Аноним: Как бывает трудно оторвать внимание ума, когда враг бьет. Иисусовой молитвой спасаюсь, углубляясь в ее смысл, с сокрушением сердца. Скажите мне пожалуйста по молитве, какие опасности бывают?
о.Серафим: Надо не в смысл иисусовой молитвы углубляться, а в чувство сокрушения, с обращением к Богу за помощью. Иисусова молитва, как и любая другая, — внешняя, для ума. Сила ее зависит только от чувств, с которыми ее творят. Поэтому все внимание должно быть сосредоточено не на словах в мысли, а на возгревании чувства, во время творения молитвы. «Молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, – есть словесная молитва, и как всякая другая, сама в себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее произносят» (свт. Феофан Затворник, Собрание писем, выпуск 1, п.12).
Молитва должна рождаться в процессе борьбы со страстями, правильно-проходимой. И успех в ней зависит только от этой борьбы: «Главное условие для успеха в молитве есть очищение сердца от страстей» (свт. Феофан Затворник). Без правильно-проходимой борьбы со страстями творение молитвы заводит только в духовную прелесть.
Молитва — дар благодати, который подается по мере обретения чистоты чувств. А чистота чувств образуется в процессе правильно-проходимой борьбы со страстями и воспитания добродетельных чувств, истинных добродетелей.
Проблема современных молитвенников в том, что они занимаются творением молитв без правильно-проходимой борьбы со страстями. Или пытаются творением молитвы в уме забить все греховные мысли, а ежедневной правильно-проходимой борьбы со страстями нет. Поэтому поголовно заходят в состояние духовной прелести. Так как правильная мысль не заменит сама по себе неправильное чувство. Это делается только путем напряжения душевных сил в борьбе, когда страстное чувство стараются заменить на добродетельное душевное чувство, при помощи Божией. Молитвенная мысль при этом, — это только лишь подспорье для ума.
Искоренение страстей и воспитание вместо них добродетельных чувств или истинных добродетелей — это и есть главное условие для воспитания истинной, непрелестной молитвы. Именно для этого и нужна правильно-проходимая борьба со страстями. Без этого условия занятия молитвой, вращение в уме иисусовой или любой другой молитвы только поможет зайти в духовную прелесть, и соединит не с Богом, а с демонами.