О.Серафим: А как же понимать, когда Святые Отцы говорят, что без искушений мы не можем войти в Царство Небесное, а в молитве, которую дал нам Господь Иисус Христос сказано: «не введи нас во искушение». Как это понять?
Чисто внешне, у Святых Отцов очень много таких кажущихся несоответствий. Мы читаем Святых Отцов и находим между ними как бы противоречия. Но на самом деле противоречий никаких нет, — все противоречия у нас внутри. – В зависимости от эпохи, обстоятельств, времени и прочего, один святой говорил – так, другой – по другому, но противоречий никаких нет. В данном же случае, тоже нет никакого противоречия. Здесь просто слово применяется в разных значениях. Мы действительно не можем без искушений войти в Царство Небесное. Один из Святых Отцов говорил, что убери искушения и не будет святых: «Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни» (блаж. авва Зосима Палестинский, Добротолюбие, т.5, гл.5). То есть, святые появляются через искушения. Почему? Потому что в искушениях вытаскиваются наши страсти, с которыми мы должны вступить в борьбу, брань, – преодолеть их, через это познать свою немощь, сокрушить и смирить свой дух, воспитать истинные добродетели.
А как мы познаем свои страсти, которые не видим в себе, если не будет искушений? Как мы смиримся, если не будет искушений? – Никак. Вот потому-то они и есть, потому-то они и будут, потому-то они и должны быть.
А «Не введи нас во искушение» обозначает не то, чтобы Бог избавил нас от искушения, а то, чтобы мы не входили в него страстно, т. е. чтобы мы проходили искушение не идя на поводу у страсти. а в добродетельных желаниях и чувствах. Поэтому, если говорим «не введи нас во искушение», то здесь имеется ввиду то, чтобы мы не реагировали на искушения страстно, и чтобы Господь избавил нас от тех искушений, которые превышают наши силы, и от тех искушений, в которые мы лезем по самоуверенности и по самонадеянности. А если лезем в искушение по самоуверенности и по самонадеянности, то значит, искушаем Бога, а сказано: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4, 7). – Если ты сам лезешь в искушения, которые превышают твою меру, и по этой причине падаешь, то необходимо, познавать свою немощь и от этого удаляться. Но если ты не можешь от этого отстать, по навыку, по привычке, то плачь, сокрушайся, и в ощущении своей немощи, проси у Бога помощи, чтобы он по милости своей избавил тебя.
Надо просить Бога, чтобы Он избавил от тех искушений, в которые я лезу сам, но это и от меня зависит, от моей воли. А когда искушение происходит по независящим от меня причинам, то это попускает Бог.
Избавление же от искушений, в конечном итоге, это когда любое искушение, которое приключится со мной, не действует на меня страстно. Когда человек не будет реагировать на искушение страстным чувством, а будет реагировать на него добродетельным чувством. Вот тогда искушения для него и не будет существовать.
Почему существуют искушения? Почему искушения, являются для меня искушениями? – Потому что я реагирую на них страстными чувствами. А если я буду реагировать на них добродетельными чувствами, то искушения перестанут быть для меня искушениями. Вот это и есть: «не введи нас во искушение».
Для того, чтобы искушения не действовали на тебя страстно, понадобится борьба со страстными чувствами. И через борьбу ты мало-помалу придешь к тому, что уже не будешь реагировать страстно на искушения. Вот когда к этому придешь, то это и будет: «не введи нас во искушение». – Бог избавит тебя от тех искушений, в которые ты сам лез и которые превышают твою меру, а так же от действия тех искушений, которые приключаются с тобою, помимо твоей воли. И только тогда, искушения и перестанут быть для тебя искушениями. То есть, ты перестанешь их ощущать страстно.