Неправильное отношение к внешнему закону, в понятиях и настрое духа, в наше время наблюдается «сплошь и рядом», поголовно. Именно это – причина отступления всего человечества от Бога и подмена христианства, православия, – фарисейством и законничеством. Христос сказал: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63). Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Где нет духа – там нет православия» (Поучение в неделю Торжества Православия). Если нет этой жизни в духе, то нет никакого православия, никакого христианства. Тогда и получается, что остаётся от истины одна оболочка, одна православная терминология и декорация.
Вот так нарождается, и уже народилась, религия новозаветных фарисеев, законников, – что и есть религия антихристова. Христос сказал тем ветхозаветным фарисеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примите» (Иоан.5:43).
Кто под конец времён будет в духе ветхозаветных законников и фарисеев, тот и примет антихриста, по пророчествам Святых Отцов. Как те, лицемерные ветхозаветные праведники оказались богоубийцами, так же и новозаветные лицемерные праведники окажутся отступниками, приведут весь мир к антихристу, поставят его на престол, в одном мировом государстве, и будут его непосредственными слугами. А не толпа каких-то бандитов, пьяниц, наркоманов, блудников и извращенцев, ведущих нечестивый образ жизни, – приведет всех к антихристу. – Нет. Не такие люди распяли Христа. Не такие приведут и весь мир к антихристу. Это сделают лицемерные праведники, по духу глубоко чуждые Христа, Бога, – новозаветные фарисеи и законники. Причина всего этого, – это исчезновение правильно-проходимой борьбы со страстями, внутренней духовной жизни, которая должна основываться на духе сокрушенном и смиренном перед Богом, на истинном смирении. А истинное смирение рождается от опытного ощущения и познания своей немощи, в борьбе со страстями, в борьбе за добродетельные чувства, исполнение заповедей Божиих.
Закон и дан для того, чтобы в борьбе за свою праведность, – которая у тебя не сама по себе может быть, а только по милости Божией дана, по дару Благодати, – прийти к опытному ощущению и познанию своей немощи, смириться в духе, видя и ощущая, что сам не могу, ничего не получается, что я – грешник. И тогда обратить чувство упования и надежды на Бога, на Его милость. По этой причине, видя и ощущая себя в таком положении, и вопль души к Богу: «Господи, помоги! Я сам, без Тебя, – немощен!». — Стремление к точному исполнению заповеди Божьей приводит к ощущению своей немощи. И дальнейшее жаждание к исполнению ее рождает чувство упования и надежды на милость Божию. И тогда Господь приходит на помощь Своею благодатью, связывает страсть и помогает исполнить заповедь Божию.
Так как внешний закон – средство, то по этой-то причине, с его помощью, и можно воспитать в себе дух совершенно противоположный духу Христову, – дух самоуверенности и самонадеянности, дух самости и гордыни. И по настрою такого духа, – воспринять антихриста в духе, ещё до его прихода. И тогда такому человеку уже не нужна антихристова печать, он уже в духе принял антихриста и служит ему. Это и подразумевал апостол Иоанн Богослов, когда говорил, что ныне многие антихристы уже явились в мир: «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Иоан.2:18). Это он в первом веке, по Рождестве Христовом, писал. Каким образом, в то время, многие антихристы уже появились в мире? – Это есть те, кто только лишь внешне исполняет Закон, будучи по духу богоборцем. И под конец времён, этот же самый дух антихриста воцарится в человеках и будет становиться всё более и более явным.
Когда исчезает правильно-проходимая борьба со страстями, то исчезает опытное познание своей немощи; а отсюда и нет – истинного смирения. То есть, как говорит об этом преп. Исаак Сирин: «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения» (сл.61). А там, где нет смирения, то там его место заступает самомнение, дух самоуверенности и самонадеянности, дух самоутверждения. И тогда всё внешнее делание и исполнение буквы закона содействует возгреванию духа самости и гордыни.
Но на самом же деле, все эти внешние средства нужны только для того, чтобы человек приходил в правильный душевный настрой, – стараясь исполнить заповеди, воспитать добродетельные чувства, он должен приходить к ощущению своей немощи и бессилию самому исполнить заповеди Божьи; а отсюда – и к смирению. Когда будет такое правильное отношение и настрой духа, то человек придёт к ощущению: что сам он не может исполнить заповедь Божию, воспитать истинную добродетель. И тогда он будет нуждаться в том, чтобы кто-нибудь его из этого положения спас. То есть, он будет нуждаться в Спасителе! Но не просто на уровне умовом, рассудочном; а в настрое своего духа, — в чувствах, в ощущении.
Вот для этой цели и пришёл на землю Спаситель, Господь наш Иисус Христос. – Чтобы спасать людей, которые придут вот к такому настрою духа. Спасать даром Своей спасительной благодати. То есть, не за то, что человек сделал какие-то добрые дела, внешне исполнил заповедь Божию, букву закона. А только лишь за то, что он, в результате этого делания и исполнения, пришёл к опытному ощущению и познанию своей немощи, – что ничего не получается, сам бессилен, грешник окаянный. И всю свою надежду в духе, — жаждущем избавления от греховного, страстного чувства, – обратил только на одну милость Божию, устремляясь к воспитанию чувства добродетельного.
Приходя в такой душевный настрой, – дух человека смиряется, сокрушается дух самоуверенности и его мнение о себе; так как он видит и ощущает, что сам он ничего не может, ничего у него не получается. Отсюда, ощущение – грешник недостойный, в сокрушенном настрое духа, с надеждою только на одну милость Божию. А жертва Богу, какая? – Дух сокрушенный и смиренный, который Бог не уничижит (Пс.50), то есть, не презрит, подаст милость свою, не отвергнет этот дух. Видите как! Бог всё время ведёт нас, по жизни, к такому настрою духа, чтобы мы, придя в него, смогли получить дар Благодати.
Благоразумный разбойник, покаявшийся на кресте, пришел в такой настрой духа, и за это «сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43). Каждый, стремящийся к спасению, должен это прожить в своей жизни, – опытным путем прийти к такому ощущению, настрою своего духа, – чтобы получить Дар спасения.
Получается, что человек может всю жизнь потратить на вычитывание молитвенных правил, четок, иисусовой молитвы, на исполнение внешних законоположений, канонов и правил, но если он будет себе это всё вменять, в своих чувствах и ощущениях, то придет в такой настрой духа, в котором спасение ему подать совершенно невозможно. Из него получится фарисей-законник. И если смерть застанет его в таком состоянии духа, то он пойдёт в ад, ибо это состояние души – адское.
Поэтому, Господь, чтобы спасти душу, попускает всякого рода падения, разные искушения, чтобы ничего не выходило, не получалось. Это все для того, чтобы сокрушить и смирить самонадеянный и самоуверенный дух человека, сокрушить дух самости и гордыни, чтобы он научился ничего себе не вменять, по настрою своего духа. Отсюда – чтобы он начал сокрушаться и смиряться, что у него самого, мол, ничего не получается, ничего не выходит. И, отвративши чувство надежды и веры от самоуверенности и самонадеянности, обратил бы эти чувства только на одну милость Божию.
А когда Господь придет на помощь Своею благодатью, и поможет точно исполнить заповедь Божию, то надо отдать это милости Божией, продолжая содержать себя грешником недостойным, надеющимся только на милость Божию. — Вот такое состояние и настрой души, – угодны Богу.
А люди, от того, что у них ничего не выходит, приходят в уныние, в отчаяние, впадают в депрессивные состояния. Так проявляет себя самомнение и самоцен, самоуверенный и самонадеянный дух, то есть дух самости и гордыни, который хочет видеть себя уже чего-то достигшим, чего-то значащим. – Дай такому человеку, чтобы он чего-то достиг, то дух самости и гордыни у него от этого ещё более возрастёт, и он зайдёт в ещё худшее состояние, погибельное для души. И вот чтобы этого не было, Господь и попускает ему искушения, падения. То есть то, что у него ничего не получается, ничего не выходит, – это сокрушает и смиряет его гордый дух, его самость. В этом выражается благость и милость Божия для человека, а он это воспринимает как бедствие; но на самом деле, – это милосердие Божие, которое ищет спасения этого человека. А он, неразумный, недоволен тем, что Бог не даёт ему убить свою душу и загнать себя в вечную погибель. Ибо одержимость духом самости и гордыни – это и есть вечная погибель для души. Это и есть первый грех во вселенной, за который падший херувим, сатана, оказался на самом дне ада.
Вот и получается, что все эти внешние средства должны содействовать человеку, в опытном познании своей немощи; чтобы, таким образом, приходить к сокрушенному духу, смиряющемуся перед Богом, но хотящему избавиться от греха, от власти страстей, первородного греха. Поэтому он и обращается к Богу. Ибо другого ему ничего не остаётся, как только вопить к Богу о помощи. Так как он всю свою надежду на себя, на свою решимость и ревность, потерял. И тогда, – у него остаётся одна надежда, только на милость Божию: «Господи!… Только Ты!… Помоги!.. Сам я немощен и бессилен!.. Без Тебя, я – ничто!». Это необходимо для того, чтобы он пришел в сокрушенный и смиренный настрой духа, которому и подается дар спасения.
Это все должно быть в чувствах и ощущении, в настрое духа.
И вот когда он в такой настрой духа приходит, тогда Господь и начинает его спасать, ему помогать. А до той поры, то помогает, то не помогает. Почему так? Потому что если человеку совсем не помогать, то он зайдёт в отчаяние; поэтому, временами, Господь и подаёт помощь. А потом опять не помогает, чтобы дух его смирился, сокрушился. Но человек не может этого долго вытерпеть и тогда ему опять нужно помочь. – Нужно, чтобы человек реально увидел и ощутил, в настрое своего духа, что у него, самого, ничего не получается. А когда помощь Божия приходит, то тогда – всё получается! Значит, от кого всё это? Кто его Спаситель? – Вот это и необходимо для того, чтобы человек усвоил это не только на уровне умовом, рассудочном, а главное, – ощутил это в настрое своего духа, чтобы этот настрой стал всегдашним расположением его души. – Это обучительные действия благодати Божией.
Запоминайте эти уроки, в вашей жизни… Заучивайте, — что только по милости Божией, вы можете что-то совершить. И если что-то получилось у вас, – то это только по милости Божией. А отсюда и научаться, – быть благодарным к благодетелю Богу: благодарить Его за все эти милости, Ему всё отдавать, себе ничего не вменять.
А человек, как правило: только получилось что-то у него, то он тут же вменил это всё себе, – возгрел самомнение, самоцен, дух самоутверждения. То есть, ушёл не туда, по настрою своего духа, – совсем не в тот дух…
Когда человек чувствует своё бессилие, тогда дух его сокрушается. Остаётся упование только на милость Божию: «Господи, помоги! Без Тебя, – немощен! Только по милости Твоей!». Отсюда, – жажда в духе милости Божией, ради стремления к исполнению заповеди. Вот такая молитва Богу очень угодна. Это самая ценная молитва. – «Благость Божия, – как говорит ап.Павел, – ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4). То есть, Господь всякую душу сокрушает, смиряет, попуская скорби, страдания, искушения.
Но кто смирится вот так вот, в настрое своего духа? – Это уже зависит от свободного произволения каждого человека.
В наше время многие приступают к Богу, становятся подвижниками, берутся с решимостью, с ревностью за подвизание, за исполнение Закона. Но в итоге, взращивают в себе лишь дух самости и гордыни; и таким образом всё дальше уходят от Бога, по настрою своего духа, и через это соединяются не с Богом, а с дьяволом. – Вот так образуется религия антихристова.
При этом они могут называться христианами, православными, истинно-православными, или еще как-либо, – какие названия, это всё равно, без разницы. Главное, – что у них дух не тот.
Вот почему, с одной стороны, у нас должна быть решимость избавиться от греха, понуждение себя к какой-либо добродетели, к исполнению заповеди Божией. Для чего это нужно? – Для того чтобы когда решился всё это делать, с решимостью, с ревностью, то через борьбу со страстью, с грехом, пришёл бы к опытному познанию своей немощи. А так же, если этого недостаточно, то и через неоднократные падения в этой борьбе, – в ощущение своего бессилия, беспомощности. – Это все необходимо для того, чтобы гордый дух наш, – самоуверенный и самонадеянный, зараженный духом самости, – смирился и сокрушился, придя в ощущение своего бессилия, своей немощи и беспомощности самому исполнить добродетель. Вот тогда и возникает действительная и ощутительная нужда духа в Спасителе, и вопль к Богу о помощи, с надеждою уже только на Его милость. Так решимость и сила ревности очищаются от примеси духа самонадеянности и самоуверенности, от примеси духа самости и гордыни, первородного греха
Если у человека, борющегося со своими страстями, отсутствует настрой духа сокрушенный и смиренный, ощущение своего окаянства и недостоинства, то это говорит только лишь о том, что он одержим духом самоуверенности, духом самости и гордыни. Ибо правильно-проходимая борьба со страстями непременно должна приводить человека к ощущению своей немощи, а отсюда — к сокрушенному и смиренному настрою духа. Ибо «награда», т.е. дар Благодати, «дается не за делание, а за смирение» (преп.Исаак Сирин, сл.34).
Приобретение сокрушенного и смиренного настроя духа перед Богом, – это и есть цель в этой борьбе со страстями за исполнение заповеди Божией. Ибо закон, заповедь, победа над страстью, должны быть исполнены милостью Божией, даром Благодати, а не собственными силами человека в этой борьбе. А Господь подает этот дар Благодати, приносящий избавление от страсти, «не за делание, а за смирение»; которое рождается от опытного познания своей немощи, в борьбе со страстями за исполнение заповеди Божией, ибо «кто не знает своей немощи, тому недостает смирения» (преп.Исаак Сирин, сл.61).
Христианин, находящийся в законном подвизании, в итоге должен приходить к такому настрою духа, к которому приходили все подвижники. Его понуждение себя к исполнению заповедей Божьих, в борьбе со своими страстями, за чистоту чувств, должно приводить его к следующему состоянию: «Раб Божий, исполняя евангельские заповеди, более и более открывает в себе страсти» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
Но при этом, «благодать Святого Духа образует в нем блаженные духовные состояния, нищету духа, плач, кротость, милость, целомудрие, духовный разум» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
А он же, при всех этих действиях Благодати, «признает себя грешником из грешников, не сделавшим никакого добра, виновным в бесчисленных согрешениях, достойным вечной муки в геенне огненной за непрестанное нарушение заповедей Божиих» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
Вот к какому настрою духа приходит всякий, кто идет путем законного подвизания, путем правильно-проходимой борьбы со своими страстями. И эти понятия он должен иметь не в мыслях, а в настрое духа, в ощущениях.
Вот для чего нужна борьба со страстями. Вот для чего нужно пытаться исполнить заповеди Божьи. Ибо стремление и понуждение себя к исполнению заповедей Божьих, воспитанию добродетельных чувств, и должно приводить человека к такому настрою духа. Вот почему преп. Симеон Новый Богослов и сказал, что «исполнение заповедей научает человека глубокому сознанию своей немощи» (Добротолюбие, т.5, «Главы богословские и деятельные», гл.4). Казалось бы, говорит свт.Игнатий Брянчанинов, «странный ход дела для поверхностного взгляда! «Исполнение заповедей научает человека его немощи». Но это – слова опыта» (т.1, гл.50). То есть, эти понятия приобретены Святыми Отцами опытным путем, при правильно-проходимой борьбе со страстями, законном подвизании. Поэтому, если внутренняя жизнь проходится правильно, то она должна приводить ко всем этим же ощущениям, внутреннему настрою души и понятиям, которые высказаны Святыми Отцами. – Исходя из всего этого, они и сделали уже вывод: «на познании и сознании немощи зиждется все здание спасения» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.1, гл.50).
А если, через исполнение заповедей Божиих, человек не будет приходить к такому настрою духа, то тогда такое исполнение будет содействовать в нем духу самоутверждения, — самомнению, вменению себе, — т.е. возгреванию духа самости и гордыни, первородного греха. Такой, по настрою своего духа, будет соединяться с падшими духами, демонами, – ибо и они одержимы таким же духом самости и гордыни, – и из него неизбежно будет получаться фарисей.
Правильно-проходимая борьба со страстями – это борьба за исполнение заповедей Божьих, за воспитание в чувствах истинных добродетелей. Чтобы человек приходил в правильный душевный настрой. Отсюда и будет совершаться его спасение. Поэтому, разбойник, покаявшийся на кресте, – спасся. Смирился в духе перед промыслом Божьим, сокрушил свой гордый дух, в скорбях и страданиях постигших его, пришел в чувство смиренное, говоря, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лук.23:41). И смирившись, всё чувство упования и надежды обратил только на одну милость Божию, «и сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» (Лук.23:42). Поэтому Господь его и спас: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лук.23:43).
А фарисеи-законники, которые исполняли все законоположения, оказались неспособными войти в Рай вместе с разбойником. Почему? – Настрой духа не тот, — нет добродетельных чувств, а вместо них одержимость страстными чувствами.
Они возгрели в себе, при помощи внешнего исполнения Закона, самомнение, самоцен, самоуверенный и самонадеянный дух, дух самоутверждения, ищущий удовлетворения своей самости и гордыни, первородного греха. Они вменяли себе исполнение буквы закона, потому и оказались неспособными к Царству Небесному. Но оказались способными – к богоубийству.