так как в этой борьбе приобретают и воспитывают верные душевные чувства, способные к восприятию спасительной Божественной благодати. Именно по этой причине Бог их не оставляет, и Сам подает им Свою спасительную Благодать, которая и соделывает их членами Церкви, мистического Тела Христова.