1. /
  2. Ересь, Раскол
  3. /
  4. Правильное понятие о расколе

Правильное понятие о расколе

Аноним:  А как определяется раскол?

О.Серафим: Всякий раскол определяется не по тому принципу, что меньшинство откололось от большинства. И не потому, что кто-то откололся от такой-то организации. Ибо Церковь – это не организация, а «Тело Христово» (1Кор.12:27); «Столп и утверждение истины» (1Тим.3:15); «Единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (Русский богослов Алексей Хомяков); «Единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви» (Русский богослов Алексей Хомяков).

Раскольники есть те, кто откололся от мистического Тела Христова, от Духа благодати Божией, в своем общем направлении.
Раскол – это отпадение от мистического Тела Христова, от Духа благодати Божией, а не от организации.

И определяется это не по канонам, ибо каноны всякий применяет по своему, — как дышло, которое повернешь, туда и вышло. Раскол и отпадение от Тела Христова, от Духа благодати Божией, определяется духовным вИдением и духовным чутьем, которые приобретаются по мере обретения чистоты чувств и удовлетворения совести, в своей личной жизни.

Книга канонов и правил – это не талмудический сборник. В них отражаются многие понятия и обстоятельства жизни уже прошедших эпох. И применение их к иной исторической эпохе и жизненным обстоятельствам может приводить не к исполнению воли Божией, а к Ее нарушению.
На каноны и правила, Св.Писание и Предание, могут ссылаться, при расколах и т. п., совершенно противоположные стороны; но Правда и Истина только за теми, кто не пошел против воли Божией. А она определяется духовным видением, чистым сердцем.

И там, где действуют исходя из духовного видения и чутья, которые омрачены страстным настроем духа, там идут против воли Божией, и отпадают от Тела Христова, от Духа благодати Божией, т.е. от Церкви. Так и определяется раскол. Хотя при этом они могут ссылаться на каноны и правила, используя их как благовидные предлоги, применяемые не к месту, не к времени.

Но бывает и так, что отпадение от мистического Тела Христова, от Духа Божия, было уже внутри, а впоследствии оно только лишь выразилось внешне.

Воля Божия не находится в подчинении канонам и правилам; и не зависит от применения их; и не находится в зависимости от них.

И всякий, кто ссылается на каноны и правила, он пытается выразить СВОЁ вИдение воли Божией, в конкретных жизненных обстоятельствах. Но выражает ли он волю Божию – это вопрос.

Ибо не ссылки на каноны и правила определяют волю Божию, а духовное видение и чутье, исходящие из удовлетворяемой совести и чистоты чувств, постигают волю Божию. А ссылки на каноны и правила, или на Св.Писание и Предание, могут применяться как средство, для внешнего выражения воли Божией, в данных и конкретных обстоятельствах; или как благовидные предлоги, которые прикрывают самомнение, дух самоуверенности и самоутверждения, у фарисеев и законников.

Итак, на чьей стороне духовное вИдение и духовное чутье действует в согласии с волей Божией, тот и остается в мистическом Теле Христовом, в Духе благодати Божией, т.е. не отпадает от Церкви.

О таком определении и постижении воли Божией, – духовным чутьем и чистотой чувств, а не канонами и правилами, – и писал в 1925г. новомуч.Михаил (Новоселов): «Трудность настоящего времени для православного человека состоит, в том, что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться внешне-правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде.
Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла.
Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1Тим. 4, 2) через примирение – по правилам с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На «законном» основании можно и антихриста принять…» (Письмо к другу).

Жизнь Церкви, Дух Божественной благодати течет не по руслу канонов и правил, а по руслу удовлетворяемой совести и чистоты чувств.

Оставьте комментарий