Оглавление:
Начало обновления, и появление обновленцев.
Изменяемое и неизменное в Церкви. Критерий канонов и правил.
В чем суть обновленцев и новообновленцев, Московской Патриархии.
Обман Московской Патриархии.
Об изменении канонов, и кто против этого.
Как спасся Благоразумный разбойник, не имея таинств и внешней церковности.
Начало обновления, и появление обновленцев.
О.Серафим: Еще задолго до революции, а так же и на Поместном Всероссийском соборе 1917-18гг. было положено начало, и в том числе велись подготовительные работы, по обновлению или изменению внешней церковной жизни, касающейся вопросов обрядовых и канонических, которые носят временный характер в жизни церкви, имеют несущественное значение, и потому могут быть изменяемы. Ибо в этом назрела нужда в жизни церкви, для удобнейшего спасения душ человеческих, в связи с изменениями эпохи, времен и жизненных обстоятельств в жизни народов.
А церковная организация живоцерковников-обновленцев возникла в 1922 году. Появилась она под благовидным предлогом продолжения обновления и изменений в жизни церковной, начатого еще до революции. Но на самом деле это обман, который только лишь прикрылся некоторыми внешними идеями обновления в жизни Церкви. Но главное что они ввели у себя, — это встали на путь слияния с отступнической властью, по духу антихристовой, и на служение ей. Ибо в связи с изменениями в государстве и возникновением новой власти, чтобы как-то, мол, с ней ужиться, они и вошли в тесное сотрудничество с властью, по духу антихристовой. – В этом смысл и суть обновленчества. Сначала они скооперировались с советской властью, а потом уже и произвели внешние церковные изменения. И таким образом, все дело обновления и изменения жизни церковной в несущественных вопросах, в разрешении которых нуждалась церковь, начатое еще до революции, – загубили и опорочили. В конечном итоге, в дальнейшем, вообще оставили все это обновление, и соединились с Московской Патриархией. И таким образом они явно показали, что главное для них было это не обновление жизни Церкви, стояние в истине, а приспособленчество ради выживания, через слияние с властью по духу антихристовой.
Изменяемое и неизменное в Церкви. Критерий канонов и правил
В Церкви есть то, что меняется по нужде Церкви: не существенное в Таинствах, обряды, Устав богослужений, дисциплинарные правила – каноны и правила имеющие временное значение, в определенную эпоху, времена и обстоятельства, в жизни Церкви. Ибо суть всех правил сводится к сохранению важнейшего в законе (Мф.23:23), – это спасение души человека, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств.
А есть то, что никогда не меняется: догматы, правильно-проходимая внутренняя духовная жизнь в борьбе со страстями, существенное в Таинствах, – сами нравственные принципы в жизни Церкви, которые всегда оставались и остаются одними и теми же, независимо от времени. То есть, не меняется сам дух евангельский, его направленность, которая и являет важнейшее в законе, – это суд (духовное рассуждение), милость и любовь (Мф.23:23;Мф.9:13 и т.п.); посредством которых ищется, как спасти душу человеческую, исходя из конкретных обстоятельств жизни, эпохи и времен.
Епитимии, которые налагались Церковью за блуд и другие тяжкие грехи, преследовали цель помочь стать человеку на путь покаяния и исправления. Правило предписывало за такой-то грех, столько-то лет отлучения от Церкви: от пяти и до пятнадцати лет; за другой грех, тоже какой-то срок. Но многие опытные в духовной жизни старцы, когда к ним приходили грешники и каялись, видели, что можно разрешить и простить и в три дня. Так как сам дух правила, сам принцип нравственности соблюдался, кающиеся грешники полностью меняли свою жизнь и настрой духа, – с греховного на богоугодный. То есть, в основании всех канонов и правил стоял сам принцип нравственности: содействовать спасению душ человеческих, через воспитание правильного душевного настроя, спасительного для души. Этот принцип и определяет все канонические правила, которые и могут изменяться или отменяться, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств, для удобнейшего спасения душ человеческих.
Вот этот критерий, определяющий каноническое право, а отсюда и всякий канон и правило: как лучше содействовать спасению душ человеческих, – через воспитание в них верного душевного настроя, спасительного для души, – по причине изменившейся эпохи, времен и жизненных обстоятельств. И там, где этот принцип не соблюдается, – там впадают в обрядоверие, фарисейство и законничество.
В чем суть обновленцев и Московской Патриархии
Суть таких живоцерковников, обновленцев состоит в том, что у них нет никаких нравственных принципов. Принцип у них один: главное учуять «куда ветер дует» и за «ветром» плестись. «Ветер» начинает менять направление, значит вовремя нужно учуять и тоже менять направление. И так все время: приспособленчество – как хамелеоны. У таких людей нет нравственных принципов, у них принцип один – жизнь устроить хорошо, удовлетворять свое душевное и телесное сладострастие и дух гордыни. «Еще Святейший Патриарх Тихон писал в одном из своих посланий, что у обновленцев нет нравственного критерия, т. е. внимания к голосу совести» (Письма катак. еп. п.4).
Веры в Бога у них нет. Вера, как говорил один катакомбный епископ, у них простая и заключается в двух словах: «как прикажете», — кто у власти стоит, у кормушки, значит, того и будут слушать.
Суть обновленчества – чисто шкурная, любой ценой приспособиться к власти, по духу антихристовой, ради внешнего благополучия, т.е. ради удовлетворение своего сладострастия, духа самости и гордыни.
То же самое отсутствие «нравственного критерия, т. е. внимания к голосу совести», явилось и у митр.Сергия(Страгородского) и его последователей Московской Патриархии (МП). Хотя они и отказались от всякого внешнего обновления или изменения внешней обрядовой и канонической стороны в жизни церкви, но сделали они это ради удобнейшего обольщения народа, — по той причине, что народ, в основной массе, был заражен обрядоверием и фарисейством (видимостью внешнего благочестия).
Митрополит Питирим Волоколамский (МП), в своей богословской статье (ЖМП), еще при советской власти, писал, что Церковь (МП), как существовала, так и будет существовать при любой власти. – Они могут жить при любой власти. При коммунистах жили хорошо, пришли демократы, олигархи, которые поносят коммунистов, тоже живут хорошо. Придут опять коммунисты, и с ними будут в мире и согласии. Придет антихрист, они и с ним будут в мире и согласии. Эти люди потеряли все нравственные принципы, кроме одного, — при любой власти и любой исторической обстановке сохранить себе такое положение, чтобы можно было удовлетворять свое душевное и телесное сладострастие, чтобы сохранить свою шкуру. Они ищут удовлетворения своих страстей, и имеют земные цели, которые искусно прикрывают словами Св.Писания и Св.Отцов, используя их как благовидные предлоги для оправдания своих страстей, для сокрытия своего лукавства.
Новомученики назвали Московскую Патриархию новообновленческою церковью, хотя она не вводила никаких церковных новшеств, как обновленцы. Это свидетельствует о том, какое понятие было у новомучеников об обновленчестве. Почему? – Потому что суть обновленчества была не в этом. А в чем? – Суть отступления обновленческой церкви была в слиянии с советской властью по духу антихристовой и служение ей. Вот то же самое сделала и Московская Патриархия, — ради того, чтобы только выжить, они подчинили церковную организацию безбожной власти, по духу антихристовой, и поставили ее на служение ей. И вместе с ней стали воспитывать народ в духе антихристовом, таким образом, подготовляя его к приходу антихриста. Вот в этом и состояла суть отступничества обновленчества 1920-х годов и Московской Патриархии. – В воспитании духа антихристова. Это продолжается и доныне.
Для оправдания этого иногда приводят в сравнение положение Греческой церкви, в то время, когда Греция была под турками. Но у них все равно церковь оставалась свободною. Она отдавала дань или налог за Патриарха, но могла самоуправляться: духовная свобода ее не нарушалась. У нас же в России, церковь порабощенная с тех пор как отдалась в послушание этой власти – с 1927г. Через это потеряла свою духовную свободу, что есть главное в Церкви.
Где теряется духовная свобода, – там нет исповедания правды и истины, там уже нет Церкви. Свобода духовная – это свобода от греха, свобода исповедания пути правды и истины. Где есть духовная свобода, – там и есть Церковь. И если ты в лжецеркви, ты не свободен духовно, – но раб своих страстей.
Обман Московской Патриархии
«Какой грех совершил митр. Сергий? – Грех обновленческий, с которым Церковь так боролась. В чем состоял этот грех? – В соглашении с большевицкой властью, которая имеет цель (открыто исповедуемую ею) – уничтожить религию. Грех этот, таким образом, состоит в измене своим собственным целям, своей сущности, своему призванию, как религии, как Церкви, грех против себя самого, как блуд – против собственного тела. Соглашение Христовой Церкви с безбожной властью – факт, глубоко, по существу, безнравственный» (протопресв.Михаил Польский, «Положение Церкви в Советской России«).
Почему многие из епископов и священства сначала угодили в обновленчество, но потом, увидевши его слияние с этой властью, покинули его? Потому что многие вопросы по обновлению жизни церкви, которые провели обновленцы, были до того, еще задолго до революции, а также и на Поместном Российском соборе подымаемы, и требовали своего разрешения. И многие епископы и священство были с этим согласны и хотели проведения этих реформ. Но революция и гражданская война все это остановила. И тогда встал вопрос уже не мирного строительства церкви, а начались гонения. Эти вопросы были не вероисповедного характера и не вели к искажению христианского нравоучения. Они имели временный характер в истории Церкви, который зависел от времен, эпохи и жизненных обстоятельств, в которых оказывалось человеческое общество. Это введение женатого епископата (который почти до 10 века существовал в Церкви, и при этом в тот период времени Церковь не считалась обновленческой или не истинной), второбрачие духовенства (которое тоже было в истории Церкви), богослужение для каждого народа на доступном ему языке (а это было постоянно и всегда) и т. п. А в наше время, содомо-гоморских соблазнов, разливающихся повсюду, для сохранения нравственности, тем более необходимо введение всего этого, и даже более того.
Московская Патриархия обманула всех тем, что неправильно преподнесла людям суть обновленчества, тем самым, прикрыв себя, сокрыв свой грех. И таким образом ввергла всех в обрядоверие, фарисейство и законничество. Так исполняется то, о чем пророчествовали Св.Отцы, — что новозаветные фарисеи-законники приведут весь мир к антихристу.
Суть сергианства, по причине которого Московская Патриархия отпала от вселенской Церкви, такая же как и суть обновленчества. Отличие их несущественны, чисто внешние. Сергианство МП – это то же самое обновленчество по сути, но только прикрытое внешним сохранением обрядов и канонов. То есть, это обрядоверы, фарисеи и законники. Обновленцы стали менять внешнюю обрядовую сторону, поэтому народ их и отверг, ибо это слишком явно бросалось в глаза, т.к. все привыкли по старинке, в общей массе народа было сильно обрядоверие и фарисейство.
О духовном состоянии большинства народа, на тот момент времени, еще свт.Игнатий Брянчанинов писал: «Какое Христианское образование найдем в России? В простом народе, наиболее излишнюю, скрупулезную привязанность ко всему вещественному, к форме, – от чего родились расколы; – недостаток, крайний недостаток в познаниях и ощущениях духовных. Где же вера чистая, святая? – Ее нет ни в слепых односторонних приверженцах формы, ни в превозносящемся разуме и премудрости человеческой, разуме и премудрости падших, отверженных Богом» (письмо 528).
Поэтому, чтобы не отпугивать народ, антихристова советская власть пошла на хитрость, – оставила в церкви все каноны, обряды, внешние традиции, богослужебные уставы, такими, какими они были до того, не поменяла ничего. Но сама суть стала другой, – тесное сотрудничество с антихристовой по духу властью. Так Московская Патриархия стала послушным орудием в руках власти, — во главе которой находится мировое жидовство, ведущее весь мир к антихристу, — и стала вместе с ней заодно участвовать в обмане и одурачивании народа, подготавливая его к пришествию антихриста.
Поэтому Московская Патриархия, чтобы прикрыть свою настоящую сущность, прикрыла и основную сущность обновленцев. И назвав отступлением обновленчества – изменение обрядовой стороны, канонов и правил, имеющих временное значение в жизни Церкви, обманула всех и направила по пути обрядоверия, фарисейства и законничества. Что и приводит в итоге к магии, которая прикрыта внешне церковными одеждами, теми же обрядами, и потому не может распознаться большинством народа.
Московская Патриархия свое слияние с властью по духу антихристовой прикрыла, зацикливши внимание всех на несущественной обрядовой стороне канонов и правил, и что якобы суть обновленчества в том и состояла, что они стали вводить новые каноны, обряды: второбрачие духовенства, женатый епископат, совершали службу с открытыми царскими вратами и т. п.. Но это все несущественные вопросы в жизни Церкви, которые были изменяемы в истории Церкви, и могут быть изменяемы, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств человеческого общества, — в зависимости от нужды в жизни Церкви. Московская Патриархия же, назвавши все это грехом и сокрывши сущность обновленчества для народа, сокрыла и свой главный грех, — слияние с властью по духу антихристовой. И таким образом, еще более ввергла всех в обрядоверие, фарисейство и законничество, и повела по пути слияния с такой же обрядоверческой, фарисейской и законнической церковью – новозаветным иудаизмом.
Стараясь сокрыть главную сущность своего отступничества, они зациклили внимание всех на несущественных вопросах, которые имеют временное значение в Церкви и могут изменяться.
Таким образом Московская Патриархия подменила истину, начав догматизировать обрядовую сторону жизни Церкви, каноны и правила, имеющие временный характер в жизни Церкви, – которые, если проследить по истории Церкви, с течением времени изменялись. – Она встала на путь обрядоверия, фарисейства и законничества, который в итоге ведет к слиянию с новозаветным иудаизмом (жидовством), ибо и они в таком же духе. Этот дух и приведет всех в итоге к антихристу.
Об изменении канонов, и кто против этого
В Церкви действует Любовь и Истина, посредством которой Господь стремится спасти души человеческие. По причине этой Любви, которая превосходит разум человеческий, Церковь, в зависимости от нужды, может менять в чем-либо свою внешнюю одежду, каноны и правила, имеющие временный характер в жизни церкви; но при этом должно сохраняться благочестие, чтобы все внешнее выражало смысл и суть христианства. Это все делается от действительной нужды в жизни Церкви.
Единственная нужда в Церкви – спасение душ человеческих. Кто идет против этой нужды церковной, – которая внешне может меняться с течением времени, в зависимости от эпохи, времен и жизненных обстоятельств человеческого общества, – тот по фарисейски и по законнически исполняет постановления и Предания церковные, по иудейски. Это происходит по причине того, что он не улавливает дух Церкви и применяет Предания и постановления церковные, каноны и правила, не к месту и не ко времени.
Причина – отсутствие жизни в духе, и одержимость самомнением, духом самоутверждения, тщеславием и духом гордыни, т.е. теми страстями, которыми были одержимы фарисеи и законники, за которые и упрекал их Христос; и по причине которых у них было неправильное отношение к закону. То есть, они не имели познания своей немощи, а отсюда и истинного смирения, которые являются основанием духовной жизни, и без которых она не может правильно проходиться, ибо их место тогда заступает дух самости и гордыни, дух самоуверенности. В таком случае, исполнение закона становится средством для утверждения в духе самости. Что и приводит к духу антихристову.
Как спасся Благоразумный разбойник, не имея таинств и внешней церковности
Первый человек, вошедший в рай, был разбойник, покаявшийся на кресте. Весь опыт его жизни – разбойнический. И, соответственно, он не был приобщен к внешней жизни Ветхозаветной церкви, будучи грешником, которыми гнушались фарисеи и законники. Но он совершил главное, что есть в Церкви для спасения душ человеческих: он отверг свой дух самости и гордыни, возгревши решимость и самоотвержение, смирил и сокрушил свой дух пред Богом, – своим Творцом и Создателем, висевшим распятым по плоти на кресте. – В ощущении своего недостоинства и окаянства, уповая только лишь на Его Божественную милость, он исповедал правду и истину перед лицом фарисеев, книжников и законников, архиереев иудейских, насмехавшихся над Христом, — он назвал Христа Господом.
Он не знал ни греческого, ни латинского, ни древне-еврейского (на котором в то время служили в храме) языка. Он говорил языком простых людей своего времени: языком рабов, языком рыбаков, на котором говорили и Апостолы. Он не был приобщен ни к какой внешней церковной эстетике и обрядовости, над ним не было внешне совершено ни одного Таинства, в том числе и крещения; он не исполнял никаких канонов и правил. И пострадал он не за Христа или Истину, а за свои грехи. Но он первым вошел в рай, в Царство Небесное; и сделался для всех, на все века и времена, образцом для подражания, – Благоразумным разбойником. Вот то что он поимел, вися на кресте, — правую веру, правое расположение духа, верный душевный настрой, – вот этого мы и должны искать, – в этом суть и соль христианства. А не в законническо-фарисейском отцеживании комара, поглощая при этом верблюда, особенно при современной жизни.
Что же это за душевный настрой оказался у разбойника? – Он смирился, по настрою духа, перед страданиями, которые постигли его, считая, что эти страдания и скорби правильно и верно постигли его, за грехи; поэтому и говорил, что «мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лук.23:41). Он смирился и сокрушил свой дух до того состояния, что считал себя недостойным спасения и у него осталась одна только надежда на милость Божию, поэтому он сказал, обращаясь ко Христу: «помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое» (Лук.23:42). Видите, какое смирение и сокрушение духа он поимел по душевному настрою, что говорит только лишь «помяни», т.е. вспомни однажды; считая, таким образом, себя недостойным спасения и поэтому надеющимся только на одну милость Божию. Он исповедал правду и истину, исповедал Христа Господом пред всеми гонителями и хулителями Его, — первосвященниками, фарисеями, законниками и книжниками. Вот за этот душевный настрой, Господь и даровал ему дар спасения и сказал, что «ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).
На примере благоразумного разбойника, для всего человечества, мы видим, что какому настрою души Господь дарует спасение. Вот таков настрой души и должна воспитывать истинная Церковь на земле, в своих духовных чадах. В этом Ее суть и назначение; а не в обрядоверии, фарисействе и законничестве.