1. /
  2. Изгнание бесов
  3. /
  4. О бесновании душевном и...

О бесновании душевном и телесном, о вычитках и изгнании бесов

Аноним: А как совершали раньше вычитку по изгнанию бесов?

О.Серафим: Есть два рода беснования: душевное и телесное. Душевное беснование – это самое худшее беснование. Душевное беснование – это одержимость той или иной страстью. Одержимость страстью – это когда человек не находится в состоянии борьбы со своими страстями, ходит во след их. Одержим сочувствием к страсти, и не разрывает его. Каждая страсть, в конечном итоге, граничит беснованием. Когда человек идет на поводу у страсти, удовлетворяет ее, то в итоге она приходит в крайнее ее развитие, и человек через это соединяется с падшим духом, с демоном. То есть, крайнее развитие страсти ведет к беснованию, подсоединяет человека к демону и отдает ему во власть – это беснование душевное, состояние одержимости страстью. Такое состояние души погибельное. От такого беснования, когда человек идет на поводу страсти, никто не вычитает и не вылечит. В таком случае, человек беснуется по собственному своему произволению. Здесь человек должен сам, своим произволением, направлением своей воли противиться греху, страсти, и при помощи Божией освобождаться от страсти, от такого беснования.

Телесное же беснование это такое беснование, когда бес поселяется между произволением человека и его телом, – овладевает его телом. Или еще можно сказать, что это такое состояние, когда бес находится между телом и душой человека, — он может овладевать телом человека, в той или иной степени, в какие-то моменты времени, но не душой человека. В такие моменты человек может делать телом своим различные непроизвольные движения, против воли своей. — Он может устами изрыгать хулы на Бога, материться, но при этом язык его не слушается и говорит то, что бес захочет, и хотя в душе он противится, не хочет этого, но не может овладеть своим языком и телом, ибо им управляет бес. — Язык ему не повинуется, руки не слушаются, его по-всякому корёжит, но он не может этого остановить. Телесное беснование это как заключение в темницу. Вот такого рода беснования и вычитывали. И только такого рода беснования исцеляли святые, изгоняя бесов, но и то не всегда.

В чине вычитки такого рода бесноватых, в начале, сказано, что человек которого будут вычитывать должен положить намерение и решимость на то, что он совершенно поменяет свой образ жизни, и теперь будет всей своей жизнью стремиться к Богу, встанет на путь борьбы со своими страстями. А если он как «пес» вернется «на свою блевотину» (2Пет.2:22), — начнет опять жить по своим страстям, то в него войдет еще семь других бесов, злейших, чем тот, который был до того. Вот такое предупреждение, такого рода наставление дается в этой вычитке.

Подвижники изгоняли бесов, одним словом, одним возложением рук, а кто-то просто: дунул – и бес вышел. Они изгоняли беса, не сами по себе, а с помощью Божественной благодати, которую стяжали в изобилии, поэтому и могли изгнать беса одним движением воли, которое действовало в согласии с волей Божественной. Но и при вычитке, изгоняет бесов не вычитка, сама по себе, не слова молитв, которые читаются, а благодать Божия, при условии, если человек положит в душе своей намерение, — дальнейшую жизнь свою проводить в борьбе со страстями, в устремлении к Богу. А если снова станет жить по страстям, то тогда в него войдет семь злейших еще худших бесов, и будет ему еще хуже, чем было до того. В наше время все эти вычитки – это бесовский спектакль и обольщение, так как никакого изгнания бесов, как это было в древности, не происходит.

Нельзя относиться к словам вычитки и молитв, как к магическим заклинаниям. Ибо такая вера – это уже та же самая магия, но только замаскированная одеждами православия. Ибо Благодать Божия привлекается не тем, что читают вычитку, слова молитв, а чистотою чувств, истинными плодами духа, чувством веры, свободным от духа самоуверенности.

Аноним: А как это происходит, что бес заходит в человека?

О.Серафим: Бог попускает, за грехи человека.
До беснования которое в наших мыслях и чувствах человек сам доходит, так как каждая страсть граничит беснованием, и во главе каждой страсти стоит демон. Если мы удовлетворяем страсть, ищем постоянно ее удовлетворения, то через нее подсоединяемся к бесу, ибо и он имеет такой же настрой духа. Приобретая страстный настрой духа, мы становимся сродными по духу демонам, и попадаем под их власть. Ибо бесы имеют власть над человеком через страсти.

Другого рода беснование, когда человек не может владеть своим телом, бывает по попущению Божию за грехи человека, или для обращения, или для того, чтобы смирить человека. Для человека это как искушение, которое причиняет ему страдания, смиряет его. Если такой человек правильно будет это переносить, — с осознанием своей греховности, с благодарностью Богу, со смирением в духе, – то может спастись. Ибо если он не хочет этого, и противится, но ничего не может изменить, – то это ему причиняет страдания. Отсюда «волей-неволей» ему приходится смиряться в душе со скорбями и страданиями, бороться с унынием и отчаянием, которые возникают от телесных страданий и мучений, в которые ввергает его демон. Вот и начинается борьба со страстями потому, что нет услаждения телесно-душевному сладострастию, духу самости и гордыни.
Но не само по себе страдание спасает человека, а если он будет переносить его правильно, со смирением, с благодарностью Богу за скорби и страдания, то есть выносить из него верный душевный настрой, спасительные и добродетельные чувства.

Аноним: На вычитках одна женщина часто кричала: «Что ты меня гонишь, меня купили?!» Т. е. эта женщина болела и чтобы выздороветь, пошла к бабке, дала ей денег, чтобы та ее вылечила.

О.Серафим: Она совершила грех, обратившись к демону за исцелением через эту бабку. То есть, Бог попустил демону войти в нее, за ее греховную жизнь. Чтобы она через страдания от демона вразумилась и исправила свою жизнь, вставши на путь покаяния, на путь борьбы со своими страстями.

И смотря ради чего человек желает исцеления. Если ради того, чтобы жить как все живут, — удовлетворять свои прихоти и похоти, свои страсти, а когда бес мучает, то приходит страдание, и нет никакой жизни. В таком случае человек ищет исцеления не ради спасения своей души, а ради того, чтобы жить, как он считает, «по-нормальному», как все, — ради удовлетворения своих страстей и похотей.
А Христос когда исцелял, то говорил: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). То есть, Господь исцелял с тою целью, чтобы исцелялась душа, устремлялась к спасению; а здесь исцеление — ради того, чтобы себя внешне хорошо чувствовать, и дальше продолжать удовлетворять свои страсти.

Люди боятся телесного беснования, потому что оно приносит телесные и душевные страдания, мешает удовлетворять свои похоти и прихоти, страсти. Но не боятся самого лютого и злейшего беса – беса греха.

Насколько грех страшнее самого лютого беснования хорошо показывает свт. Иоанн Златоуст, в толковании на отрывок из Евангелия о гадаринском бесноватом: 
«И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною (разжигается телесною похотью), тогда он ничем не различается от беснующегося (становится одержимым блудным бесом). Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния (добродетели), лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому (одержимый блудным бесом), поражая себя не камнями, но беззакониями (блудодеяниями и всякого рода извращениями), которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь бесстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах. Подлинно таковы жилища блудников (и всякого рода извращенцев), исполненные великого зловония и гнилости.
А что сказать о сребролюбце? Не таков ли и он? Кто может когда-либо связать его? Каждодневные страхи, угрозы, увещания и советы? Но он все эти узы расторгает, и если кто придет освободить его от уз, заклинает не освобождать его, почитая величайшим для себя мучением не быть в мучении. Что может быть бедственнее этого? Бес, хотя презирал людей, но повелению Христову покорился, и немедленно вышел из тела. А этот не повинуется и повелению Христову, хотя он каждодневно слышит Его слова: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24), и угрозы геенною и нестерпимыми мучениями, и все-таки не повинуется – не потому, что он могущественнее Христа, но потому, что Христос против нашей воли не ведет нас к исправлению. Вот потому такие люди, и живя в городах, живут как бы в пустынях. 
В самом деле, какой благоразумный человек захочет обращаться с такими людьми? Я, по крайней мере, желал бы лучше жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждущих такою болезнью. А что я не заблуждаюсь, это видно из тех страданий, какие претерпевают сребролюбцы и беснующиеся. Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им никакого вреда, желают сделать рабом свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив, беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь. Сребролюбцы ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божие, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесами более достойны сожаления и слез. Бесноватые многое делают в бесчувствии; напротив сребролюбцы, имея ум, безумствуют, среди городов неистовствуют и беснуются некоторым новым бешенством. В самом деле, все беснующиеся делают ли что-либо подобное тому, на что дерзнул Иуда, совершивший неслыханное преступление? И все ему подражающие, подобно диким зверям, убежавшим из ограды, возмущают города, никем не будучи удерживаемы. Хотя сребролюбцы отовсюду обложены узами, как то: страхом судей, угрозою законов, презрением от людей и многим еще другим, – но они, разрывая их, все низвращают. И если бы кто совершенно отнял от них те узы, тогда ясно увидел бы в них беса гораздо лютейшего и жесточайшего, нежели каков исшедший из упомянутого ныне бесноватого» (свт. Иоанн Златоуст, толкование на Евангелие от Мф.гл.8: ст.28, гл.9:ст.1, стр.320, 28 беседа)

Если человек изгонит из себя страсть – он изгонит самого страшного, ужасного и коварного беса, которого не сможет изгнать никакой чудотворец! А к этому призван каждый, и это сможет делать каждый, если захочет и станет на путь правильно-проходимой борьбы со своими страстями.
***

«Некогда авва Макарий, идя с горы в келию свою, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: велика в тебе сила, Макарий, потому что я не силен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно есть, чем ты меня побеждаешь. Авва Макарий говорит ему: что же это такое? Диавол ответил: смирение. И посему я не силен против тебя» (Древний патерик, гл15, п.38).

«Человек, одержимый демоном и испускающий пену, ударил по щеке некоего старца, монаха-пустынника. Старец вместо ее подставил ему и другую щеку. Демон же, не вынося жжения смирения, тотчас отступил от него» (Древний патерик, гл15, п.68). Здесь речь не просто о внешнем поступке подвижника. Речь не о внешнем смирении, а о том, что он воспитал в себе такой вот настрой духа, смиренный и сокрушенный перед Богом. — Чувство истинного смирения перед Богом стало расположением его души. А внешнее действие, в данном, конкретном случае, только лишь проявило его. (Может этому подражать внешнее смирение, но оно является лишь только бесовской уловкой).

Бесы прогоняются и изгоняются не тем, что против них читают молитвы «Живый в помощи вышняго» или «Да воскресенет Бог» и т. п., а Божией благодатью. А благодать привлекается спасительными и добродетельными душевными чувствами, которые воспитываются в процессе правильно-проходимой борьбы со страстями, благодать привлекается смиренным и сокрушенным духом, который должен воспитываться перед Богом. Этот дух и привлекает дар спасительной Благодати, а она прогоняет демонов.
А вера и надежда на эти молитвы, — это как вера в противомагические заклинания, прогоняющие бесов, которая основывается на неправом чувстве вере, т.е. на духе самоуверенности и самонадеянности, на духе самоутверждения. Этот дух противоположен духу сокрушенному и смиренному и привлекает не Божию благодать, а бесов.
Так на магию является православная противомагия, которая есть та же самая магия, прикрытая одеждами и молитвами православными. Это то же самое, что против черной магии есть белая магия. Разницы никакой нет. Вся разница только лишь во внешнем. А суть и дух – одни и те же. Бесы – любители маскарадов и могут наряжаться в какие угодно одежды, оставляя при этом один и тот же дух, – самоуверенности и самонадеянности, дух утверждения в самости и гордыни, первородном грехе.

«Авва Моисей сказал: имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмеивается демонами» (Древний патерик, гл15, п.42). Всякий не воспитавший в себе духа сокрушенного и смиренного перед Богом, — в борьбе со своими страстями и самостно-гордостным духом, — надеющийся на молитвословия, сильные молитвы и вычитки, на внешние знаки и символы, и т. п. что-либо внешнее, — «осмеивается демонами», попадает в беовские иллюзии и обольщения, становится одержимым и бесноватым.
—————-

Об одержимости и изгнании бесов

Об одержимости телесной и душевной. Когда при телесной одержимости человек может прийти к спасению. Занимающиеся изгнанием бесов, при помощи вычитки, находятся в бесовской прелести. Бесы во время вычиток устраивают бесовские спектакли для обмана и обольщения людей. / 10.12.2022г.

О бесновании телесном и душевном. Об изгнании бесов

О бесновании телесном и душевном. Об изгнании бесов. / 27.04.2018г.

Оставьте комментарий