Архиепископ Аверкий (Таушев).
Дословное постановление первого Ватиканского Собора, сделанное при римском Папе Пии IX-ом в 1870 году.
«Папа (Римский) есть божественный человек и человеческий Бог.
Посему никто не может судить его, или о нём. Папа имеет божескую власть, и власть его неограничена. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано Папою, то всё равно, что сделано Богом. Заповеди его должно исполнять, как заповеди Божии. Только один Бог подобен Папе; Папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или что душа в теле. Власть Папы выше всякой сотворенной власти, ибо она некоторым образом распространяется на предметы небесные, земные и преисподние, да оправдываются в нём слова Писания: «всё покорил под ноги Его» (1Кор.15:27).
Во власть и волю Папы отдано всё, и никто и ничто не может ему противиться. Если бы Папа увлек за собою в ад миллионы людей, то никто бы из них не имел права спросить его: отец святой, зачем ты это делаешь?
Папа непогрешим, как Бог, и может делать всё, что Бог делает.
Воля Бога, а следовательно и Папы, который есть Наместник Бога, — имеет верховную власть повсюду. Он опоясан двумя мечами, т. е. властвует над духовными и мирскими: над патриархами и епископами, над императорами и королями. Все люди на свете — его подданные. Он — всё, выше всего и содержит в себе всё. Что он хвалит или порицает, то должны все хвалить или порицать.
Папа может изменить природу вещей, делать из ничего что-либо. Он властен из неправды сотворить правду, властен против правды, без правды и вопреки правде делать всё, что ему угодно. Он может возражать против апостолов и против заповедей переданных апостолами. Он властен исправлять всё, что признает нужным в Новом завете, может изменять самые Таинства, установленные Иисусом Христом. Он имеет такую силу на небесах, что из умерших людей властен возводить в святые, кого захочет, даже против всех посторонних убеждений и вопреки всем кардиналам и епископам, которые вздумали бы тому воспротивиться.
Папа имеет власть над чистилищем и адом. Он — Владыка вселенной. Неограниченною своею властью он делает всё единственно по своему произволу, может делать даже более, чем нам или ему известно. Сомневаться в его могуществе — святотатство. Власть его выше и обширнее власти всех святых и Ангелов. Никто не имеет права даже мысленно протестовать против его приговора или суда.
Власть Папы не имеет меры и пределов. Кто отрицает верховную власть и главенство Папы, тот грешит против Святого Духа, разделяет Христа и есть еретик. Только Папе предоставлена власть отнимать что бы то ни было, у кого бы то ни было, и отдавать другому. Папа имеет власть отнимать и раздавать империи, королевства, княжества и всякое имущество. Власть свою Папа получает прямо от Бога, а императоры и короли от Папы.
Папа есть наместник Бога, и кто отрицает это, тот лжец. Папа есть вместоправитель Бога над добрыми и злыми Ангелами; что совершается властью Папы, то совершается властью Бога.
Кто не повинуется Папе, тот не повинуется Бoгy. Всё, что Папа делает, угодно Богу.
Папу не может судить никто, потому что сказано: «духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.». Власть его распространяется на небесное, земное и преисподнее. Он есть подобие Христа, и в теле его живет Святой Дух.
Папа есть государь всех, царь царей и причина всех причин.
Папа есть жених и глава Вселенской Церкви. Папа не может заблуждаться, он — всемогущ, в нём вся полнота власти. Он выше ап. Павла, ибо по призванию своему стоит наравне с ап. Петром. Он может поэтому возражать против посланий ап. Павла и отдавать приказания, противоположные его посланиям.
Обвинять Папу всё равно, что грешить против Духа Святого, что не прощается ни в сем веке, ни в грядущем.
Тройственная корона Папы означает тройственность его власти: над Ангелами на небесах, над людьми на земле и над бесами в аду.
Бог предоставил во власть Папы все законы, а сам Папа выше всех законов.
Если Папа изрек приговор против суда Божия, то суд Божий должен быть исправлен и изменен.
Папа — свет веры и отражение истины.
Папа есть всё над всем и может всё…».
Комментарий архиеп. Аверкия.
Таково дословное постановление Первого Ватиканского собора, сделанное при римском Папе Пии IX-ом в 1870 году! Не в какие-либо отдаленные времена средневековья, а всего лишь в прошлом веке — около ста лет тому назад!
Знают ли о таком постановлении все православные христиане? Знают ли полный текст его даже сами римо-католики?
Едва ли! Ибо совесть и здоровое нравственное чувство честного человека не могут мириться с таким кощунственным «догматом», приписывающем смертному человеку, сколь бы ни высоко стоял он на лестнице церковной иерархии, свойства, могущие принадлежать одному только Богу!
А если знают, то этим доказывают свою нечестивость и беспринципность, признавая такую «церковь», допустившую провозглашение такого «догмата», благодатной Христовой Церковью, в лоне которой можно получить вечное спасение.
Это кощунственное постановление остается в силе и до сего времени, ибо оно никаким другим актом не было объявлено лишенным силы и значения хотя и заседал совсем недавно полномочный для этого Второй Ватиканский собор (1962 г.).
И это понятно, потому что отменить такое постановление значило бы в корне подорвать свой престиж в глазах всего мира и уничтожить вековой духовный фундамент, на котором была воздвигнута эта латинская «церковь», отделившаяся от святого Православия формально в 1054 г., именно вследствие утвердившегося в ней уже тогда ложного учения о главенстве и непогрешимости Папы римского, как мнимого «наместника Христова».
О том, что это постановление продолжает оставаться в силе, особенно ярко и выразительно свидетельствует изданный недавно в Риме служебник на церковно-славянском языке, где среди приложений, в руководство служащему священнику, мы находим такой потрясающий текст многолетия, которое должно возглашаться при Богослужении Папе римскому:
«Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всём благое поспешение подаждь, Господи, святейшему, блаженнейшему вселенскому Архиерею и Отцу нашему, (имя рек), пастырю пастырей, незыблемому камню и утверждению.веры и благочестия, ключарю Царствия Небесного, епископу Богоспасаемого великого града ветхого Рима, Папе и Патриарху всея вселенныя, преемнику святого и всехвального первоверховного ап. Петра, и на земле наместнику Господа нашего Иисуса Христа, и сохрани его на многая лета».
И вот, несмотря на всё это, Константинопольская Патриархия в наши дни, совершенно игнорируя этот поистине к небу вопиющий основной и главный лжедогмат папизма, буквально обожествляющий римского Папу и дающий ему право даже переделывать, по своему собственному усмотрению, Богооткровенное Священное Писание Нового Завета, и провозглашать новые догматы, которых не знала древняя Церковь, фактически уже вступила в молитвенное общение с отступившим от Православия папизмом. Новая «уния», таким образом, с Римом уже заключена, о чём, то и дело сообщает нам мировая пресса.
Разве это не отступление от Православия? Куда же идти дальше?
Достаточно бегло ознакомиться с новым «исповеданием веры», которое только что было одобрено Константинопольской Патриархией, дабы в этом убедиться!
И несмотря на всё это, те, кто откололись от нашей Русской Православной Церкви Заграницей, с самого начала поставившей себе задачей хранить неизменной чистоту Православия, невзирая ни на какие лукавые веяния времени, и непримиримость к врагам Христовым, столь упорно и жестоко борющимся в последнее время с истинной Церковью, — берут на себя смелость осуждать нас за то, что мы якобы отделяемся от «Вселенской Церкви», раздираем общение с ней!! (Здесь имеются в виду Евлогианский раскол и Американская автокефалия, которые соединились с Московскою Патриархиею и Константинопольским Патриархатом — ред.).
Константинопольская Патриархия и все те, кто подчиняются ей и поддерживают с ней общение, несмотря на совершенные ею решительные шаги к отступлению от Православия, отнюдь не состаляют вселенской Христовой Церкви, дорожить своим общением, с которой должны все православные христиане. (Здесь имеются в виду все официальные Поместные православные церкви, находящиеся в общении с Константинопольским Патриархатом, в том числе и Московская Патриархия — ред.).
Глава вселенской Церкви сам Христос (а отнюдь не Папа римский!), благовестники и столпы Ее Святые Апостолы, великие вселенские учители и святители — Отцы Церкви и все истинные подвижники православно-христианской веры и благочестия, почитаемые нами в сонме святых угодников Божиих — от них мы не отделяемся и общения с ними не порываем, а напротив — пред ними благоговеем и их молитвенно почитаем.
А на земле в состав Вселенской Церкви входят не те, кто только на словах называют себя «православными», а те, кто действительно свято и нерушимо хранят Святое Апостольское и Отеческое Православие, не «шагая в ногу» с богоотступническим временем и не делая уступок богоборцам и врагам Христовым. Это — епископы, право правящие слово Христовой Истины, пресвитеры и диаконы во всём послушные своим верным епископам и миряне, живущие по заповедям Евангельским и хранящие уставы св. Церкви.
Вот что такое Вселенская Церковь!
И с этой Вселенской Церковью мы не порываем и не думаем порывать общения, ибо дорожим им превыше всего земного! А с врагами Христовыми, богоотступниками и кощунниками нам не по пути. Мы можем только призывать их к обращению на путь Истины — исконный двухтысячелетний пyть истинной Христовой Церкви, — а не угодливо и подобострастно идти с ними в ногу по стезям мира сего, во зле лежащего, по стихиям мира, а не по Христу (Кол. 2,8). «Мы должны служить не времени, а Богу» — этот великий завет столпа и отца Православия св. Афанасия Великого забыт современными Патриархами и иже с ними. Но мы не хотим забывать его!