Николай (Заварин Николай Георгиевич), священик (1882 г.р.) — новомученик и исповедник. После окончания школы поступил в вологодскую Духовную семинарию. Служил в одной из церквей на территории, удерживаемой армией Колчака. В 1920 г. переехал в Пыщугский район ныне Костромской области. Приход о. Николая находился в духовном подчинении епископа Вятского Виктора, не признавшего декларацию митр. Сергия. В 1930 г. о. Николай был арестован и судим по ст. 74, п. 2, отбывал наказание в Архангельске в течение 2-х лет, затем вновь вернулся в Пыщугский район, в село Заветлужье. В 1935 г. получил очередной срок и отправлен с этапом в Караганду. Дальнейшая судьба его неизвестна.
Письмо.
«Достопочтимый о. протоиерей Николай Арсентьевич!!! Ознакомившись с Вашим последним отношением на имя церковного совета, по обсуждению, по поручению церковного совета и от себя лично, отвечаю.
Вы считаете нас раскольниками, отделившимися от церковного единства. Правда ли это? Отвечаю: нет. Мы всей душою и телом принадлежим к Российской Православной Церкви, возглавляемой самим Господом Спасителем и управляемой находящимся во временной ссылке патриаршим Местоблюстителем митр. Петром. Мы только воздерживаемся признать православной ориентацию, образовавшуюся вследствие раздора, внесенного митр. Сергием и им возглавляемыми. Мы просили бы Вас и вл. Неофита, вместо того, чтобы присылать нам различные угрозы и прещения, дать ответы ясные и точные на следующие вопросы:
1. Чем обусловлена каноническая или законная преемственность заместительства митр. Сергия?
2. Состоит ли митр. Сергий и его синод в переписке с митр. Петром?
Не знаю, какого мнения о митр. Сергии сейчас митр. Петр, но знаю, что в 1930-м он был против него. Я лично читал его письмо к архиеп. Димитрию, где митр. Петр отрицательно отзывался о митр. Сергии и его действиях, называя их прикрытым обновленчеством и советовал православным чадам воздерживаться от признания Сергия.
В заключение скажу, что думаю лично: вся ориентация сергиевская держится только на обмане, и горе тем руководителям, которые держат массы в обмане и страхе до времени; в конце концов ведь узнают правду верующие, все верующие, когда явится из ссылки митр. Петр, а тогда что?
Да, вот, еще что. Скажите, чем объясняется, что срок ссылки митр. Петру удвоен? Не содействием ли митр. Сергия?
Таков по крайней мере голос всех настоятелей и архиереев, находящихся в ссылке в Архангельске.
Бог мира и любви да будет с нами, ждем ответа.
Николай Заварин.
«Православная жизнь». №5. 1997г. стр. 15-16.