Издание 2-е, С.-Петербург Издание книгопродавца И.Л. Тузова. Гостиный двор 45, 1898г.
Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.
Типография Дома Призрения Малолетних Бедных. Лиговская ул., 26.
Талмуд учит, что Богу евреи приятнее ангелов. [2] “Кто, говорит талмуд, еврею даст пощечину, тот виновен так, как если бы он дал пощечину Божескому величию”. [3] Другие раввины, приводя это учение талмуда, доказывают его тем, что еврей составляет материальную частицу своего отца. Поэтому гой (обыкновенное название христиан или вообще иноплеменников), который ударит еврея, по талмуду, достоин смертной казни. [4] Если бы на свете не существовало евреев, то на земле, по талмуду, не существовало бы благословения Божия, [5] не было бы ни солнца, ни дождя, [6] и никакой народ не мог бы существовать на земле без евреев. [7] В мире царит различие в превосходстве одной вещи перед другою, растения и животные не обходятся без того, чтобы о них не заботился человек, и, как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами в свете. [8] Талмуд при этом учит: [9] “семя человека — не еврея, есть семя животного”. Иноплеменники (Nochrиum) и не евреи, по утверждению раввина Кронера, одно и тоже. [10] Иноплеменник, говорит талмуд, есть каждый человек, не получивший обрезания, а иноплеменник и язычник — одно и тоже. [11] В другом месте талмуд дает наставление евреям заботиться о том, чтобы они “гробы гоев (goиm) — (христиан) не сквернили собою Израиля (гробов еврейских), так как только евреи, люди, другие же народы имеют свойства зверей, [12] происходят от животных”. В некоторых местах талмуда встречается название не евреев собаками. Изъясняя 16 ст. 12 главы книги Исход, где говорится о праздниках иудейских, талмуд говорит: “они (праздники) установлены для евреев, а не для иноплеменников, не для псов”. [13] Раввин Моисей перефразировывает эти слова так: “праздники для вас, а не для иноплеменников, для вас, а не для псов”. [14] Тоже говорит и Рашши в Ех. в венецианском издании, тогда как в пятокнижии, изданном в Амстердаме, комментарий Рашши слова “не для псов” опускает. Но не-евреи, по талмуду, не только псы, но и ослы. [15] Раввин Абарбанел говорит: избранный народ достоин вечной жизни, а другие народы — ослы”. [16] “Дома гоев (goиm) — дома животных”. [17] Бен Сира поэтому отвечает Навуходоносору, который предлагал ему в замужество свою собственную дочь, так: “я сын человека, а не животного”. [18] Великий Манахем (раввин), говорит: [19] “вы израильтяне — люди, а остальные народы не люди, потому что их души происходят, от нечистого духа, души же евреев происходят от духа Св. Бога”. Якут пишет в том же духе: евреи у него называются людьми, идолопоклонники же (к которым также принадлежат, очевидно, и христиане, так как почитают идола) происходят от духа нечистого и называются свиньями. [20] Женщина, не еврейка, есть животное, проповедует раввин Абарбанел. [21] На основании этих положений, люди, которые не принадлежат к иудейской религии, а прежде всего отступники от иудейской веры, каким, по учению талмуда, был Иисус Христос, Который Сам совратился и многих других совратил в идолопоклонство, [22] должны навсегда потерять надежду, чтобы в них еврей признал своего ближнего. Животные не удостаиваются любви такой, какую мы питаем к ближнему. Закоренелый грешник заслуживает наказания. Язычник, который, не примет иудейской религии, и христианин, пребывающий верным Христу, по взгляду талмудистов, враг Божий и враг евреев. Поэтому талмуд говорит: “слова библии: Бог не имеет гнева” (Ис. ХХVII, 4) относятся только к евреям, а слова: “Бог гневается” (Втор. II, 1) относятся к иным народам, живущим на земле. [23] Имя горы Синай означает, по талмуду, [24] что гнев сошел на народы мира. Поэтому талмуд учит: [25] “здесь разумеются все народы, кроме еврейского, чтобы их не удостоить никакой милости”. И в другом месте: [26] запрещено сожалеть о человеке не разумном”. Точно также учит и раввин Герсон: [27] “праведному человеку не прилично с сожалением смотреть на людей злых”. А Абарбанел говорит: [28] “грешно обнаруживать милосердие”. На этом основании, по талмуду, нужно считать дозволительным для праведных друзей и родных Божиих обманывать безбожных, так как написано: “будь чистым к чистым и несправедливым к неверным”. [29] Раввин Елеазар кроме того говорит: [30] “как мурин между всеми творениями, так Израиль между всеми народами отличается своими добрыми делами”. Талмуд говорит, что [31] поэтому запрещено евреям поздравлять безбожных; нужно считать перлом следующее изречение: будь всегда хитрым в страхе Божием. [32] Талмуд, однако, прибавляет: “поздравь и гоя (иноплеменника, не еврея), чтобы он тебя ценил и чтобы ты от него не испытал никакой неприятности”. [33] Нарушение закона (относительно приветствия евреем иноплеменника) допускается по словам Рашши для того, [34] чтобы человек (т.е. еврей) притворялся приветливым в присутствии иноплеменника (т.е. не еврея), чтобы он его убеждал, что любит. Такое притворное приветствие евреем иноплеменника дозволено, говорит Бешай, только тогда, когда человек, т.е. еврей, находит это необходимым и почему либо боится иноплеменника, в противном случае приветствие евреем не еврея грех, потому, что талмуд учит [35] “в этом мире обман позволителен евреям в отношении к безбожникам”. Все, же народы в свете за исключением евреев — безбожны, все их добрые дела, милостыня, которую они подают, милосердие, которое они обнаруживают, вменяются им во грех, говорит талмуд, [36] так как все это они совершают для того, чтобы их хвалили. Это, очевидно, потому что все необрезанные, по талмуду, язычники, безбожники и злодеи, [37] а обрезания турок, по замечанию талмуда, не нужно признавать истинным. [38] Вследствие всего этого еврей может совершить добро и для безбожных, посещать их больных и присутствовать при их погребении, но, как учит талмуд, все это нужно делать для спокойствия и чтобы евреям не испытывать неприятностей.
Так как, по талмуду, евреи и Божественное величие одно и то же, то само собою разумеется, что евреям принадлежит, весь мир. Поэтому талмуд ясно говорит: “если вол, принадлежащий еврею, уязвит вола, принадлежащего иноплеменнику, то еврей освобождается от вины или вознаграждения за убыток, потому что св. писание говорит: “явился Господь Бог и измерил землю и отдал иноплеменников во власть израильтян. Так как дети Ноя не исполнили 7 заповедей, то Господь Бог отдал все их имущество израильтянам”. [39] Детьми Ноя, по учению талмуда и раввинов, называются все народы мира в противоположность детям Авраама. [40] Поэтому раввин Альбо учит вместе с другими раввинами, что Бог дал евреям власть над имуществом и кровью всех народов. [41] Талмуд в другом месте [42] говорит: “дитя, если б украло что-нибудь, хотя бы стоющее меньше самой мелкой на свете монеты, должно быть наказано смертью”.
Напротив, еврею, говорит талмуд, [43] дозволено обижать гоя (иноплеменника), так как написано: “не твори обиды ближнему твоему”, а не написано: “не твори обиды гою”. Ограбить гоя, в другом месте повторяет талмуд, позволительно: [44] “и не притесняй работника из твоих братий, исключая иноплеменников”. [45] Раввин Аши, говорит талмуд, увидев виноградник, наполненный виноградом, сказал своему слуге: если виноградник сей принадлежит гою, то принеси мне из него винограду, а если он принадлежит еврею, то не приноси”. [46] Заповедь “не укради”, означает, по Маймониду — орлу иудейства, то, чтобы только не обкрадывать никакого человека, т.е. никого из евреев, [47] а в ином месте [48] он прибавляет, что не еврея обкрадывать можно. Все это вытекает из положения, что евреям принадлежит весь мир; поэтому воровство еврея у иноплеменника не есть воровство. А если, не смотря на это какой-нибудь раввин-талмудист произнесет, что воровство грех, то он пусть знает, что ошибается, и он всегда должен рассуждать так: еврей не может красть, он только берет, что принадлежит ему конечно, на сколько позволяет ему в этом его сила и на сколько далеко простирается его власть. Раввин Пфефферкон говорит поэтому неправды, когда пишет: имущество христиан, по смыслу талмуда, есть добро всякому принадлежащее, как песок морской; первый, кто захватывает его себе, есть истинный его владелец. [49]
Талмуд говорит: “дозволяется тебе обманывать гоя и брать с него лихву, но если что продаешь ближнему твоему (т.е. еврею) или что покупаешь у него, то не обманывай брата своего”. [50] Если еврей ведет тяжбу (пред судом) с не-евреем, говорит талмуд, то пусть брат твой выиграет дело, а иноплеменнику скажи: “этого требует наше законодательство (здесь идет речь о стране, в которой царят евреи); если же законодательство иноплеменного народа благоприятствует еврею, то опять брат твой пусть восторжествует, а иноплеменнику ты скажи: “этого требует законодательство ваше”. Если же нет ни одного из этих условий (т.е. если евреи не имеют господства в крае и законодательство народное направлено не в их пользу, то нужно иноплеменника опутывать разными хитростями, чтобы торжество осталось за евреем. Потом следуют слова раввина Исмаила, который приводит свидетельство Акибы: “нужно стараться, чтобы во время судопроизводств не было открыто обмана и чтобы чрез это еврейство и вера иудейская не подверглись бесчестию. [51]
А о раввине Самуиле, одном из главнейших деятелей талмудизма, говорит талмуд, что он учит, что гоя обманывать позволительно. Так он (Самуил) сам купил у одного гоя золотую бутылку за 4 драхмы (драхма равняется нашим 7 коп.), так как гой считал ее бронзовою, кроме, того при расплате ему удалось от гоя оттянуть еще одну драхму из этих 4-х. Раввин Кагане купил у одного гоя 120 бочек вина вместо 100; третий раввин продал гою пальмовое дерево и дал такое распоряжение своему слуге: иди и укради несколько полен, так как гой не знает в точности сколько полен принадлежит ему. [52] Раввин Моисей сказал: [53] “если гой, производя счет, сделает ошибку, то еврей приметив это должен говорить, что он об этом ничего не знает”. Украшенный сединами раввин Брентн в своем сочинении “judenbalg” [54] говорит: “если евреи, набегавшись в течение недели в разные места обманывать христиан, то в шабас они вместе сходятся и хвалясь друг пред другом своими обманами, говорят: нужно гоям вынимать сердца из грудей и убивать даже лучших между ними”, конечно, если это удастся достигнуть. [55]
Талмуд говорит: кто гою возвращает потерянную вещь, того Господь Бог не простит; поэтому запрещено возвращать гою украденную вещь”. [56] Поэтому же раввин Моисей учит: [57] “евреи грешат, когда возвращают потерянные вещи отступникам и язычникам, равно и всем, которые шабаса не почитают”. А обожаемый Рашши говорит: [58] кто гою возвращает потерянные гоем вещи, тотгоя считает равным еврею” (т.е. восстает против Бога) Маймонид же возвещает [59] “грешит тот, кто возвращает потерянные вещи не-еврею, потому что, в таком случае, он увеличивает силу безбожных”. А раввин Иерухет прибавляет: [60] “если гой держит у себя залог еврея, залог, за который еврей одолжит ему деньги и гой потеряет этот залог, и еврей его найдет, то еврей не должен возвращать гою найденного залога, потому что обязанность возвратить потерянную вещь прекратилась с того момента, как еврей нашел этот залог. Если бы нашедший подумал, что надо найденную вещь возвратить гою для славы имени Божия, то ему нужно сказать: если хочешь прославлять имя Божие, имей дело с тем, что тебе принадлежит”.
Закон Божий обязывает богатых помогать бедным или подарками или одолжением. Одолжение состоит в том, чтобы давать кому-нибудь для употребления вещь, а берущий в долг обязывается в означенный срок возвратить взятую в долг вещь того же самого рода и того же качества. Было бы не справедливостью, если бы кредитор потребовал от своего должника более, чем сколько стоит одолженная вещь, так как он должнику не давал вещи стоящей более, чем сколько требовал должник. Требовать больше, было бы лихвою. Но часто случается, что кредитор, вследствие того, что деньги находятся у должника, а не у него, несет убыток, или же в течение этого времени сам испытывает нужду или же должен отречься от очевидной для себя прибыли. В последнем случае занимают видное место вещи, которые приносят прибыль, преимущественно деньги, которые умножаются посредством торговли и частых оборотов. В таких случаях кредитор, если он не несет обязанности прямо пособлять, может требовать от одалживающего у него более действительной стоимости вещи, потому что, вследствие означенных причин, он сам дает “больше”. Это “больше” есть истинный процент; истинность его оценивается на сколько кредитор давший деньги в долг может терпеть убыток, или быть в опасности, или потерять известную прибыль, — в противном случае чинш или процент будет называться лихвою. Так, без сомнения пред Богом было бы лихвою, если бы кто вместо обыкновенно взимаемого 5 или 6% от ста, при таких же условиях потребовал бы от своего должника большего процента, потому что в таком случае кредитор требовал бы от своего должника больше чем сколько принес бы ему капитал вследствие обыкновенной процентной стоимости — биржевой денежной цены. Требование его, очевидно, превышало бы действительную производительную силу капитала, и только крайняя нужда ближнего побуждает такого кредитора настаивать на своем от должника требовании. За то “больше”, которое кредитор вручает с капиталом, может как еврей от еврея, так и от не еврея брать соответственный процент. Господь Бог, по особым обстоятельствам в силу Своего высшего права над всем существующим, в ветхом завете позволил иудеям брать от не евреев “больше” кроме одолженной вещи за пользование этою вещью. При этом, конечно, разумелось, что это “больше” (процент от капитала) должно находиться в соответствии стоимости вещи и состоятельности должника и проч., иначе это было бы притеснением ближнего, словом: Бог дозволил евреям брать с не-еврея только законный процент.
Послушаем же, как об этом предмете говорят раввины?
Моисей позволил, как уже сказано, брать от не-еврея (конечно, справедливый) процент (Втор. ХХIII, 20). Но огромная каста наших “непогрешимых” раввинов учит, будто бы Моисей запретил евреям не брать с не-евреев проценты. Моисей, говорят они, сказал так: “ты обязан брать процент с иноплеменника”. Раввин Маймонид — орел иудейства — пишет: “Бог наш приказал брать от гоя лихву и только в таком случае оказывать ему одолжение (если хочет платить требуемую лихву). Это для того, чтобы мы не оказывали гою помощи, так как мы обязаны ему причинять вред даже в таком деле, в котором он нам может быть полезным; еврею же этого мы не должны делать”. [61]
“Слово Моисея (Втор. ХХIII, 20), — говорит раввин Рабби, — есть слово для нас обязательное”. [62] Тоже самое пишет талмуд: “запрещено одалживать гоям без лихвы, а с лихвой можно”. [63] Леви [64] и другие повторяют то же самое. Вследствие этого извращения смысла св. писания оставался только один шаг до безнравственного вымогательства огромного размера процентов, основанного единственно на притеснении ближнего. За это притеснение еврей не только не чувствует укора совести, а наоборот, ощущает в своей душе довольство, основанное на его религиозном духе, происходящее от сознания того, что он притесняет гоя (иноплеменника). Знаменитый раввин Бешай заявляет что раввинам известно, что Моисей воспретил ростовщичество, но, однако, этот раввин пишет: “раввины благословенной памяти заповедали, что от гоя позволительно взимать только такой рост, какой требуется содержанием жизни еврея”. [65] Но находясь под влиянием духа противоречия и в то же время, будучи уверенным в своей непогрешимости, этот же самый раввин говорит еврею об отступнике (отступившем от иудейства), а потому и вообще об иноверцах, к которым еврей-отступник себя присоединил: “жизнь его находится в твоих руках, а тем более деньги его”, [66] что очевидно узаконяет безграничный процент, даже воровство и грабеж, потому что имущество и кров приносятся в жертву произвола. Талмуд учит: “Самуил сказал, что мудрецы (ученые раввины) могут друг другу от себя давать в рост”. Почему, спросите, ведь они ясно видят, что рост между евреями воспрещен законом Моисея? Потому, видите, что процент есть подарок, который они один другому (как подарок за одолжение) дают. Самуил, сказал Аврааму Бен “иди и одолжи мне 100 фунтов перцу за 120 фунтов, так как это справедливо” (как подарок в знак благодарности). Раввин Егуда говорит, что раб сказал, что “позволительно человеку, (т.е. еврею) одалживать детям и домашним своим в росте, с целью, чтобы они узнали приятность роста”. [67]
Трактат этот не говорит о дозволенном проценте, так как озаглавлен “о запрещении лихвы”, которое Моисей дал для всех, не исключая и раввинов. Трактат этот говорит о неправедном росте относительно употребления одолженной вещи, как показывает пример “о перце”, во-вторых о проценте слишком высоком, 20% от ста, и в-третьих трактат этот вводит в грех ложною игрою названия процента с титлом подарка, тогда как Моисей ясно запретил евреям брать от еврея проценты за пользование одолженными вещами, или, кратко говоря, так как Моисей запретил и тайную лихву. Трактат этот, наконец есть хитро обдуманный урок о лихве, потому что если раввин раввину принес в подарок запрещенный процент (как умеренный и справедливый) 20% от ста и при том в давние времена, то насколько крепче этим уроком можно заправить этот вкус у детей для того, чтобы взимать страшные проценты с иноплеменника (как это недавно было с одним бедным человеком, а с виновным, говорит автор, и суд ничего не мог сделать, когда еврей за 70 талеров велел написать в расписке 100 талеров, а от этих 100 талеров уплатить ему 8% от ста). Так как раввин Кроннер и с. 2, 3, 7 утешается тем, что наши теперешние евреи имеют другие понятия о лихве, а не те, которые выше мною изложены, то приведенный мною пример еврейского ростовщичества пусть убедит его, что у современных нам евреев понятия о лихве не изменились к лучшему, и для нас понятно, что евреи воспитанные на талмуде (Вава т. 70, 2 стих 20 гл. ХХIII Второзакония так изменяют: “ты должен брать лихву” (вместо ты можешь брать правильный рост). Это неправильное толкование места свящ. писания так вкоренилось у раввинов, что Абарбанел для покрытия мошенничества евреев говорит: “Тора однако позволяет брать проценты”. Абарбанел не скрывает того, что евреи закон Моисея так понимают, что евреям позволительно взимать с иноплеменника как можно более высокий процент, но в оправдание свое говорит: под иноплеменниками, которых нам дозволяется законом Моисеевым грабить посредством взимания высоких процентов, мы не разумеем христиан, которые все-таки пред Отцом небесным по отношению к евреям не иноплеменники! Но потом тот же великий Абарбанел, некогда министр государственных имуществ в Испании, свои только что приведенные слова, что христиане не иноплеменники, объяснил, что он высказал их для того, чтобы евреи спокойно и без неприятностей могли жить между христианами. [68] Действительно, человек этот вполне понял учение талмуда о дозволенном обмане. Другой раввин пишет опять без ограничения: наши мудрецы постигли правду, когда дозволили еврею брать лихву с христианина — гоя. [69] Поэтому раввин Швабе, обращенный в христианство, имел основание сказать: [70] если христианин нуждается в деньгах, еврей искусно умеет к нему подойти, прикладывает еврей лихву к лихве, пока сумма не дойдет до той высоты, что христианин ее не может уплатить, не продавши своего имущества, и, когда сумма нарастает в несколько сот или несколько тысяч, смотря по имуществу, тогда еврей обращается к судебной власти, чтобы ему было отдано имущество христианина во владение.
Талмуд говорит: [71] “отнимай жизнь знаменитейшему между язычниками”, конечно, если можешь. А за несколько страниц пред этим мы читаем: [72] “Если гоя освобождаешь из ямы, в которую он впал, сохраняешь одного человека язычеству”. А орел иудейства — Маймонид, говорит: [73] “запрещено иметь милосердие к гою, поэтому ты не должен его спасать, хотя бы ты видел его погибающим, или тонущим в реке или близким к смерти”. И Абарбанел вместе с Маймонидом учит: [74] кто не признает хотя бы одного пункта иудейской веры, тот отщепенец и эпикуреец, которого ты должен ненавидеть, презирать и истреблять, потому что написано: я должен, Господи, ненавидеть тех, которые Тебя ненавидят”. Кто, говорит талмуд, [75] “имеет намерение убить зверя, а вследствие неосторожности убьет человека, или кто хочет убить язычника (т.е. иноплеменника), а вследствие ошибки убьет еврея, тот в преступлении не виновен”. Позволительно, говорит талмуд, [76] убивать неверного. Если отщепенец и отступник впадут в яму, повторяет талмуд, [77] то не освобождай их, а если бы внизу находилась лестница, прими оттуда ее и скажи заключенным: делаю это для того, чтобы мое животное туда не вошло, а если яму прикрывал камень, то положи его над ямой обратно, а заключенным в ней скажи, делаю это для того, чтобы по этому месту мог ходить мой скот и т.д.”. Справедливо, говорит талмуд, [78] “умерщвлять отступника своими собственными руками”. Кто проливает кровь безбожных (т.е. не евреев), учат раввины, [79] приносит Богу жертву”.
Так как, само собою разумеется, что мнимые нападки на евреев поставят меня в глазах евреев безбожным, то легко понять, что я уже заслужил двойную смерть. Я (автор) получил анонимное письмо (под почтовым знаком из Hamm) в котором аноним говорит, что я должен погибнуть, как Аман, на виселице; из Крейсталя же прислал мне какой-то еврей следующую угрозу: “признаем делом угодным Богу, тебя свести с дороги: ты от наших рук должен сойти с этого света”. И заповедь Божия “не убий” означает, по учению Маймонида [80] чтобы еврей не убивал никого только из евреев. “Гои дети Ноя — отступники от иудейства — не евреи”. Кто одну душу израильскую уничтожит, говорит талмуд, [81] тот получит от Бога казнь, как бы за то, что уничтожил весь мир”.
Поэтому талмуд пишет, а Маймонид его повторяет: [82] “потомок Ноя, который гоя проклинает, совершает идолопоклонство, или убивает своего слугу (из детей Ноя, т.е. иноплеменника) или же прелюбодействует с его женою, освобождается от наказания, если примет иудейскую веру. Но если он же убьет еврея и потом примет иудейство, от вины не освобождается и должен быть лишенным жизни за еврея”.
Моисей сказал: “не пожелай жены ближнего твоего”, далее, “прелюбодей достоин смертной казни”. А талмуд учит, [83] что Моисей запрещает еврею прелюбодейства только с женою ближнего, т.е. с женою еврея; жены же иноплеменников, т.е. не-евреев не подходят под это запрещение. Тозфот талмуда и обожаемый Рашши (Pentat. Lew. 20, 10) при этом замечают, что из этого нужно заключить, что не евреи живут между собою без браков. Это низкое учение прямо вытекает из учения талмуда, по которому не еврею отказывается в достоинстве души человеческой, потому что брак есть установление, существующее только между людьми, о животных этого нельзя сказать. Раввины Бешай, Леви, Герсон и другие утверждают тоже. “Из уст многих мудрецов, говорят они, мы знаем что не совершает прелюбодейства, кто обесчещивает христианку”. Маймонид, в некотором роде философ, высказывает такое суждение: “можно женщину, если она иноверка, соблазнить прелюбодеянием”, [84] впрочем, в некоторых изданиях эти слова опущены. Талмуд думает: “кто во сне с своею материю (per comиtum) согрешит, должен (на основании учения 2, 3 “мать будешь называть своею мудростью”) надеяться мудрости; кто согрешит во сне с невестою, может надеяться примирения с законом (на основ. Втор. ХХХIII, 4), кто с сестрою (на основ. учения 7, 4) может надеяться — разума и рассудка, а кто во сне обесчестит жену иноплеменника, тот должен надеяться себе жизни вечной. [85] Ради последнего рода надежды раввины дают совет, что не нужно вечером перед сном находиться в общении с женой. И в самом деле, если эти скверные действия во сне заключают в себе такие великие награды, человек должен употреблять все меры для возбуждения в себе этих снов и ожидать их с нетерпением. Легко также из этого учения талмуда вывести себе заключение: если даже сон доставляет такую великую награду, то действительность гораздо более может принести пользы. Простирая дальше свои суждения на основании учения талмуда, можно придти к заключению: если этой пользы нельзя достигнуть вечером перед сном, то можно при каждом другом случае, если нельзя вечером, то можно во всякое другое время: Fиlиa 3 annorum et dиeи unиus, говорится в талмуде, desponsatur per comиtum; sи autem иufra tres annos sиt, perиnde est, ac sи quиs dиgиtuno иnderet иn oculum (и.e. non est reus laesae vиrgиnиtatиs, quиa sиgnaculum judиcatиr recrescere sиcut oculus tactu dиgиtи ad momentum tantum lacrиmatur). [86] Потом талмуд говорит, что из знаменитых в истории иудейства раввинов Раб и Нахман, прибывши в какой-нибудь иноплеменный город давали публичные объявления о том, не пожелает ли какая-нибудь из женщин быть их женою на несколько дней. [87] Раввин Елий говорит в талмуде, что он хочет по истечении праздничного дня обесчестить несколько девиц, так как грех остается снаружи на поверхности сердца, а злость людская не касается внутренности души. [88] Талмуд отзывается о раввине Елеазаре, что не было на свете ни одной публичной женщины, с которою близко не был бы знаком Елеазар; когда он услыхал, что какая-то красавица желает продать себя за сундук золота, он тотчас взял с собою сундук, набитый золотом, и ради нее предпринял путешествие чрез семь рек (дальнейшее повествование чрезвычайно цинично). [89] Трактат тот становится ужасным, когда читаем в то же время повествование талмуда, что Господь Бог при смерти Елеазара так взывал с неба: “Елеазар вошел в жизнь вечную”. Так как талмуд пред повествованием о Елеазаре пишет, что отступники иудейской религии, даже раскаявшись и снова принявши иудейство, не нашли пути к вечной жизни, то естественно придти, на основании учения талмуда, к такому заключению: будь только упорным евреем, и в конце будет все тебе прощено”. Об Акибе, которого синагоги называют вторым Моисеем, талмуд говорит: когда однажды Акиба увидел на пальмовом дереве женщину, ухватился за это дерево и взлез, но это был в образе женщины диавол, который обратился к нему с такими словами: “если бы на небе не было распоряжения, чтобы с Акибою и его законом, обращаться осторожно, то я не ценил бы твоей жизни даже в два шилинга”. [90] Тоже самое говорит, талмуд о раввинах Мейере и Тарпоне. При этом, однако, нужно заметить, что по талмуду, действия раввинов должны быть принимаемы за предостережения закона. [91] Что талмуд, одобряет много таких вещей, которые христиане признают отвратительными, ужасными, непристойными, — из выше приведенного это ясно вытекает; [92] но трудно изобразить последствия этого вредного учения. Что в самом деле скажет замужняя еврейская женщина, когда ее муж, живя под своей собственною крышею, идет к другой женщине? По талмуду, она не имеет права укорять его за это. Когда Иоханан некоторые явления жестокого и цинического характера публично назвал безнравственными, то в ответ услышал себе следующий громкий протест: “нет; закон так не гласит, потому что мудрецы (ученые раввины) возвестили: все дозволено мужу в отношениях к своей жене; он может поступать с нею, как с куском мяса, взятым у мясника, которое он может есть испеченным или сваренным, или только прижаренным, или как с рыбой, купленной у рыбака”. Как на доказательство этих слов указывается на один пример, как одна женщина пред раввином высказывала свою жалобу на то, что муж ее обращается с нею по содомски и что раввин дал ей такой ответ: “дочь моя, не могу я тебе ничем помочь, закон (разумеются предписания талмуда) отдал тебя ему на жертву”. Это безчестное учение и повествование находится не только в древнем издании талмуда, но и в новом (Амстердам 1644 ff. Gulzbach 1769, Warszawa 1864 г. в Tr. Nedarиm. f. 29, 2-1; Sarh. 58, 1). В новом издании повторяются эти вещи несколько короче с позорным толкованием, ложно основанным на ветхом завете, который будто бы позволяет еврею мужу в означенном случае творить то, что ему угодно. Общественные молитвы в синагоге требуют, по талмуду, собрания 10 мужчин; девять мужчин и миллион женщин не составляют еще полного общественного собрания; недостает присутствия Бога, потому что женщина есть ничто (Drach. garmonиe 2, 335, Parиs 1844). Когда еврейская женщина должна предаваться содомскому греху, то, конечно, муж ее имеет право посещать женщину иноплеменницу, тем более, что обесчещение гоии, или не-еврейки, никогда еврею не вменяется в прелюбодейство.
Поэтому разве, наша Церковь не имела достаточной причины воспретить девицам христианской веры находиться в услужении у евреев? И разве после этого можно сомневаться в невыясненном частом обесчещении христианских девиц еврейскими юношами. Замечание раввина Кронера о том, что евреи мало доставляют для статистики детей незаконнорожденных, может в этом случае иметь особенную важность. Талмуд, почти разрешая верующим в него обесчещение не-евреек, в то же время однако оберегает семейный союз евреев; вследствие сего содомские грехи являются талмудским средством, чтобы избранная вышесказанным способом раввина раба красавица, если она еврейка, была избавлена от беременности и чтобы этим способом вообще еврейские семейства были избавлены от прихода элемента не-еврейского — это со стороны евреев. У не-евреев же врожденное отвращение к общению с еврейкою служит важною причиною, почему статистика мало упоминает о незаконнорожденных детях у евреев. Еврей умеет сохранит еврейку от беременности, а детей, прижитых не-еврейкою с евреем, статистика не записывает на имя еврея. Я знаю, говорит автор, евреев, которые могли бы подтвердить это своим опытом.
Из всего выше сказанного можно заключить, что нравственность не-еврейской женщины не ниже нравственности еврейки, потому что о незаконнорожденных еврейских детях редко когда и речь бывает. Притом так как талмуд, а по замечанию реформаторского раввина, талмуд и библия (Ветхий завет) признают еврейку подверженную преступлениям, то нет, основания писателям еврейским возвышать нравственность своего рода ни в селах ни в городах выше жителей не еврейских.
В самом деле, в этом случае в подтверждение наших слов служит жизнь наших больших (европейских) городов, для которых наибольшее число распутников доставляет еврейка. Привожу здесь свидетельство одного еврейского дневника нашего времени: “в течение 25 лет и даже с более раннего времени мы замечаем, что между публичными женщинами больших европейских городов более евреек, нежели христианок. В Париже, Лондоне, Берлине, Гамбурге, Вене, Варшаве, Кракове из так называемаго “demиmonde” на публичных местах и в домах терпимости сравнительно с массою населения более евреек, нежели христианок. Это явление печальное, но действительное”. [93]
В одном израильском дневнике мы читаем: “Девица И.Г. избрала себе способ жизни — театральное искусство; погребение ее было по еврейскому обряду, так как душа ее всегда была еврейкой, и хотя и она поддавалась тем же искушениям, которым обыкновенно поддаются дамы, занимающие карьеру актрисы, однако, она набожно сохраняла традицию (учение и обычаи) домашнюю (еврейскую) и т.д.” [94] Если это заявление находит себе смысл в изложенном выше учении талмуда, то гордость, что евреи и еврейки происходят из крови избранного народа, может уяснить нам следующее мнение Цефбера о еврейке: “еврейка менее других женщин в состоянии отрешиться от характера своего пола. Она хотела бы господствовать, но слаба, легковерна, вздорна и любит чернить других. Сильно презирает христиан, бранит иудеянок, нрава деликатного и благородного; любовь есть у нее добродетель, посредством которой она достигает более, чем покорностью и послушанием. Если она принадлежит к знатной фамилии и получила старательное воспитание, то она отличается в салонах необыкновенною гордостью и важностью”, [95] на балах и вечерах, прибавляет одно еврейское сочинение, отличаются еврейские дамы, княгини из поколения Давида, богатством и роскошью своих нарядов. [96]
Евреи часто жаловались, что их присяге, произносимой против не-евреев, свет не доверяет [97] и некоторые христианские ученые поверили заявлениям защитников иудейской присяги. Мне было бы весьма приятно согласиться с ними; но, к сожалению, я убежден в совершенно противном относительно еврейской присяги.
Рассуждая на основании талмуда, мы видим, что в системе раввинизма против не-евреев нет присяги у евреев, потому что какое значение может иметь присяга против животных, каковыми евреи, по смыслу талмуда, считают гоев, т.е. не-евреев? — Присяга в этом случае выходит нелепостью, потому что правильная, святая, присяга имеет целью приводить к окончанию споры только между людьми. Если же вследствие этого талмудист бывает принужденным произнести присягу в пользу или во вред христианина, то он принуждает себя до странного поступка, которого бы он сам по себе никогда не совершил. В этом случае он принужден произнести слова, которые он уполномочен талмудом считать пустою формулой, гласом пустыни, который к его совести не имеет никакого отношения. Далее, если талмуд имущество и кровь не-еврея провозглашает собственностью еврея, то вследствие этого, какой может быть спор не-еврея с евреем о том, что мое и что твое? Еврей, основываясь на талмуде, имеет право брать, чего только может достигнуть; так все — есть его собственность. Как же я могу (я еврей) присягнуть или прямо сказать: мои деньги — твои деньги, когда в моем праве собственности я убежден? Если же меня кто будет принуждать к тому, чтобы я дал подобное заявление, или присягнул, то если сила моей воли не будет меньшею от моего убеждения, я в душе произнесу: “скорее умру, чем совершу эту нелепость”. Если же эту присягу я дам по слабости, поставивши выше правды страх пред убытком, то я в душе своей скажу: “деньги мои, однако, я опять возьму к себе, где буду иметь возможность взять, quиa res clamat domиno (это дело вопиет к Богу). Такая присяга, такое заявление, не имеют значения.
В талмуде находится много примеров знаменитейших раввинов, примеров, которые имеют обязательное значение для талмудистов. Раввин Акиба произнес присягу, а в сердце не признал за нею никакой важности. [98] Равнин Иоахонан дал такую присягу какой-то знаменитой женщине в сохранении тайны: “Богу израиля не открою этой тайны (т.е. ради Божественного всеведения, ведающего все тайны) для славы Божией сохраню эту тайну”, а в душе рассуждал: “но израилю, его народу, открою”. [99] Относительно нарушения присяги означенным способом в мыслях, раввины учат, что это нарушение присяги дозволяется, если она дана принудительным способом. [100] Если же христианское начальство вызывает еврея (признающего талмуд) к присяге, то основываясь на вышеизложенном учении талмуда, нужно думать, что еврей считает для себя самый вызов принуждением и потому считает себя свободным от искренней присяги. Если король, говорит упомянутая книжка, велит присягнуть и сделать заявление о других евреях, согрешил ли он с гоиею (иноплеменницей) с тою целью, чтобы в случае преступления, подвергнуть еврея смерти, то такая присяга должна быть признана принудительною и должна быть нарушена. [101] Другой раввин учит: если князь велит еврею присягнуть, что он не пожелает удалиться из страны, то еврей должен рассуждать в уме: сегодня (не пожелаю уходить из страны). Если же князь потребует ясно, чтобы никогда не удаляться из страны, то еврей должен в уме себе говорить: “под таким-то и таким-то условием”. Далее раввины еще яснее учат: такого рода присягу можно признавать до тех пор, пока об этом не узнает язычник, но если есть основание думать, что об этом узнает язычник, воспрещается нарушать присягу, потому что имя Божие в таком случае будет не в славе; поэтому был наказан Седекия, так как нарушил присягу, данную им Навуходоносору, несмотря на то, что присяга эта была вынуждена. Если же иной еврей колеблется относительно того, выполнять ли ему присягу, данную им при поступлении в военную службу, то в таком случае ему надо иметь в виду, что идолопоклонник о нарушении этой присяги легко может узнать; впрочем раввины вообще замечают, что тайно грешить можно, нужно только избегать обнаружения грехов, чтобы через это вера иудейская не была запятнана (Ghagиga 16; Kиdd. 40; Maиm. Sad. ch. 4, 11, f. 31,1; ose Mиkk. seph. mиz. gad. f. 132 и мн. сравн. Baba k 113). Далее, существует много еврейских книг, в которых требуется, чтобы еврей сильно верил, что будут ему прощены в день судный все грехи, хотя бы самые тяжкие, в том числе и клятвопреступление и, при этом, нет и речи об обязанности вознаградить обиду или обязанности исправления себя. Христианин также верит в отпущение грехов, но он при этом знает, что непременным условием прощения грехов служит вознаграждение обиды ближнего, восстановление отнятой от него чести и вообще самоисправление. Некоторые христианские ученые, благосклонно судящие о совести еврея талмудиста, требуют, чтобы обыкновенная присяга была произносима в синагоге со страшными клятвами, так как таковая присяга человека впечатлительного удержит от клятвопреступления. Но что касается меня, то я рассуждаю так: если бы я все учение талмуда и раввинизма признавал произведением Божественным, то я считал бы себя даже обязанным в душе нарушать клятву. Судите сами, кто имеет право требовать от меня присяги в том, что мой дом не моя собственность? (По учению талмуда, все, что существует в мире принадлежит евреям, и евреи всеми мерами должны стараться вырвать все имущества из рук гоев). Если бы я дал в этом искреннюю присягу, то я прогневал бы Бога, а так как талмудист, руководясь примером Акибы, второго Моисея, может во время присяги в сердце иметь свои соображения, свои предосторожности, то я присягнул бы, как от меня требуют, но во время присяги думал бы совершенно противное. Если бы, например, шло дело о жизни, то я, как последователь талмуда, будучи вызван властью под присягою дать свое заявление об убийстве евреем, вслух присягал бы, что человека он не убил, а в душе в то время мыслил бы: “он убил зверя”. Для человека, владеющего силою своего собственного рассудка и последовательного все равно приносить ли ему присягу в синагоге при торжественной страшной обстановке или частным образом.
У евреев есть следующая особенная молитва, которую они произносят в судный день, которая, однако, разнится от отпустительной молитвы. “Все связи и обязательства, говорится в этой молитве, преступления и присяги, которые от настоящего судного дня до такого же дня следующего года мы будем заключать, произносить, пусть будут нам разрешены, дарованы, нами нарушены, для нас не обязательны и не важны”. “Наши обязательства пусть не считаются обязательствами и наша присяга пусть не считается присягою”. Акт этот у евреев совершается торжественным образом вечером “длинной ночи” (ночью накануне судного дня). Представитель синагоги с двумя другими лицами возвышенным голосом во имя Бога произносит означенную молитву. Кроме того каждый еврей во всякое время может обратиться к раввину или трем частным лицам мужского пола, если произнес присягу, которая тревожит его совесть — и те разрешат его от клятвы. Есть несколько сочинений еврейских, доказывающих, что эти два обычая относятся к обязательствам и присягам, произнесенным по ошибке или необдуманности и притом касательно собственной личности, а не других. Я бы охотно поверил этому, но величайшая торжественность, с которою в день судный произносится означенная молитва, заставляет нас усомниться в справедливости этого объяснения. К этому надо еще прибавить, что обращенные в христианство ученые утверждают до настоящего дня, что такого рода оправдания евреев — пустые слова. — Обращение ученого еврея в христианство не служит поводом к тому, чтобы не верить ему, напротив, мы в его поступке должны верить исполнению обязанностей относительно общества: открыть начала, подрывающие общественное благо. К таким лицам принадлежит Шмидт (обращенный из ученых евреев), который говорит, что, раввины, по талмуду, могут освободить даже Самого Бога от данных им обязательств. То же самое утверждают и другие: Бренц и Драх, — человек высокого духа и учености, а также и многие другие. [102]
Так как Иисус из Назарета, по учению иудеев, не был Богом, а только творением, или человеком, то и христиане в очах евреев, конечно, ни более ни менее как язычники или идолопоклонники. Идолопоклонство основывается на том, что кто-нибудь какому-нибудь творению воздает божескую честь. Хотя существуют различные степени идолопоклонства, смотря по степени нравственности исповедников его, одни чище других, напр., древнеперсидское язычество менее грубо, чем хананейское, однако, ни с чем не сообразно какую бы то ни было религию, которая творению воздает Божескую честь, иначе называть, как языческою или идолопоклонническою. — Отсюда для каждого понятно, что, по духу учения иудейской религии, когда в книгах еврейских говорится о гоях, т.е. язычниках, нужно разуметь и христиан, так как понятие о христианине у еврея тождественно с понятием о язычниках.
Говорят о раввине Зеве, что он хотел убедить христиан, что выражение “гой” не есть название обидное, так как нельзя было опровергнуть той очевидной истины, что евреи христиан называют “гоями”. Но усилие раввина доказать, что слово гой не заключает в себе ничего оскорбительного, оказалось напрасным тотчас, как к одному знаменитому еврею стали обращаться со словом “гой”. Еврей этот понял, в чем дело, и с чрезвычайным отвращением отнесся к этому слову. Достойно внимания то обстоятельство, что новейшее издание талмуда в Варшаве (в 1863 г. ff.) выражения гой избегает и заменяет его другим.
Хотя талмуд, как мы уже сказали, говоря о сравнении религии древних персов с религиею хананеев, христиан различает от других язычников и это в ученом еврейском трактате 12 века то же повторяется, [103] но все же христиане называются истинными гоями, язычниками и идолопоклонниками. — Итак талмуд говорит: [104] к праздничным дням язычников принадлежит также первый день недели, день Назарянина (Иисуса), т.е. христианская неделя, воскресный день. Что назарянин в талмуде назван “сыном плотника”, [105] это согласно с названием, которое Иисус, по словам Ев. Матфея (ХIII, 55) еще при жизни Своей получил от иудеев. Далее, в талмуде имя Спасителя перековеркано в слово, имеющее значение: пусть погибнут имя его и память о нем [106] — это согласно вообще с учением талмуда, что еврей обязан, если может, истреблять отщепенцев, которые оставили веру иудейскую. Но имя Иисуса и память о нем, конечно, не могут быть истреблены без истребления христиан.
Что талмуд признает Христа божком или идолом — это вытекает из того, что христиане идолопоклонники, потому что, вменяют себе в величайшую славу быть верными Христу. Так как Христос, по учению талмуда, [107] занимался чародейством и идолопоклонством, то христиане вдвойне идолопоклонники. Что Христа евреи признают лишенным ума [108] — это согласно с поступком со Спасителем, в присутствии Ирода, когда современники его указали на Спасителя, как на чародея, свидетельствуя, что “Христос в союзе с диаволом”. Так как талмуд [109] называет Христа безбожником, забывающим о Боге, то этим доказывает, что христиане, как почитатели безбожника, сами не менее его безбожны. Так как о наилучшем из гоев сравнительно с другими, талмуд отзывается, что и он должен быть убитым (если только можно), то отсюда ясно видно, что и христиане без сомнения здесь разумеются. (Raechи на Exod XIV ed. Am. 7. В издании Ben. говорится между отщепенцами, (выражается без ограничения) наилучшего из христиан нужно удушить).
Чтобы в евреев глубоко вкоренить понятие о христианах, как о язычниках, талмуд в другом месте говорит: “гой, который изучает закон, (читает св. писание) достоин смертной казни”. [110] Это потому, что гою можно дозволить, по талмуду, взять в руки священное писание только тогда, когда он примет обрезание, т.е. когда сделается евреем, а известно, что христиане с самого начала своего существования читали библию — закон Моисея. Если же некоторые раввины указывают нам на место талмуда, где говорится: [111] “гой, который читает св. писание равняется первосвященнику”, то талмуд же нам объясняет, [112] что в этом случае, под св. писанием нужно понимать 7 заповедей Ноя. — Противоречия в талмуде приводят к тому, что талмудист может совершать всякое дело, как ему угодно.
Далее в талмуде ясно говорится: [113] “христиане — идолопоклонники; однако, позволительно еврею в их священный день, т.е. в первый день недели (воскресный) вести с ними торговлю”. Чрез четыре страницы далее [114] говорится о христианской религиозности, о книгах, свечах и чаше — и все это называется идолопоклонством. Далее, [115] талмуд задается вопросом: может ли еврей свой дом отдавать в наем идолопоклонникам, между которыми он живет и дает такой ответ на этот вопрос: “можно, потому что они не приносят в дом своего бога для постоянного помещения, а только тогда, когда кто из них умирает, или когда между ними есть больной”. [116] Позднейшие раввины не иначе думают: раввин Рашши говорит: [117] “назарянином называется тот, кто принял ложное учение человека, который предписал своим (последователям) святить первый день недели”. Раввин Маймонид пишет: [118] “все, блуждающие за Иисусом, хотя в своем учении разнятся друг от друга — вообще идолопоклонники и с ними нужно обращаться, согласно ясному предписанию талмуда, так как нужно обращаться вообще с идолопоклонниками”. Тот же Маймонид — орел иудейства, высказывает ни более ни менее, как учение талмуда. В одном месте он говорит: [119] “Эдомитяне (христиане) идолопоклонники, первый день в неделе у них священный”. Знаменитый Кимхи даже знает, почему особенно христиане немецкие принадлежат к наиболее между язычниками нечестивому племени хананеев. “Жители Германии, повествует он, [120] хананеяне, потому что хананеяне, уходя от преследования Иисуса Навина убежали в страну Аллеманию, которая теперь называется Германией”, и до сегодняшнего дня евреи называют немцев хананеянами. В другом месте Кимхи говорит: “христиане — язычники, потому что покланяются кресту”. [121]
Талмуд называет Христа вероломным евреем. [122] Орел иудейства пишет: [123] “повелено собственными руками умерщвлять изменников Израиля и отщепенцев (Mиnиm) как Иисуса Назаретскаго и его последователей и ввергать их на дно пропасти”. Учение Иисуса Назарянина, говорит талмуд, идолопоклонство. Иаков, ученик Иисуса, еретик; [124] в другом месте нового талмуда христианские евангелия называются книгами еретиков. [125] Абарбанел учит, что христиане еретики, так как верят, что Бог есть плоть и кровь. [126] Кто, говорит Маймонид, сказал, что принял на себя плоть, еретик. [127] “Еретики говорят, пишет Nиzzachon стр. 47, что ст. 8 гл. ХVИИ книги Числ относятся к деве Марии, Которая родила Иисуса; — пусть лопнет их душа”. А на стр. 70 говорит та же самая книга о Иерем. 31, 32. “Здесь говорят еретики, что пророк предвозвестил об Иисусе, Который дал им омерзительный крест вместо обрезания и установил почитать священным первый день недели вместо субботы”. Раввин Липпмана Nиzzachon стр. 76 говорит: “третий род еретиков учит, что Бог владеет одним телом и одною ипостасью”. То же самое повторяют многие раввины. “Если еврей имеет власть, говорит одна еврейская книга, [128] то он должен открыто убивать еретиков, в противном случае он это должен делать тайно”, можно их убивать, прибавляет талмуд [129] вооруженною рукою.
Когда талмуд трактует о страшных преступлениях: убийствах, жестокостях, содомских грехах и под., всегда укоряет в них и христиан. [130] Это вполне согласно с взглядом талмуда на христиан, как на безбожников. [131]
Каждое общество, особенно религиозное, в видах собственного своего утверждения находится в необходимости исключать из среды себя тех, которые не желают подчиняться его правилам. У талмудскаго иудейства то же есть отлучение, проклятие. В наше время когда либеральный еврейский мир не может наговориться об отлучениях, существующих в христианских церквах, особенно нам нужно познакомиться с проклятиями в иудейской синагоге в их главных чертах.
В числе причин, [132] по которым еврей подпадает проклятию, нужно назвать следующие главные: подвергается проклятию тот, кто оскорбляет раввина, хотя бы даже после его смерти, подвергается проклятию и тот, кто с пренебрежением относится к словам и постановлениям раввинов. Проклятым должен быть тот, кто других удерживает от исполнения талмуда, также и тот, кто свою роль передает не-еврею, и равным образом и тот, кто пред еврейским судом свидетельствует против своего единоверца.
Проклятие имеет три степени: третья уже давно вышла из употребления. Мы поэтому опишем первые два способа, которые называются Nиdduи и Cherem.
Самая меньшая степень проклятия “Nиdduи” сопровождается тем, [133] что проклятый должен быть обособленным от других и за исключением жены и детей также домашних должен находиться на 4 локтя от каждого другого и что во время проклятия не имеет права ни стричь себя, ни умываться. Десять мужчин, собравшихся вместе составляют священное собрание, если же есть девять мужчин, то находящийся под проклятием не может заменить десятого. Если же он явится в собрание десяти святых, то он сидит отдельным от них на расстоянии 4 локтей. Если же он умрет, находясь под проклятием, то судия велит положить камень на его гробе, в знак того, что умерший достоин был окаменения, так как не соблюл епитимии и остался исключенным из общества. Вследствие этого не жалеют о нем и тела его не провожают до места вечного упокоения даже родители его. Проклятие это, которое смотря по обстоятельствам может быть и увеличиваемо, может наложить даже частное лицо. Продолжается оно, обыкновенно, 30 дней, но может продолжаться 60 и даже 90 дней, если проклинаемый не обнаруживает раскаяния. А если и после этого времени не наступает исправление проклинаемого подвергают большему проклятию, которое называется “Cherem”.
Если “Nиdduи” дозволяет проклинаемому находиться вблизи других на расстоянии 4 локтей, то “Cherem” воспрещает ему всякое сношение с посторонними. [134] Находящийся под проклятием не может жить с другими, или учить их, воспрещено ему разделять с кем бы то ни было пищу и питье; никому не дозволяется у него служить или принимать от него услуги; дозволяется продать ему несколько пищи, чтобы только он не умер. “Cherem” произносится по крайней мере 10 человеками. Проклятие это обыкновенно происходит с необыкновенною торжественностью. Они зажигают восковые свечи, трубят в рога и поражают грешника страшными проклятиями. По совершении обряда проклинания тушатся свечи в знак того, что проклятый исключен из числа участников в свете небесном. Форма клятвы “Cherem” [135] так гласит: “велением Господа над господами предается проклятию N сын N в обоих судовых палатах высшей и низшей, подвергается проклятию старших святых, проклятию Серафима и Офанима; наконец, проклятию великих и малых гмин. Пусть на него найдут величайшие несчастия и болезни. Дом его пусть будет вместилищем ядовитых змеев. Пусть погаснет звезда его на небе, пусть она изливает на него свой гнев, пусть будет она для него жесткою и строгою. Тело его по смерти пусть будет предано в жертву диким зверям и змеям. Пусть радуются его несчастию противники и противницы его. Золото и серебро пусть будет роздано другим и сыновья его пусть будут в числе врагов его. Потомство его пусть вздрагивает при воспоминании об этом дне (т.е. дне произнесения проклятия). Пусть он будет проклят устами Амириона и Ахтариела, устами Сарафиела и Сагансаела, устами Михаила и Гавриила, устами Рафаила и Мешаретиела. Пусть он будет проклят устами Саваофа и Иеговы, который есть великий Бог и устами семидесяти имен по три раза великим царем, наконец, устами Зортока, великого канцлера. Пусть он будет поглощен землею по примеру Корея и его соучастников, со страхом и трепетом пусть душа его разлучится с его телом. Пусть поразит его глас Господа. Пусть он будет удушен, как Ахитолеф. Участь его пусть будет участию Гиезия. Пусть он падет и никогда не встанет. Да не будет он погребенным среди Израиля. Жена его пусть будет отдана другому, а по смерти его пусть другие ругаются над нею. В этом проклятии пребывает N, сын N, и это проклятие пусть будет наследством для него. Но надо мною и над Израилем да простирает Господь Бог мир и благословение свое. Аминь”.
Одно только образование в силах уничтожить в сердцах евреев ту ненависть, какая в них царит к их иноверцам. Надежда на одно только образование, что оно убедит иудеев в святости учения Христова о том, что ближним должен быть признаваем не еврей только, а каждый человек, и что к каждому человеку должна простираться любовь до самоотвержения.
[1] Изъ книги: Der Talmudjude. Автор сего сочинения профессор Ролинг все свои сведенiя подтверждает ссылкой на те источники, которыми он пользовался, что избавляет нас от нареканий в голословности.
[2] Tr. Chollin. f. 91, 2
[3] Tr. Sanh. f. 58, 2.
[4] Тамъ же.
[5] Tr. Jabam. f. 63, 1.
[6] Bechaj о пятокнижии р. 34, f. 153, 3.
[7] Zeror. h. f. 107, 2.
[8] Тамъ же, f. 101
[9] Tr. Jabam. f. 94, 2 Tos.
[10] Сравни отвѣтъ Кронера I, 47.
[11] Tr. Berach. f. 47, 2; tr. Gittin f. 70, 1 и tr. Aboda s. f. 26, Tos гдѣ слова гой и nochri имеютъ одно и тоже значение.
[12] Tr. Baba m. f. 114, 2.
[13] Tr. Megilla 7, 2
[14] Tr. Megilla f. 50, 4 par. Bo.
[15] Tr. Berach. f. 25, 2.
[16] Hos 4, f. 230, 4.
[17] Leb. tob. f. 46, 1.
[18] Sira. f. 8, 2.
[19] L. c. f. 14, 1, par. 1.
[20] Jalk. rub. f. 10, 2.
[21] Matk. h. in p. tawo
[22] Aboda 8, 26, 2. V. и выше В. 7.
[23] Tr. Aboda s. f. 4, 1.
[24] Tr. Schab. f. 89, 1.
[25] Tr. Jabam. f. 123, 1 pisk Tos. 23.
[26] Tr. Sanh. f. 92, 1.
[27] Изъясн. I кн. царствъ. 18, 14.
[28] Mark ham f. 77, 4.
[29] Tr. Baba 6 f. 123, 1, Tr. Megilla f. 13, 2.
[30]Pirke, стр. 53.
[31] Tr. Gittin. f. 62, 1.
[32] Tr. Berach. f. 17, 1.
[33] Тамъ же, Tr. Gittin. f. 61, 1.
[34] Kad. hak. f. 30, 1.
[35] Tr. Sota. f. 41, 2.
[36] Tr. Baba 6 f. 10, 2.
[37] Tr. Nedarim f. 31, 2; pes f. 92, 1.
[38] Tr. Aboda s. f. 27, 1 Tos
[39] Tr. Baba k f. 2, f.
[40] Tr. Megilla f. 13, 2; Schec. ч. 1; Sota. f. 36, 2; Kad. hak. f. 56, 4; Bechaj въ изъясн. Бытiя 46. 27, f. 56, 1.
[41] Seph. Jk. 3 cp. 25; Jalk. Schim Habac. f. 83, 3 n. 583.
[42] Tr. Je bam. f. 47, 2.
[43] Tr. Sanh. f. 57, 1 Tos.
[44] Tr. Baba m f. 111, 2.
[45] Тамъ же
[46] Tr. Baba k f. 113, 2.
[47] Serg miz. f. 105, 2.
[48] Jad. Chas. 4, 9, 1; и Рашши толков. Лев. 19, 11.
[49] Dissert phil. p. 11.
[50] Tr. Baba m f. 61, 1 Tos. Tr. Megilla f. 13, 2.
[51] Tr. Baba k f. 113, 1.
[52] Тамъ же
[53] Serg miz. f. 132, 3.
[54] Judenbalg 5, 21.
[55] Tr. Sanh. f. 76, 2; Tr. Baba k f. 113, 2.
[56] Tr. Jowa f. 88, 1, pisk. Tos 62.
[57] Тамъ же f. 132, 8.
[58] Tr. Sanh. 1, c.
[59] Jdd. ch. 4, 11, 3 f. 33, 1.
[60] Seph. misch. 51, 4.
[61] Seph. mizv
[62] Psikta rab. f. 80, 3 Teze.
[63] Tr. Aboda s. f. 77, 1, pisk. Tos 1.
[64] Толкован. Пятокн. f. 234, 1 Teze.
[65] Тамъ же, f. 234, 4 Teze.
[66] Тамъ же, f. 214.
[67] Tr. Baba m f. 75, 1.
[68] Mark. hammisch. f. 77, 4 Teze.
[69] Maggon Abrah cp. 72.
[70] Judischer Deckmantel, str. 171.
[71] Tr. Aboda s. f. 26, 2 Tos и Wen. Soph. 13, 3.
[72] Tr. Aboda s. f. 20, 1 Tos.
[73] Jad. chas. 1, 10, 1 f. 40, 1.
[74] Abarban am. f. 9, 1; Majmon. Sanh. 121, 2.
[75] Tr. Sanh. f. 78, 2.
[76] Tr. pes. f. 122, 2, Tos.
[77] Tr. Aboda s. f. 26, 2.
[78] Тамъ же, f. 4, 2. Tos.
[79] Jalk. Schim. f. 245, 3; Bomidb. p. 21, f. 299, 3.
[80] Jad. chas. 4, 1 f. 47, 1.
[81] Tr. Sanh. f. 37, 1.
[82] Tr. Sanh. f. 71, 2; Jad. chas. 4, 10 f. 295, 2.
[83] Tr. Sanh. 52, 2.
[84] Jad. chas. 2, 2.
[85] Berach. 57, 1.
[86] Nidda 47, 2.
[87] Tr. Joma 48, 2.
[88] Tr. Joma f. 19, 2.
[89] Tr. Aboda s. f. 17, 1.
[90] Tr. Kidduchin f. 81, 1.
[91] Tr. Berach. 62, 1; Chagiga f. 5, 1.
[92] Tr. Sanh. 149, 2; nasir f. 23; sota f. 10; moed k. f. 18 и т.д.
[93] Archives israelites 15, p. 711; 1867.
[94] Archives israelites 2, p. 523; 1868.
[95] Les Suifs p. 49 ff. Paris, 1847.
[96] Univers Israelit, 7, 295, 1867.
[97] Archives israelites 15, Dec. 1868.
[98] Tr.Kalla f. 18, 2.
[99] Tr. Aboda s. f. 28, 1; Tr. Joma f. 84, 1.
[100] Schulch a jore d. n. 232 12, 14.
[101] Scheel uteschivoth. f. 26, 2.
[102] Letter 2; d’un rabbin cet. p.82 sg. Paris, 1827.
[103] Tr. Choli f. 13, 2; и Tos g. 1, f. 2, 1; Tr. Aboda s. 1, 1, Tos.
[104] Tr. Aboda s. f. 2, 1 и f. 6, 1; f. 7, 2.
[105] Tr. Aboda f. 50, 2.
[106] Tr. Aboda s. f. 17, 1.
[107] Tr. Aboda s. f. 27, 2.
[108] Тамъ же.
[109] Tr. Sanh. 105, 1.
[110] Tr. Sanh. 59, 1.
[111] Тамъ же.
[112] Tr. Aboda s. f. 3, 1.
[113] Tr. Aboda s. f. 2, 1.
[114] Tr. Aboda s. f. 14, 2.
[115] Tr. Aboda f. 21, 1.
[116] Tr. Aboda f. 83, 4.
[117] Tr. Aboda s. f. 6, 1.
[118] Tr. Aboda misch 3 f. 78, 3.
[119] Jad. ch. hilch. aboda s 9, 14. Изд. Wen.1550.
[120] Obdj. 1, 20.
[121] Jes. 2, 18, 20.
[122] Tr. Gittin f. 57, 1.
[123] Jad. ch. hilch. aboda s cp.10.
[124] Tr. Aboda s. f. 17, 1-4.
[125] Tr. Tchab f. 116, 1.
[126] Mark. hammisch. f. 110, 6.
[127] Hagg. Maim. Mair’s Hilch. Seschufa c. 3.
[128] Arba Tur. Jore deach. 4, 58, f. 35, 5; chosch. ham. f. 138, 2.
[129] Tr. Tos.
[130] Сравни с Aboda s. f. 25, 2; f. 26, 1; Aboda s. t. Jerus. f. 40, 3, Tos. Aboda s. f. 2, 1, initio; f. 14, 2 med; f. 21, 1, fin; f. 81, 4 med; f. 83, 2; Raschi Aboda s. f. 15, 2 и другие.
[131] Schalehan a jorch. Deah. Num. 334.
[132] Тамъ же.
[133] I deach. 1, c.; choschen ham. n 11; Jad. chas. hilch. halm. hora c. 6, 7; Reschit chok. c. 7.
[134] Ibid. ect. ef. Buxtorf lex. talm. n. 828
[135] Buxtorf 1, с.